WWW.TECHSTORY.RU
Сайт о механических экскаваторах, старой строительной,
авто- и железнодорожной технике

 
Главная
От автора
Мой фотоархив
 
Новости
 
Фотогалереи:
Экскаваторы
Краны
Трактора
Автотехника
Другая техника (СДМ)
Специальная техника
Железнодорожная техника
Импортная техника
Промзона
 
Технические описания:
Экскаваторов
Кранов
Тракторов
Автотехники
Другой техники (СДМ)
 
Масштабные модели
 
Фотообзоры техники
 
Наши поиски
 
Статьи и литература
 
Ссылки
 
Спасибо за сотрудничество!
 

Экскаваторы роторные ЭР-1, ЭР-2, ЭР-4, ЭР-5 и ЭР-6
фотогалерея

Роторные траншейные экскаваторы предназначены в основном для рытья траншей под газо- и нефтепроводы, а так же для других целей: траншей под кабели, ленточные фундаменты и тп.
Московский экспериментальный механический завод (МЭМЗ) Главгаза СССР в период с 1948 по 1953 г. выпускал следующие модели экскаваторов: ЭР-1 (опытный образец), ЭР-2 и ЭР-3. С 1954 г. начинается выпуск экскаватора ЭР-4 на базе трактора С-80. С 1955 г. выпускаются дизель-электрические роторные экскаваторы модели ЭР-5, а с 1956 г. роторные экскаваторы ЭР-6 на базе трактора ДТ-54. Конструкции экскаваторов ЭР-2...ЭР-6 разработаны СКБ Газстроймашина.
Классификация роторных экскаваторов ЭР характерна для для экскаваторов, выпускавшихся на заводах Главгаза СССР (ЭТР - на заводах других министерств).

Экскаватор ЭР-1 на базе трактора С-80, предназначался для разработки траншей глубиной до 1,65 м и шириной 0,85 м. Этот экскаватор, как и экскаватор КГ-65, был оборудован триммерами.

Экскаватор ЭР-2 серийно выпускался с 1950 г., предназначен для рытья траншей шириной 0,8 и глубиной до 1,65 м.
Экскаватор спроектирован на базе Челябинского трактора С-80 (двигатель КДМ-46, 80 л.с.) который был значительно переработан: новая основная рама и рамы гусениц, удлинение гусениц и тп. Ротор диаметром 3,1 м с 14 ковшами емкостью по 50 л имел механический привод посредством цепных передач. Подъем ротора и ленточного транспортера осуществляется двумя гидроцилиндрами и их независимая работа позволяет при любой глубине траншеи всегда распологать транспортер горизонтально по отношению к ротору.
Вначале на экскаваторе ЭР-2 был установлен прямолинейный наклонный транспортер, на который грунт подавался через приемный бункер. В дальнейшем этот транспортер был заменен криволинейным.
Управление механизмами экскаватора ЭР-2 смешанное - механическое и гидравлическое. Вес экскаватора - 18 т.
В 1954 г. снят с производства.

Экскаватор ЭР-3 изготовлен на базе трактора С-80. Рабочим оборудованием экскаватора является смонтированный на особой раме ротор (ковшовое колесо), по окружности которого укреплено 14 ковшей, срезающих грунт и поднимающих его к транспортеру.

Рама ротора имеет опоры в двух точках. Передний конец рамы опирается на пятовые шарниры, перемещаемые по вертикальным стойкам рамы экскаватора цепями, идущими к одному гидравлическому цилиндру механизма подъема, а задний конец подвешен на цепях, идущих к другому гидравлическому цилиндру.
Оба цилиндра расположены параллельно на верхних поясах рамы экскаватоpa. Независимое перемещение обеих точек подвески рамы ротора позволяет при любой глубине траншеи расположить его так, чтобы оси барабанов ленточного транспортера приняли горизонтальное положение.
Для зачистки дна траншеи сзади ротора к его раме подвешен зачистной башмак и здесь же закреплены откосники, срезающие верхние бровки открытой траншеи, чтобы они не осыпались.
Передаточные механизмы состоят из коробки передачи трактора и цепей, передающих движение механизмам экскаватора.
Управление экскаватором ЭР-3 смешанное - механическое и гидравлическое. Механически управляют двигателем, бортовыми фрикционами и коробками передач.
Гидравлическое управление осуществляется двумя спаренными распределителями УГ-1, входящими в гидравлическую систему, состоящую из масляного насоса, бака, распределителей, двух гидравлических цилиндров и контрольных приборов.

Экскаватор ЭР-4 выпускался взамен экскаватора ЭР-2 с 1954 г. мог рыть траншеи шириной 0,9 - 1,1 м и глубиной до 1,8 м. Изменение ширины траншеи достигалось установкой уширителей или уширенного ротора.

Экскаватор состоит из трактора С-80, у которого изменена коробка передач и установлена дополнительная рама, к которой крепится рабочее оборудование. Подъем ротора осуществляется гидравлическим цилиндром. Движение к ротору передается от ВОМ трактора через коробку реверса, карданный вал и редуктор привода ротора, в качестве которого использован задний мост от автомобиля ГАЗ-51. От него же использовано заднее колесо, на которое опирается ротор через гидроцилиндр.
В дальнейшем, в качестве базового использовался трактор С-100, а в приводе ротора - задний мост автомобиля ЗиЛ-164.

Экскаваторы ЭР-5 и ЭР-5А имеют дизель-электрический привод механизмов и отличаются друг от друга только шириной рабочего органа.

Выпуск экскаватора ЭР-5 начат в 1954 г. с использованием узлов трактора С-80 в качестве тягача (после 1958 г. - С-100). Он предназначен для рытья траншей шириной 1,2 м и глубиной до 2,2 м и отличается от ротора экскаватора ЭР-4 двухрядным расположением ковшей.
Экскаваторы оборудованы дизель-генераторной установкой, состоящей из дизеля 1Д6 (после 1960 г. - У1Д6) и генератора переменного тока С117-4. Трансмиссия экскаваторов отличается от трансмиссии экскаватора ЭР-4 только приводом от электродвигателя. Привод ротора и транспортера осуществляется так же от электродвигателей. Система управления электродвигателями постоянно модернизировалась: от кнопочного с магнитными пускателями до упрощенной схемы с ручными выключателями. Экскаваторы отличались от остальных моделей внушительными размерами и весом более 25 т.
В 1962 г. экскаваторы ЭР-5/ЭР-5А сняты с производства. Имел модификацию
УЭР-1.

Экскаватор ЭР-6 серийно выпускался с 1956 г. Он является навесным на тракторе ДТ-54 и отличается от остальных малыми размерами и устройством трансмиссии. Экскаватор способен отрывать траншей глубиной 1,2 м и шириной 0,5 м.

В отличие от экскаваторов ЭР-2, ЭР-4 и ЭР-5, имеющих жесткую многоопорную конструкцию гусеничного хода, экскаватор ЭР-6 имел мягкий малоопорный ход трактора ДТ-54. Ротор имел диаметр 2,3 м, оснащался 12 ковшами емкостью по 25 л. Привод ротора и транспортера осуществлялась посредством зубчатых, карданных и цепных передач. Вес экскаватор 9,4 т.

ЭР-2
Роторный экскаватор ЭР-2 на смотре строительной техники в парке Сокольники, г.Москва в 1953 г. Фотография из журнала "Техника-Молодежи".
ЭР-4
Роторный экскаватор ЭР-4 в агрегате с трактором С-100. В передней части трактора виден чугунный противовес. Фотография из справочной литературы.
ЭР-5
Роторный траншейный экскаватор ЭР-5. В качестве тягача использован трактор С-100. Фотография из справочной литературы. Роторный экскаватор ЭР-5 на базе трактора С-80. Снимок из журнала "Механизация строительства" за 1955 г.; предоставил А.Карелин.

Назад на страницу "Экскаваторы многоковшовые (продольного копания)"

Автор сайта будет признателен за любую информацию и фотографии. E-mail: Techstory@mail.ru


Copyright © 2002-2015 TechStory.ru

Главная