Экскаватор ЭТР-254
(базовая модель)
предназначен для
разработки траншей
под магистральные
трубопроводы
диаметром 1220, 1420 и 1620 мм
при глубине копания 2,5 м
(720, 920 и 1020 мм при
глубине 2,5 м - для ЭТР-254-01;
1220 и 1420 при глубине 3 м
- для ЭТР-254-02).
Основные
конструктивные
отличия экскаватора
ЭТР-254-01 от ЭТР-254
следующие: меньшая
ширина ротора с
однорядным
расположением ковшей;
одинарное колесо
задней опоры;
односкоростной
цилиндрический
редуктор привода
конвеера. Тягач,
система навески и
соединение тягача с
рабочим органом, а так
же ряд узлов рабочего
органа полностью
унифицированы с теми
же узлами экскаватора
ЭТР-254.
База экскаваторов -
специальный тягач, в
конструкции которого
использованы все
основные и
трансмиссионные узлы
трактора К-701 и узлы
ходовой части
трактора Т-130. Привод
передвижения -
механический, с
гидравлическим
переключением
передач; привод ротора
и транспортера
механический, подъем
рабочих органов -
гидравлический;
приводной двигатель -
ЯМЗ-240Б (ЯМЗ-240БМ)
мощностью 300 л.с.;
экскаваторы имеют 32
скорости рабочего
хода (от 20 до 509 м/ч).
Опытные образцы
экскаватора ЭТР-254-01
испытывали на
строительстве
газопровода в районе
между Уренгоем и
Надымом, где они
показали хорошие
результаты и с 1982 г.
начат их серийный
выпуск. В зимний сезон
1982-1983 г. установочная
партия экскаваторов
ЭТР-254-01 выполнила
большой объем работ в
районе Уренгойских
газовых
месторождениях, а
десять этих же машин с
февраля по апрель 1983 г.
отрыли в мерзлых и
вечномерзлых грунтах
около 240 км
траншей с
промерзанием на
полную глубину!
Экскаватор
ЭТР-254-05 имеет
устройство для
рекультивации грунта -
два дополнительных
ротора (2),
устанавливаемых по
обеим сторонам
основного ротора (1).
Одним проходом по оси
траншеи роторным
рекультиватором
снимают плодородный
слой почвы с полосы
шириной 3,5 м. Для
этого транспортеры
экскаваторов ЭТР 254-05,
имеющие
гидравлическую
подвеску, оснащают
устройством,
увеличивающим
дальность
транспортировки
грунта на расстояние
11-13 м от края
полосы рекультивации
до середины отвала.

Для
осуществления щелевых
технологий разработки
траншей в
многолетнемерзлых
грунтах в 80-е годы в
трубопроводостроительной
отрасли были
предприняты попытки
создать щелерез с
глубиной копания 2,5 м.
Опыт применения
отечественных
роторных экскаваторов
средней и большой
мощности для
разработки траншей в
ММГ показал высокую
эффективность,
обусловленную
способом резания
грунтов «крупный
скол», но только при
удельной мощности 200 л.с.
и более приходящейся
на квадратный метр
площади поперечного
сечения траншеи. При
удельной мощности
менее 100 л.с./м2
процесс резания ММГ
превращается в
процесс износа зубьев
на наждаке.
 |
 |
Фото
1. Опытный образец
щелереза с
бесковшовым
рабочим органом |
Фото
2. Ковшовый щерез
ЭТР-254-06 в работе |
Испытания
двух опытных образцов
показали
неспособность
бесковшовых рабочих
органов поднять грунт
с глубины более 1,5 м
(фото 1). После
неудачной попытки
создания бесковшового
щелереза, ВНИИСТ
получил возможность
реализовать проект
щелереза с ковшовым
(роторным) рабочим
органом, реализующим
принцип резания
грунта «крупный скол».
Опытный образец
щелереза с глубиной
копания 3 м при
ширине рабочего
органа 0,5 м был
создан как сменный
рабочий орган
серийного роторного
экскаватора ЭТР-254-01
(фото 2).
Рабочий орган снабжен
колесной опорой в
транспортном
положении. В рабочем
положении рабочий
орган опирается на
жесткую опору, а
колесная опора
перемещается по берме
траншеи. Привод
ротора-механический,
взаимозаменяемый с
ЭТР-254-01, привод
транспортера -
гидравлический.
Приемочные испытания
проведены на
Ямбургском
месторождении. Была
подтверждена
способность
разработки прочных
ММГ с темпом 80-100 м/ч.
По результатам
приемочных испытаний
щелерез вошел в
отраслевой каталог
трубопроводостроительной
техники под индексом ЭТР-254-06.
Техническая
характеристика
роторных экскаваторов
семейства ЭТР-254
Наименование
параметров |
ЭТР-254 |
ЭТР-254-01 |
ЭТР-254-02 |
ЭТР-254-05 |
Размеры
отрываемой
траншеи, м: |
|
|
|
|
глубина
/ ширина |
2,5 /
1,8; 2,1 |
2,5 /
1,2; 1,5 |
3,0 /
2,1 |
2,5 /
3,5 |
Мощность
двигателя, кВт |
220 |
220 |
220 |
220 |
Техническая
производительность,
м3/ч, в грунтах
I категории |
1200 |
900 |
1200 |
1200 |
Дальность
перемещения
грунта в отвал, м |
5 |
5 |
5 |
5 - 14 |
Рабочая
скорость, м/ч |
- |
20-509
(32 скорости) |
- |
- |
Транспортная
скорость, км/ч |
- |
0,48 -
5,6 |
0,48 -
5,6 |
0,48 -
5,6 |
Габаритные
размеры, мм: длина
х ширина х высота |
13500
х 4200 х 4350 |
13500
х 4200 х 4350 |
13500
х 4200 х 5200 |
13500
х 4200 х 4350 |
Масса,
кг |
41000 |
36000 |
43000 |
45000 |
Удельное
давление на грунт,
МПа |
0,067 |
0,063 |
0,069 |
0,071 |
Экскаватор
ЭТР-254А
является
модернизацией
экскаватора ЭТР-254.
Модернизации были
подвергнуты тягач и
рабочий орган
экскаватора.
Модернизация тягача
включала удлинение
гусеничного хода,
уменьшение вылета
силового агрегата и
кабины, опускание
натяжного и ведущего
колес. Усилен задний
мост, улучшены
эргономические
характеристики.
Введена пониженная
рабочая скорость для
более стабильной
работы экскаватора на
особопрочных грунтах.
При модернизации
рабочего органа были
повышены прочность
ковшей ротора,
долговечность
реечного зацепления,
поддерживающих и
направляющих роликов,
цепного привода,
надежность привода
конвейера. Уменьшена
энергоемкость копания
путем
усовершенствования
расстановки зубьев
ковшей ротора.
Изменены конструкции
муфты предельного
момента н редуктора
реверса ротора,
которые обеспечивают
более надежное
предохранение
трансмиссии от
перегрузок.
Конструкция
экскаваторов
разработана СКБ
"Газстроймашина"
по исходным
требованиям ВНИИСТ и
Главтрубопроводстроя;
выпускались
Московским
экспериментальным
механическим заводом
(МЭМЗ)
Миннефтегазстроя по
заявкам главков и
объединений.
|