Экскаватор
ЭТН-122 -
самоходная
землеройная машина.
Предназначен для
рытья траншей
глубиной до 1,2 м и
шириной 0,2 - 0,4 м
под водопроводную,
телефонную или
кабельную сеть, для
сооружения мелких
оросительных, а так же
водоотводящих
каналов.
Экскаватор состоит из
трактора «Беларусь»
МТЗ-2, рабочего
органа с приводом от
вала отбора мощности,
гидравлического
ходоуменьшителя,
отвала бульдозера,
подвешенного впереди
трактора, и
гидравлических
цилиндров для подъема
и заглубления
ковшовой рамы с цепью
и плужками.
Оборудование
экскаватора
монтируется с задней
стороны трактора. На
торцовую часть
коробки передач
установлен корпус
редуктора, на котором
монтируется ковшовая
рама с рабочей цепью.
На боковой плоскости
коробки передач
вместо
ходоуменьшителя
трактора смонтирован
гидромеханизм,
состоящий из
гидронасоса,
масляного бака и
распределительного
механизма.
Привод гидронасоса,
вращающего
гидромотор,
осуществляется от
первичного вала
коробки передач
трактора.
Регулируемый
гидромотор НПА-64 может
изменять скорость
вращения вторичного
вала коробки передач,
обеспечивая при этом
бесступенчатое
регулирование рабочей
скорости движения
трактора в
зависимости от
категории отрываемого
грунта и глубины
копания (от 6 до 328 м/час).
В транспортном
положении вторичный
вал коробки передач
отключается от
гидромотора и привод
осуществляется от
первичного вала путем
включения одной из
передач,
обеспечивающих
нормальные
транспортные скорости
(от 4,56 дот 12,9 км/ч).
Рабочий орган
экскаватора состоит
из рамы, турасного
вала, натяжного
устройства, рабочей
цепи со скребками и
двух шнеков, служащих
для удаления вынутого
грунта. Вращение
рабочей цепи
экскаватора
осуществляется от
вала отбора мощности
трактора через пару
конических, систему
цилиндрических
шестерен и турасный
вал. Скорость рабочей
цепи может изменяться
в зависимости от
ступени включаемого
перебора системы
цилиндрических
шестерен (0,5 и 1,0 м/сек).
Ковшовая рама
экскаватора
закреплена шарнирно и
может с помощью
гидравлических
цилиндров опускаться
и подниматься. Для
предохранения
ковшовой цепи от
перегрузок рама
снабжена пружинным
натяжным устройством.
Монтируемый вместе с
экскаватором с
передней стороны
трактора - бульдозер
имеет отвал шириной 1800
мм и высотой 650 мм.
Наибольшая высота
подъема отвала над
землей 350 мм,
наибольшее
заглубление 75 мм.
Наличие на тракторе
отвала бульдозера в
комплекте с
оборудованием
траншейного
экскаватора расширяет
область применения
мшиины и дает
возможность
использовать ее без
демонтажа
оборудования на
планировочных работах
и работах по засыпке
траншеи, приямков и
небольших котлованов.
Опытная
партия траншейных
экскаваторов ЭТН-122
изготовлена в 1957 г.
киевским заводом
"Красный
экскаватор" по
проекту,
разработанному
совмсестно с
Ленинградским
филиалом
ВНИИСтройдормаш.
Серийное производство
с 1958 г.
Экскаватор
ЭТН-123 дальнейшее
развитие модели
экскаватора ЭТН-122,
предназначенного для
тех же целей. Основные
отличия: экскаватор
смонтирован на базе
колесного трактора «Беларусь»
МТЗ-5Л; для очистки
дна траншеи от
осыпавшегося грунта
рабочий орган
экскаватора снабжен
очистителем и др.

Серийное
производство
траншейных
экскаваторов ЭТН-123
начато в 1959 г.
Таллинским
экскаваторным
заводом, т.к.
производственные
мощности киевского
"Красного
экскаватора"
задействовались на
массовый выпуск
гидравлического
навесного
одноковшового
экскаватора Э-153.
Экскаватор
ЭТН-124 дальнейшее
развитие модели
экскаватора ЭТН-123,
предназначенного для
тех же целей и с
анагогичными
техническими
характеристиками.
Смонтирован на базе
колесного трактора «Беларусь»
МТЗ-5ЛС/МС,
оснащенного кабиной
машиниста.
Выпускался с 1961 по 1964
г. Мыйзакюласким
механическим заводом,
входившего в состав
Таллинского
экскаваторного
завода. Изготовлено 764 ед.

|