WWW.TECHSTORY.RU
Сайт о механических экскаваторах, старой строительной,
авто- и железнодорожной технике


Лесоразработки в Алданском районе республики Якутия в 1960-1970-х годах

Лесопилением и лесопереработкой занимались вспомогательные подразделения треста "Алданзолото". Для заготовки древесины к началу 60-х годов был создан центральный лесозаготовительный участок (ЛЗУ) Озерный, располагавшийся в 22 км от г.Алдана. Там находились ремонтная тракторная база, конюшни, склады, контора, столовая, жили несколько семей лесорубов. Заготовка леса производилась в основном в зимний период по зимникам в окрестностях реки Селигдар и в междуречьи Селигдара и Алдана, с выходом к посёлкам Тобук и Хатыстыр. В летний период сначала разрабатывался ЛЗУ Берёзовый в районе опытного поля за Нижним Куранахом (15 км), затем ЛЗУ Коленчатый по правому нижнему течению реки Селигдар и ЛЗУ Северный в окрестностях одноименного куранахского золоторудного месторождения.
Периодически велась заготовка леса ниже посёлка Якокут (12 км) - ЛЗУ Якокут, в окрестностях якокитского месторождения Дэлбэ, в нижнем течении реки Якокит и её притоку Усмуну. Одновременно в 60-е и 70-е годы заготовкой дров занимались коммунальное предприятие г Алдана гортоп в районе рек Селигдара, Звездочки и Инагли, другие предприятия - Райпотребощество по притоку р.Селигдара - р.Нюче, Алданский лесхоз, геологи ТУКЭ. В г.Томмоте лесозаготовками занимались предприятие Алданслюда, Приленская геологическая партия и томмотский гортоп. Месторасположение лесозаготовительных участков ЛЗУ треста "Алданзолото" показано на данной карте.

Доставку древесины с лесозаготовительных участков треста на пилорамы, производственные обьекты и населению осуществляло лесотранспортное предприятие ЛТП, базировавшееся в г.Алдане по переулку Металлистов. Попутно ЛТП развозило воду населению на своих водовозках, строило производственные помещения на своей территории, содержало ремонтную базу, котельную и баню. На территории гаража располагалась кузница, капитальный, агрегатный, моторный цеха,теплые деревянные автомобильные боксы, аккумуляторная, вулканизаторная и токарная мастерские, склады автозапчастей. Некоторые строения сохранились до наших дней, сейчас на территории ЛТП располагается автобусный парк и городская станция диагностики автомобилей перед техосмотром. В моторном цехе ЛТП производился капитальный ремонт дизелей ЯАЗ-204, -206, ЯМЗ-236 и -238. Трудно поверить, но автослесари в далекие 60-е посменно ходили на работу. Ремонт автомобилей не прекращался даже ночью! За ночь приходилось снимать и перебирать коробки передач, ремонтировать рессоры и колеса, чтобы к утру автомобиль был на линии. У начальника гаража была одна старая Волга ГАЗ-21. В деревянной конторе располагался рядом с кабинетом начальника учебный класс с покрашенным серебрянкой мотором МАЗа ЯАЗ-204. Здесь же был так называемый "Красный Уголок", где проводились собрания коллектива.
Основная пилорама, дровосклад и столярная мастерская находились почти в центре Алдана, в конце улицы Чекистов. Ныне на месте дровосклада и деревообрабатывающего цеха находится жилой первый квартал. В 1971 г. пилорама вместе с сушилкой сгорела и новый деревообрабатывающий цех построили по Заортосалинской улице в районе центральной районной больницы. Столярная мастерская некоторое время оставалась на улице Чекистов, но в 80-х годах тоже окончательно переехала на новое место, где раньше была построена новая пилорама.
У треста "Алданзолото" в 60-х годах были пилорамы в поселках Нижний Куранах, Лебединном и Ленинском. На пилорамы доставлялся строевой шестиметровый лес и распиливался на доски, брус и плахи. Вместе со строевым лесом заготавливали четырехметровый креплес для шахт и столбов, дрова для населения района. Дровами также отапливались котельные драг, контор, школ, большим потребителем дров являлась известковая яма в районе Куранахской ЗИФ, котельная Лебединской ЗИФ.

Более подробно остановлюсь на транспортировке леса. Как уже известно, этим занималось лесотранспортное предприятие ЛТП. Автопарк предприятия в начале 60х годов состоял из грузовиков - лесовозов ЗиЛ-164, МАЗ-200, МАЗ-205, МАЗ-501. Позднее, с 70-х годов взамен старым ЗИЛам и МАЗам пришли КрАЗ-222, КрАЗ-257, КрАЗ-219, МАЗ-500, МАЗ-509.

Перевозка дров с лесозаготовительного участка Березовый автомашиной МАЗ-205 (район опытного поля за Нижним Куранахом). Водитель ЛТП - Баранов Петр Давыдович, лето 1965 г

Перевозка лесорубов и грузчиков на деляны осуществлялась сначала в деревянных будках с сиденьями на базе ЗиЛ-164 и 130, позднее автобусами КаВЗ и ПАЗ-672. Для обеспечения погрузки леса предприятие имело по одному крану на базе МАЗ-200, МАЗ-500 и ЗиЛ-130.
Автокранов не хватало. Первое время краны использовались только на погрузке леса, дрова грузились вручную бригадой из 4 - 6 человек. Бортовую машину грузили 1 час с помощью багров, деревянных мальчиков и стоек. При разгрузке машины выделяли грузчиков, но и нередко приходилось разгружать дрова одному шофёру. Сначала дрова перевозились бортовыми машинами, а с середины 60-х годов их переоборудовали на коники, по подобию лесовозов МАЗ-501, ввиду удобства погрузки - разгрузки. В начале 70х годов стали внедрять в эксплуатацию КрАЗы-219 и 257 с длинной рамой. Вместо кузова на раму монтировались четыре коника, автомобиль становился универсальным, мог брать один воз 6-метрового леса или 2 воза 3-х метровых дров.

Автомобили КрАЗ-219, применявшийся при перевозках леса с 1972 г.

С использованием длинномерных КрАЗов, переоборудованием которых занимались прямо на предприятии, отпала необходимость в лесовозах с прицепом, сократилось число одиночных дрововозок. На снимке два автомобиля КрАЗ, один груженный лесом, другой дровами.
Воз одиночной машины равнялся 15 кубометрам для МАЗа и 17 кубометрам дров для Краза. Длинномерный КрАЗ за один раз вез 30 кубометров дров. В 60-е годы маленьким дрововозкам по плану необходимо было сделать с деляны два рейса с дровами. Обычно один в Нижний Куранах, второй в Алдан. Лесовозу полагался один рейс, изредка, если короткое плечо - два рейса. Позднее, в 70-е, на КрАЗах уже почти ежедневно делалось два рейса. На делянах работало постоянно два - три крана. На погрузку уходило 20- 30 минут.

Погрузка лесовоза КрАЗ краном К-64 на базе МАЗ-500, справа автобус ПАЗ-672. ЛЗУ Северный, сентябрь 1976 г.

Чтобы сделать план, водители вставали в пять утра, из гаража выезжали в шесть, приезжали домой в восемь - девять часов вечера.

Водители Плотников Н., Лемешков А., Баранов П. в ожидании погрузки. На заднем плане лесовозы МАЗ-509 и КрАЗ-219. Октябрь 1975 г.

Погрузка леса велась только в дневное время суток, при -55 градусах и ниже работы не велись, рабочиий день актировался. Бывали случаи, что при погрузке пачки дров на машину от мороза лопались рессоры.

Лесовоз при - 50 градсах мороза. Лесоделяна в пойме реки Селигдар при расчистке дражного полигона драги № 145.

Погрузка дров при низкой температуре. ЛЗУ Коленчатый 1977 г.

Часто работали в субботу, но в этот день делали только по одному рейсу. Вообще в конце семидесятых в отдельные дни вывозилось до 1000 кубометров леса. Существовало социалистическое соревнование. Были ударники коммунистического труда.

Ударник комтруда ветеран Харченко Пётр Иванович с сыном Владимиром. Февраль 1978 г.

Лесозаготовительный участок в 60-х на Озерном использовал конную трелевку лесин, для чего в конюшне на Озерном содержалось несколько лошадей. Позднее стали использоаться дизельные трелевщики. Лесорубы пилили лес пилами Дружба, отдыхали в сторожках с печками, установленных на санях.Обед обычно люди брали с собой в туесках или "балетках", ели всухомятку или с чаем, разогревали консервы на костре или на печке. Утром обычно завтракали в столовой на Озерном или знамеитой шоферской столовой в Верхнем Куранахе.
Дрова и лес укладывались в штабеля на лежки-лесины.

Формирование штабеля дров лесорубами с помошю трелёвщика, а вырубка деревянных стоек входила в обязанность шофера (на переднем плане). ЛЗУ Коленчатый, май 1973 г.

Грузчики вручную отделяли от штабеля пачку дров, обвязывали ее тросом и крановщик грузил пачку на лесовоз. Чтобы полностью нагрузить один воз обычно хватало три пачки дров. При укладке второй пачки на машине ставились деревянные стойки.

Бригада грузчиков с крановщиком (второй слева). ЛЗУ Озерный 1974 г.

Содержание лесных дорог производилось своими силами. Летние дороги нагребались бульдозерами, ровнялись грейдерами. Зимники прокладывались бульдозером в одну колею, через метров 300 - 500 устраивались разъездные карманы.
На лесных дорогах нередко приходилось ремонтировать свои машины.

Ветеран водитель Сафьянников П. осматривает задний мост своей машины. ЛЗУ Северный 1979 г.

После погрузки все машины в лесу подъезжали к фактуровке, где производилась выписка фактуры с указанием километража, объёма леса и места назначения его транспортировки.

Водители Баранов П., Здоров И. и Харченко П. на расфактуровке. ЛЗУ Северный, февраль 1978 г.

Лес приходилось доставлять в разные уголки Алданского района и даже Якутии.

Доставка дров в отдаленный поселок Якокут. Шофёр Баранов П.Д., место Турук за п.Ленинским, декабрь 1979 г.

Автор статьи Баранов Юрий Петрович, март 2010 г.

Назад на страницу "Архивы"

Назад на страницу "Наши поиски"

Автор сайта будет признателен за любую информацию и фотографии. E-mail: Techstory@mail.ru


Copyright © 2002-2016 TechStory.ru

Главная