Многоковшовый
экскаватор
продольного копания
ЭТ-251 - самоходная
землеройная машина на
гусеничном ходу.
Механизмы экскаватора
приводятся в движение
от двигателя Д-54
мощностью 54 л.с.
системой зубчатых и
цепных передач.
Предназначен для
рытья траншей
прямоугольного
сечения глубиной до 2,5 м,
шириной от 0,8 до 1,1 м.
Последняя ширина (1,1 м)
достигается
установкой
дополнительных
уширителей. В такие
траншеи можно
укладывать
газопроводные трубы,
силовые кабели,
фундаменты под
небольшие постройки и
т.д.
Теоретическая
производительность 140 м3/час.
Экскаватор состоит из
гусеничного хода,
рамы, рабочего органа,
ленточного
транспортера,
двигателя, коробки
передач и лебедки
подъема рабочего
оборудования.
Рама состоит
из трех основных
узлов: нижнего бруса,
верхней дуги и
портала. Рабочий орган
соединен с верхней
дугой посредством
кареток с катками. При
подъеме и опускании
ковшовая рама
накатывается на
верхнюю дугу или
скатывается по ней в
забой по внутренним
полкам балок рамы.
Рабочий орган
экскаватора состоит
из ковшовой рамы с 12-ю
ковшами емкостью по 45 л,
закрепленными на двух
рядах замкнутых цепей,
турасного вала,
поддерживающих
роликов ковшовой цепи,
натяжного устройства
ковшовой цепи и
поддерживающих
роликов ковшовой рамы.
К рабочему
оборудованию
относится также
односекционный
транспортер, который
может быть установлен
при работе на правую
или левую сторону с
наклоном. Ковшовая
рама состоит из
головной и хвостовой
частей.
Работа ковшовой рамы
обеспечивается
турасным валом. Вал
вращается в бронзовых
втулках,
запрессованных в
кронштейны. Каждый
кронштейн опирается
четырьмя роликами на
внутренние полки
двутавровой балки
верхней рамы.
На одном конце вала на
шпонке насажена муфта
предельного крутящего
момента ленточного
типа. На ступице муфты
свободно вращается в
бронзовых втулках
звездочка, на которую
передается движение с
промежуточного нала.
Имеющийся на
звездочке упор
задевает за выступ
ленты, увлекая
последнюю при
вращении. Ввиду того
что лента затянута
болтом с пружиной,
звездочка вращает
также и шкив, а
следовательно, и вал.
На валу имеются две
восьмигранные
звездочки, на которые
надеты ковшовые цепи с
ковшами. Как только
ковш зацепится за
какое-либо
препятствие в грунте и
усилие превзойдет
допустимое, лента
повернется,
предотвращая разрыв
ковшовой цепи или
поломку других
деталей экскаватора.
Все зубчатые передачи
механизмов размещены
в одной коробке, от
которой отбирается
мощность на все
рабочие органы
экскаватора.
Подъем и опускание
ковшовой рамы
производятся
однобарабанной
лебедкой и
четырехкратным
полиспастом.
Управление
экскаватором -
рычажное.
Выпускался
Дмитровским
экскаваторным заводом
с 1948 г. За создание
экскаватора ЭТ-251
присуждена
Государственная
премия работникам
завода:
гл.конструктору
Арвану М.Б., инженерам
Бутыхову Н.В.,
Тимофееву Н.А., Шофлеру
В.Б., Саичеву Л.С.,
директору завода
Тулаеву В.В.
Для
механизации работ по
разработке мерзлых
грунтов в 1960 г. трестом
Ленинградоргстроя по
предложению
Ленинградского
отделения
ВНИИстройдормаша
сконструирован
роторный экскаватор
на базе траншейного
экскаватора ЭТ-251.
Габаритные размеры
новой машины (в
транспортном
положении) 8400х2600х3200 мм.
Диаметр ротора 2745 мм,
глубина отрывки
грунта 0,7-1,7 м, а
ширина отрываемой
траншеи 0,4 м. При
весе экскаватора 9 т
его
производительность
достигала 25-40 м3/час.
Многоковшовый
экскаватор
продольного копания
ЭТ-352 отличается
от экскаватора ЭТ-251
только длиной
ковшовой рамы и
транспортера и
вызванной в связи с
увеличением веса
рабочего органа
другой конструкции
послиспаста. Так же
снижены рабочие
скорости движения
(подачи) в связи с
увеличением глубины
отрываемой траншеи.

Предназначается
для рытья канав для
укладки
водопроводных,
газопроводных,
канализационных труб,
устройства котлованов
и ленточных
фундаментов.
Рабочее оборудование
экскаватора состоит
из ковшовой стрелы с
ковшами, снабженными
сменными уширителями
траншей. Ленточный
транспортер
сбрасывает грунт на
любую сторону. Привод
на ковшовую цепь,
транспортер и
гусеничный ход
осуществляется через
коробку передач.
Управление
механизмами
экскаватора рычажное.
Транспортирование
экскаватора по
железной дороге
производится на одной
20-т платформе без
разборки.
Выпускался
Дмитровским
экскаваторным заводом
с 1952 г.
Экскаваторы
ЭТ-251 и ЭТ-352 заменены
на конвеере в 1956 г.
универсальным
экскаватором модели ЭТУ-353,
способным работать на
мёрзлых грунтах, а
также отрывать
траншеи со
ступенчатыми стенками
в неустойчивых
грунтах.
|