Экскаваторы
ЭТР-161 и ЭТР-162 могут
отрывать траншеи
глубиной до 1,6 м в
грунтах I - IV категорий.
Являются дальнейшим
развитием модели
экскаватора ЭТР-141.
Выпускались
Харьковским
экскаваторным
заводом.
Экскаватор
ЭТР-161
предназначен для
рытья траншей шириной
0,8 м, глубиной до
1,6 м и используется в
основном для
прокладки телефонных
и электрических
кабелей, но может быть
применен и для
прокладки
трубопроводов
диаметром 0,5 м и менее.
В экскаваторе
использован
механический привод
для всех механизмов,
кроме механизма
подъема и опускания
рабочего органа, где
применен
гидравлический
привод. В отличие от
экскаваторов серии ЭР-7, где
тягач изготовлен из
узлов и деталей
трактора, у
экскаватора ЭТР-161 в
качестве тягача
использован целиком
трактор Т-74-С9, в
трансмиссию которого
для получения
скоростей рабочего
хода введена
дополнительная
понижающая
четырехступенчатая
коробка передач.
Между
главной муфтой
сцепления и КПП
установлен редуктор
рабочего хода, к
корпусу бортовых
фрикционов прикреплен
редуктор отбора
мощности и над кабиной
трактора установлена
рама тягача. На раме
тягача закреплен
редуктор привода
ротора и механизм
подъема рабочего
органа.
Редуктор рабочего
хода применен для
того, чтобы тягач,
кроме передвижения на
транспортных (обычных
тракторных) скоростях,
т.е. с помощью только
КПП трактора, мог
передвигаться на
рабочих скоростях
значительно более
низких, чем
транспортные.
Установленные на
тягаче редуктор
отбора мощности,
карданный вал и
редуктор привода
ротора конструктивно
тождественны таким же
механизмам
экскаватора ЭР-7АМ.
Основное отличие
заключается в том, что
предохранительная
муфта установлена на
правом полувалу
редуктора привода
ротора. Конструкция
рабочего органа, а так
же конструкция
соединения рабочего
органа и тягача
идентична такой же
конструкции ЭР-7АМ.
Все механизмы
рабочего органа, а
именно: шарнирная
цепная передача, вал
привода ротора, ротор
и его направляющие
ролики, редуктор
транспортера,
транспортер и задняя
опора по своему
конструктивному
решению подобны таким
же узлам и механизмам
экскаватора ЭР-7АМ.
Отличие заключается в
том, что у ротора
имеется одна пара
направляющих роликов
и отсутствуют
поддерживающие
ролики, а на
транспортере имеется
только три ролика.
На роторе установлено
десять ковшей двух
групп по пять ковшей
каждой группы.
В связи с уменьшением
ширины траншеи
соответственно
уменьшены размеры
осей и валов
механизмов рабочего
органа.
Механизм подъема
рабочего органа
приподнимает только
переднюю часть. На
раме тягача
установлен один
гидравлический
цилиндр, на конце
штока которого
укреплена поперечная
траверса с двумя
роликами на концах. На
раме в подшипниках
установлен вал с двумя
звездочками. Две
втулочно-роликовые
цепи своими концами
закреплены около вала
на раме, огибают ролик
траверсы и, пройдя по
звездочкам,
опускаются и
закрепляются другими
концами за ползуны,
которые могут
передвигаться по
направляющим рамы. При
входе штока в цилиндр
расстояние между
роликами и
звездочками
увеличивается,
свободные концы цепей
уменьшаются, и ползуны
поднимаются вместе с
рабочим органом. При
выходе штока из
цилиндра расстояние
между роликами и
звездочками
уменьшается, и ползуны
опускаются. При этом
опускается передний
конец рамы рабочего
органа, и ротор
заглубляется в землю.
Положение рабочего
органа может быть
зафиксировано
собачкой храпового
колеса, укрепленного
на валу.
Экскаватор
ЭТР-162 создан на
базе трактора ДТ-75. В
трансмиссию трактора
введен
гидромеханический
планетарный
ходоумепьшитель,
обеспечивающий
бесступенчатое
регулирование
скорости рабочего
хода.
Ротор,
оборудованный двумя
дисками, рейками и
ковшами, при вращении
опирается на три пары
роликов,
установленных на раме
рабочего органа. Ротор
диаметром 2,9 м
приводится во
вращение от двигателя
трактора через ВОМ и
редуктор привода
ротора с муфтой
предельного момента.
Внутри ротора
расположен поперечный
транспортер с
приводом от редуктора
через цепь. Передняя
часть рамы рабочего
органа шарнирно
связана с ползунами
подъемного механизма,
установленного на
верхнем поясе
основной рамы,
опирающейся на
трактор.
Экскаватор наиболее
эффективно работает
как в талых, так и
мерзлых грунтах за
счет оборудования
ротора зубьями,
расставленными по
специальной схеме и
имеющими пластины из
твердого сплава. Такая
схема расстановки
позволяет
ликвидировать
неравномерность
нагрузки на ротор и
тем самым повысить его
долговечность.
Поднимается и
опускается рабочий
орган гидроцилиндром,
подключенным к
гидросистеме базового
трактора. Задняя часть
ротора опирается на
опорное пневмоколесо.
Между ротором и
колесом установлен
башмак,
предназначенный для
зачистки дна и стенок
траншеи.
Грунт может
отваливаться на любую
сторону траншеи.
Управляется
экскаватор из кабины
базового трактора.
Кабина оборудована
вентиляцией и
отоплением.
Техническая
производительность
экскаватора в
однородных талых
грунтах I группы
достигает 300 м3/ч,
в промерзших на
глубину не более 0,7 м
- до 40 м3/ч.
|