По
результатам опытной
эксплуатации в районе
Ямбурга роторного
траншейного
экскаватора ЭТР-307 и
получения СКБ
«Газстроймашина»
нового опыта
разработки больших
траншей 3 х 3,1 м в
вечномерзлых грунтах
до VIII категории
прочности, ООО
«Экомаш» в
партнерстве с СКБ
«Газстроймашина» и
ОАО «Кировский завод»
в период 1994-2003 гг. был
создан
энергонасыщенный
роторный траншейный
экскаватор ЭТР309 для
разработки траншей 2,1
х 3,0 м в условиях
Крайнего Севера.
В основе конструкции
экскаватора ЭТР309, как
и его предшественника ЭТР-254, лежит
подход создания
машины,
соответствующей
нагрузкам, режимам
работы и
технологическим
требованиям, присущим
этому виду техники.
Так, при установленной
на экскаваторе ЭТР309
мощности двигателя 650 л.с.,
многие
трансмиссионные узлы,
узлы гидравлики,
пневмосистемы,
топливной системы,
органы управления,
контроля и др. взяты от
скоростного колесного
трактора К-703М
«Кировец» мощностью
300-350 л.с.,
выпускаемого в
значительных
количествах.
При этом узлы
«Кировца» встроены в
трансмиссию
экскаватора таким
образом, что
передаваемые ими
нагрузки меньше, чем
на тракторе. Ходовая
часть экскаватора
сделана из узлов
ходовой части
Чебоксарского
промышленного
трактора Т20.10. Если бы
в качестве базы
экскаватора
использовался
промышленный трактор
мощностью 600-650 л.с.,
то только тягач
экскаватора имел бы
массу 60-65 т, тогда
как масса всего
экскаватора ЭТР309
составляет 70 т.
Отечественная школа
разработчиков
роторных траншейных
экскаваторов всегда
использовала
полуприцепную
компоновочную схему
соединения рабочего
органа с тягачом.
Западная школа
отличается
использованием только
навесных схем.
Полуприцепная схема
соединения рабочего
органа с тягачом
придает машине ряд
базовых преимуществ
при работе в не очень
стесненных условиях:
- при этой схеме масса
рабочего органа может
составлять половину
массы всей машины (при
навесной схеме тягач
для уравновешивания
рабочего органа
должен иметь 2/3 массы
экскаватора). Это
позволяет усилить
рабочий орган,
подвергающийся
максимальным и
интенсивным нагрузкам
в грунтовых условиях
Крайнего Севера, без
значительного
увеличения общей
массы машины;
- полуприцепная схема
с колесной опорой в
задней части рабочего
органа позволяет
совершать протяженные
перегоны машины
самоходом и
осуществлять
перевозки машины на
серийном трейлере без
разборки экскаватора,
когда колесо задней
опоры рабочего органа
катится по дороге;
- грамотно
структурированная
полуприцепная схема,
когда оси
вертикального и
горизонтальных
шарниров механизма
сочленения рабочего
органа с тягачом
пересекаются,
значительно повышает
продольную и
поперечную
устойчивость машины,
позволяет при работе и
транспортировке
преодолевать
значительные уклоны;
- полуприцепная схема
с шарнирным в двух
плоскостях
соединением рабочего
органа с тягачом
обеспечивает
идеальную продольную
прямолинейность
траншеи при
разработке как талых,
так и мерзлых грунтов;
- наличие шарнирного
соединения рабочего
органа с тягачом
позволяет снижать
влияние местных
неровностей и
получать траншеюсо
сглаженным дном;
- реализованная в ЭТР309
конструкция
полуприцепной схемы
обеспечивает при
небольшой массе
высокую прочность и
пространственную
жесткость, что в
совокупности с местом
расположения шарнира
сочленения рабочего
органа с тягачом
сводит к минимуму
динамику работы, в том
числе и при разработке
прочной мерзлоты;
- примененная
пространственная
полуприцепная схема
имеет переменный
габарит по высоте. Это
позволяет при
перевозке на трейлере
и перегонах самоходом
со снятыми верхними и
нижними ковшами,
уменьшать по высоте
габарит механизма
подъема рабочего
органа вплоть до
габарита роторного
колеса.

В ЭТР309
применена специальная
система поперечного
позиционирования
рабочего органа,
встроенная в систему
полуприцепного
шарнирного сочленения
его с тягачом. Эта
система позволяет
автоматически
обеспечивать
вертикальность стенок
траншеи в широком
диапазоне поперечных
уклонов местности и
избегать скручивания
несущих
металлоконструкций
рабочего органа, что
особенно важно при
увеличении глубины
копания до трех метров
в жестких грунтах.
В течение нескольких
десятилетий
разработчики
отечественных
траншейных роторных
экскаваторов в СКБ
«Газстроймашина»
создавали,
совершенствовали и
развивали способы
размещения режущего
инструмента на ковшах
ротора с целью
оптимизации процесса
копания. Оказалось,
что число зубьев на
ковше должно быть
минимальным, а число
ковшей в грунте, зубья
которых перекрывают
всю ширину забоя,
должно быть
наибольшим. Такой
подход обеспечивает
минимальное трение
задних граней о грунт,
скол грунта крупными
фракциями (а не его
размельчение),
равномерное
заполнение всех
ковшей грунтом,
уменьшение динамики
работы машины при
разработке прочной
мерзлоты. В ЭТР309
применена схема
расстановки зубьев по
патенту России №1745819.
Она представляет
собой сочетание
несимметричной
ступенчато-шахматной
расстановки,
состоящей из двух
групп ковшей на
роторе, и симметричной
ступенчатой
расстановки, имеющей
одну группу ковшей на
роторе. Эти зубья
закреплены на
подкладках и имеют
увеличенный вылет. При
малых подачах и в
нижней части забоя
работают только эти
зубья. При больших
подачах в работу
вступают зубья,
установленные без
подкладок. Это
обеспечивает
сохранение
оптимальной толщины
стружки и усилия
резания на режущем
инструменте в широком
диапазоне подач
ротора.
В 2000 г. ОАО
"Кировский завод"
изготовлен опытный
образец экскаватора
ЭТР309 (зав.№001, он на
фото выше),
эксплуатацией и
доводкой которого
занималось ООО
"Сибрегионгазстрой"
(Н.Уренгой) на Крайнем
Севере в вечномерзлых
грунтах. В марте 2004 г.
машина успешно прошла
приемочные испытания.
В 2008 г. изготовлены еще
два экскаватора ЭТР309
(зав.№002 и №003).
В 2004-2005 гг. ОАО
"Ирмаш" по заказу
ЗАО
"Стройтрансгаз"
выпустил обновленый
вариант ЭТР-254А, в
котором учтены и
лучшие решения,
полученные при
испытаниях и доводке
ЭТР309, и особенности
нового базового
трактора,
выпускаемого
Кировским заводом.
|