Цепные
траншейные
экскаваторы обычного
исполнения не могут
разрабатывать прочные
и мерзлые грунты,
поэтому для
выполнения этих работ
ВНИИземмаш совместно
с ПО "Таллекс"
создан специальный
экскаватор ЭТЦ-208 для
комплексной
механизации
разработки в мерзлых и
особо прочных талых
грунтах траншей
мелиоративного и
общестроительного
назначения. Он оснащен
цепным рабочим
органом и поперечно
расположенным цепным
скребковым
транспортером.
Экскаватор является
дальнейшим развитием
конструкции модели
экскаватора ЭТЦ-205С по
результатам
эксплуатации, а так же
применением нового
базового тратора Т-130Г-1.
Предназначен для
разработки за один
проход в мерзлых
грунтах траншей
шириной 0,6 м и
глубиной 2 м.
Первая промышленная
партия изготовлена в IV
квартале 1975 г. в
количестве 5 ед.
Большую работу по
исследованию и
определению
рациональных
параметров режущей
цепи дальнейших
модификаций
экскаватора ЭТЦ-208
проделал
КфВНИИстройдормаш
(Красноярский филиал).
В начале 80-х гг. на
Таллинском
экскаваторном заводе
начинается выпуск
унифицированного
семейства цепных
экскаваторов ЭТЦ-208.
Известные модификации
(годы выпуска): ЭТЦ-208А
(1981-1988 гг., изготовлено
604 ед.), ЭТЦ-208Б
(1982-1989 гг.), ЭТЦ-208В
(1982-1990 гг., изготовлено
1143 ед.), ЭТЦ-208Д
(1983-1989 гг., изготовлено
704 ед.) и ЭТЦ-208Е
(1983-1991 гг, изготовлено
27 ед.).Экскаватор
ЭТЦ-208В на базе
гусеничного трактора
предназначен для
рытья траншей
прямоугольного
профиля глубиной до 2 м
и шириной 0,6 м в
однородных мерзлых
грунтах и устойчивых
немерзлых грунтах II...IV
категорий при
выполнении
общестроительных
работ.

Экскаватор
состоит из базового
трактораТ-130МГ-1,
спереди которого
навешен противовес,
сзади установлены
цепной рабочий орган с
двумя гидроцилиндрами
подъема-опускания,
редуктор привода
рабочего органа и
боковой скребковый
конвейер для
эвакуации
разработанного грунта
в сторону от траншеи.
Рабочий орган,
конвейер и механизм
подъема с кронштейном
прикреплены к корпусу
редуктора. Цепной
рабочий орган
разрабатывает грунт,
выносит его из забоя и
состоит из рабочей
цепи, установленной на
приводной и натяжной
звездочках, рамы с
устройством для
натяжения цепи,
верхних и нижних
поддерживающих цепь
роликов.
Цепь рабочего органа
состоит из звеньев
гусеничной цепи
трактора Т-100М, к
которым прикреплены
специальные каретки с
карманами для
крепления зубьев,
оснащенных
пластинками из
твердого сплава. Зубья
на цепи расставлены по
специальной схеме,
способствующей
снижению
энергоемкости копания
и динамических
нагрузок на цепь.
Вращение приводной
звездочке цепи
сообщается от вала
отбора мощности
базового трактора
через редуктор с
дисковой фрикционной
муфтой предельного
момента. Редуктор
обеспечивает две
скорости (1,7 и 2,4 м/с)
и реверс рабочей цепи.
Через него
осуществляется также
привод рабочего
передвижения машины
при копании траншей.
Получение рабочих
скоростей
передвижения
экскаватора
обеспечивает
гидромеханический
ходоуменьшитель,
состоящий из
гидромотора,
червячного и
цилиндрического
редукторов.
Скорости рабочего
передвижения машины
изменяют ступенчато с
помощью тракторной
коробки передач, а в
пределах каждой
скорости
бесступенчато путем
изменения частоты
вращения гидромотора
дросселированием
рабочей жидкости,
поступающей к
гидромотору.
Транспортные скорости
передвижения
экскаватора
обеспечиваются
тракторной коробкой
передач. Боковой
скребковый конвейер
приводится в действие
гидромотором через
планетарный редуктор
и переводится из
транспортного
положения в рабочее и
обратно
индивидуальным
гидроцилиндром. Для
фиксации рабочего
органа в транспортном
положении при
переездах машины
служат неподвижный и
подвижный крюки.
Экскаваторы
ЭТЦ-208Д и ЭТЦ-208Е
(модернизированный
вариант ЭТЦ-208Д)
оснащаются баровыми
рабочими органами с
режущей цепью типа
«Урал-33» и применяются
для нарезания щелей
шириной 0,14 м в
однородных мерзлых
грунтах без включения
скальных пород. Цепь
состоит из
соединённых пальцами
кулачков, положение
пальцев фиксируется с
помощью пружинных
колец. В кулачках
закрепляются сменные
зубья, которые
крепятся стопорами. В
верхней части рамы
рабочего органа
расположен зачистной
башмак. Транспортёр
для удаления грунта
отсутствует.

|