Траншейный
экскаватор ЭТН-171
предназначен для
рытья в минеральных и
торфяных грунтах
траншей
прямоугольного
сечения с выемкой
траншей шириной 0,5 м
и глубиной 1,7 м.
Рытье траншей
производится с
необходимым заданным
уклоном дна. На дно
траншей специальным
приспособлением
производится подача
гончарных трубок.
Экскаватор ЭТН-171
значительно
отличается по своей
конструкции от
экскаватора ЭТН-142. Рама
экскаватора
изготовлена из
швеллеров. На ней
монтируются дизельный
двигатель Д-40К
(мощностью 40 л.с.),
коробка передач, пилон
и рама транспортера.
Передняя часть рамы
экскаватора опирается
на полужесткие
гусеничные тележки
через жесткий
поперечный балансир,
средняя часть
которого имеет
шарнирное соединение.
К задней части рамы на
четырех кронштейнах
прикреплены оси
качания гусеничных
тележек. Для крепления
гидроцилиндров
подъема и опускания
ковшовой рамы в задней
части рамы имеются две
проушины.
Ходовая часть
экскаватора
полужесткая, состоит
из двух гусеничных
тележек, каждая из
которых имеет раму,
шесть опорных и два
поддерживающих катка.
Гусеничная лента
состоит из звеньев
гусениц трактора ДТ-55.
Тележки могут
качаться вокруг своих
осей в пределах +-4 град.
Рабочий
орган траншейного
экскаватора состоит
из двух рам - верхней и
наклонной ковшовой
рамы с направляющими и
натяжными роликами и
звездочками, по
которым движется
бесконечная ковшовая
цепь с одиннадцатью
ковшами.
К верхней раме
крепятся
трубоподатчик,
гидроцилиндр
трубоподатчика,
указатель уклона дна
траншеи и очиститель
дна траншеи (в виде
пластины). На верхней
раме закреплена ось
вращения штоков
гпдроцилиндра для
подъема и опускания
ковшовой рамы сварной
конструкции, которая
через два подшипника
опирается па пилон.
Натяжные ролики
находятся в задней
части ковшовой рамы.
Ковшовая цепь
получает привод через
турасные звездочки,
посаженные на вал
шпонками.
Пилон состоит из рамы,
выполненной из
швеллеров, и бункера,
изготовленного из
листовой стали
толщиной 3 мм. Из
бункера грунт
поступает на
ленточный
транспортер.
Трансмиссия состоит
из коробки передач,
бортовых фрикционов,
привода ковшовой цепи
и привода гидронасоса.
Коробка передач имеет
восемь рабочих
скоростей, восемь
транспортных
скоростей
экскаватора, две
скорости для
передвижения ковшовой
цепи и одну скорость
передвижения
транспортера.
Управление коробкой
передач
осуществляется
десятью рычагами.
Вращение на турасный
вал передается цепной
двухступенчатой
передачей. Привод на
гусеничный ход
осуществляется через
двухступенчатую
цепную передачу и
бортовые фрикционы.
Привод ленточного
транспортера и
гидронасоса — цепной,
а привод
электрогенератора
АПН-10 осуществляется
клиновидным ремнем.
Транспортер состоит
из рамы, двух
барабанов, четырех
опорных роликов,
покрытых профильной
резиной, и бесконечной
ленты из
прорезиненной ткани.
Лента очищается от
налипшего грунта
двумя очистителями.
Гидросистема
предназначена для
подъема и опускания
рабочего органа и
трубоподатчика. В
качестве рабочей
жидкости в
гидросистеме
используется
веретенное масло.
В кабине траншейного
экскаватора
располагаются 12
рычагов для
управления коробкой
передач, бортовыми
фрикционами, главной
муфтой сцепления и
кулачковой муфтой
привода гидронасоса.
Управление рабочим
органом производится
автоматически
электрорелейной
системой.

Указатель
уклона дна траншеи
устроен аналогично
указателю экскаватора
ЭТН-142. Во время работы
экскаватора стрелка
скользит по
направляющему
тросику, натянутому на
специальных
металлических
колышках вдоль трассы
траншеи.
На экскаваторе
установлен генератор
постоянного тока Г-15Б
(12 в), питающий сеть
освещения, сигнальные
лампочки и
электромагнитное реле
МКУ-48, и подзарядки
аккумуляторной
батареи. Для освещения
на экскаваторе
установлены пять фар и
один потолочный
светильник внутри
кабины экскаватора.
Для контроля хода
рабочего органа в
кабине экскаватора
установлены две
сигнальные лампочки
(красная и зеленая).
Второй генератор -
переменного тока -
АПН-10 (120 в) установлен
на крышке коробки
передач.Этот
генератор
предназначен для
питания
электромагнитного
реле управления
золотником
гидросистемы.
Закрытая кабина
экскаватора с мягким
сиденьем для
экскаваторщика жестко
закреплена на задней
части рамы.
Траншейный экскаватор
ЭТН-171 снабжен
трубоподатчиком в
виде ящика из листовой
стали для укладки
гончарных труб на дно
траншеи. Ящик,
шарнирно соединенный
через направляющие с
верхней рамой
рабочего органа, имеет
желоб треугольного
сечения с радиусом
кривизны 500 мм. Желоб
обеспечивает
прохождение гончарных
трубок диаметром 50, 70 и
100 мм.
Внизу ящика устроено
сиденье для рабочего.
Во время работы
экскаватора рабочий
на дне траншеи
укладывает дрену
(линию) из трубок так,
чтобы в стыках были
щели величиной не
больше 1 - 2 мм.
Кроме укладчика дрены,
экскаватор
обслуживают еще двое
рабочих, один из
которых подносит
трубки и погружает их
на экскаватор, второй -
укладывает трубки в
желоб ящика для спуска
их в траншею.
Экскаватор
ЭТН-171 стал первой
машиной, полностью
разработанной на
Таллинском
экскаваторном заводе.
Машину проектировали
студенты 4 - 5 курсов
факультета механики
Таллинского
политехнического
института (ТПИ) под
руководством декана
Э.Соонвальда (E.Soonvald),
назначенного
исполняющим
обязанности главного
конструктора
заводского
Специального
конструкторского
бюро. Для многих
студентов этот проект
стал дипломной
работой (и в будущем
инженерно-технические
кадры завода во многом
пополнялись за счёт
факультета механики
ТПИ). Проектирование
экскаватора началось
в 1957 г., эскизный
проект был готов в
начале 1958 г. Опытный
экземпляр ЭТН-171
изготовлен в 1958 г.
Из-за недостатка опыта
у разработчиков
автоматическая
система,
отслеживавшая уклон
траншеи, поначалу была
организована на базе
110-вольтного
электрооборудования.
Через два года
110-вольтная система
была заменена
12-вольтной.
С 1960 по 1967 г.
Таллиннским
экскаваторным заводом
изготовлено 3664 ед.
Заменен в
производстве
экскаваторм ЭТЦ-202.
|