Экскаваторы
перемещаются на
рельсовом ходу и имеют
электрический
многомоторный привод
всех механизмов от
сети карьерного
хозяйства, благодаря
чему кинематические
схемы механизмов
отличаются простотой,
а сами экскаваторы
надежностью в работе.
Основное их
применение - в
карьерных хозяйствах
кирпичных заводов.
Общим недостатком
экскаваторов
поперечного копания
является
недостаточная
приспособленность их
к работе зимой во
время сильных морозов. Экскаваторы
поперечного копания
на рельсовом ходу
выпускались с начала
30-х г. на Московском
заводе "Красный
металлист" и в
центральных
механических
мастерских
"Укрбудматериал"
в небольших
количествах,
практически -
поштучно. Эти
экскаваторы имели
собственное название -
"Красный
кирпичник".
В конце 40-х г. на
Киевском заводе
"Красный
экскаватор" выпущен
опытный образец
многоковшового
экскаватора
поперечного копания
на гусеничном ходу
ЭМ-50-6 с приводом от
керосинового
двигателя I-МА. В
качестве сиовой
установки мог
использоваться и
электродвигатель.
Начиная с 50-х г.
выпускались
многоковшовые
карьерные экскаваторы
поперечного копания
различных марок (ЭМ-201,
ЭМ-251) на Дмитровском
экскаваторном завде.
Экскаватор
ЭМ-182 состоит из
ходовой тележки на
однореберных колесах,
на которой
установлена съемная
рама, несущая на себе
бункер, ферму
противовеса, турасный
вал с
предохранительной
муфтой и верхнюю часть
ковшовой рамы, а также
кабину и силовую
установку с
трансмиссией; нижней
ковшовой рамы с двумя
планирующими
звеньями, несущей на
себе цепь с ковшами
(конструкция основной
хвостовой рамы с
шарнирной подвеской
позволяет
обрабатывать забой
как при верхнем, так и
при нижнем черпании);
укосины,
поддерживающей
систему канатов с
блочной подвеской;
электрооборудования и
осветительных
приборов.
Для
управления экскаватор
имеет три рычага,
расположенных в
кабине механика: рычаг
включения ковшовой
цепи, рычаг включения
хода тележки и рычаг
подъема и опускания
стрелы.
Стрелу задерживают
специальным тормозом,
сидящим на червячном
валу. Движение от
электродвигателя
передается клиновыми
ремнями, натяжение
которых и угол
огибания шкива
регулируются натяжным
устройством. Вращение
от главного вала к
турасному передается
посредством цепной
передачи. Срезанный
грунт из ковшей
поступает в бункер и
далее в узкоколейные
вагонетки, на которых
грунт транспортируют
к месту назначения.
Применение подъемной
лебедки позволяет
использовать
экскаватор для
верхнего и нижнего
параллельного
черпания, при которых
одновременно
поднимаются или
опускаются оба конца
ковшовой рамы, то есть
ковшовая рама
перемещается
параллельно самой
себе и ковши снимают
стружку одинаковой
толщины по всей высоте
забоя; для верхнего
веерного резания, при
котором поднимается
или опускается только
конец ковшовой рамы, и
для нижнего веерного
резания, при котором
нижняя ковшовая рама
подвешена только за
конец, рама эта
опускается
веерообразно.
В экскаваторе ЭМ-182
добытый ковшами грунт
поступает в бункер и
из него в узкоколейные
вагонетки. Выпускался
киевским заводом
"Красный
экскаватор".
Экскаватор
ЭМ-201 имеет
емкость ковша 20 л;
техническая
производительность 36 м3/ч;
мощность
установленных
электродвигателей 18,5 кВт;
масса экскаватора с
бункером противовесом
- 11,8 т. Выпускался
Дмитровским ЭЗ.
Экскаватор
ЭМ-302 имеет
емкость ковша 30 л;
техническая
производительность 54 м3/ч;
мощность
установленных
электродвигателей 51,5 кВт;
масса экскаватора с
бункером,
противовесом и
транспортером - 25 т.
Экскаватор
предназначен для
работ на карьерах, где
залегают глины
значительной
плотности (до IV
категории грунтов) и
на гравийных карьерах.
Добываемая порода
грузится в вагонетки
или автосамосвалы
транспортером или же
непосредственно из
бункера.
Транспортер и
ковшовая рама
смонтированы из
отдельных звеньев, что
позволяет укоротить
или удлинить их в
случае надобности.
Экскаватор
приспособлен для
работы с верхним и
нижним черпанием, с
радиальной и
параллельной
разработкой забоя. Для
привода рабочих
механизмов служат
отдельные
электродвигатели.
Скорость движения
ковшовой цепи
экскаватора ЭМ-302
доведена до 0,5 м/сек,
что при сравнительно
малой емкости ковшей
обеспечивает довольно
высокую
производительность
машины. Выпускался
киевским заводом
"Красный
экскаватор".
Экскаватор
ЭМ-503 имеет
емкость ковша 50 л;
техническая
производительность 102 м3/ч;
мощность
установленных
электродвигателей 60 кВт;
масса экскаватора с
бункером и
противовесом - 33,65 т.
Выпускался киевским
заводом "Красный
экскаватор".
Конструкция
экскаватора ЭМ-302
аналогична
конструкции
экскаватора ЭМ-201.
Отличительной
особенностью
конструкции является
наличие отвального
конвеера длиной 20 м,
установка кабельного
барабана,
автоматически
выкладывающего или
выбирающего кабель во
время передвижения
экскаватора по
рельсам. Экскаватор
ЭМ-503 отличается от
экскаватора ЭМ-302 в
основном только
большими размерами.
В конце 50-х гг.
серийный выпуск
экскаваторов ЭМ-128
и ЭМ-301 был
прекращен, а в конце
60-х гг. - ЭМ-302 и ЭМ-503.
С 1981 г. начался
серийный выпуск
Дмитровским ЭЗ
экскаватора
поперечного копания ЭМ-251
на рельсовом ходу.
Продолжается и в
настоящее время
(экскаватор ЭМ-251МА).
|