В
октябре 1971 года на
строительной площадке
Камского автозавода
появился необычный
красавец-гигант кран.
По стреловому
оборудованию и
поворотной платформе
это был гусеничный
СКГ-160, если бы не одно
"но": кран
передвигался по
рельсам. Так была
открыта еще одна
страница в
отечественном
краностроении -
легендарная серия
монтажных кранов типа
СКР. Однако, несмотря
на новизну и смелость
воплощенных идей, у
этих машин уже была
своя история... В 50-х
годах в строительстве
промышленных
предприятий и
объектов энергетики
начал широко
использоваться
сборный железобетон и
установка конструкций
укрупненными
элементами.
Применявшиеся в то
время краны серии БК
не удовлетворяли
новым требованиям по
максимальному
грузовому моменту -
показателем, ставшим
впоследствии основным
в индексации кранов
промназначения
(базируется на
установленном еще в
древности золотом
правиле механики,
которое гласит: что
выигрывается в силе,
то теряется в
расстоянии). С
технической точки
зрения, основные
недостатки
существующих
монтажных кранов
выражались в
ограничении скорости
подъема, значительно
снижавшее
производительность
при участии в
строительных
процессах, и в
необходимости
регулировки скорости
перемещения в начале и
конце подъема при
монтаже тяжелых
элементов. Кроме того,
на собственный монтаж
и демонтаж
затрачивалось много
времени и труда, что
удлиняло сроки
перебазирования.
Появилась
необходимость в
создании более мощных
и совершенных
монтажных механизмов.
Учитывая
вышесказанное, бюро
монтажного
проектирования треста
«Стальконструкция»
Министерства
строительства РСФСР
(образовано в ноябре
1937 года) разработало
конструкции новых
кранов. Среди них
присутствовал
рельсовый кран СКУ-101
грузоподъемностью 10 т
с грузовым моментом 150
тм, предназначенный
взамен башенного
крана БК-102, имевшего
грузовой момент 80 тм.
Новый
кран представлял
собой модификацию
железнодорожного
дизель-электрического
25-тонного крана СК-25, с
улучшенной поворотной
частью его
гусеничного варианта -
СКГ-25. В качестве
механизма
передвижения
использована ходовая
платформа, движущаяся
по железнодорожным
рельсам с колеёй 5 м.
Основное рабочее
оборудование -
башенно-стреловое,
позволяющее
монтировать
конструкции
многоэтажных и
многопролетных
промышленных
сооружений высотой до
45 м. Кран имеет
грузоподъемность на
первом крюке (на
стреле-башне) 20 т и на
втором (на клюве) - 10 т.
Монтаж крана, сборка
всей башни и стрелы,
подъем в рабочее
состояние
осуществляется своими
механизмами и не
требует применения
вспомогательного
крана. Механизирована
и погрузка поворотной
части путем надвижки
на платформу или
трейлер, после чего
своим грузовым гаком
стрелы производится
погрузка ходовой
части.
Монтаж-демонтаж, а так
же автономную работу
крана, при отсутствии
возможности
подключения к
электросети,
обеспечивает
собственная
дизель-электростанция,
установленная на
поворотной платформе.
Автором
и главным инженером
проекта являлся
инженер М.П.Ходов,
объединивший
преимущества
гусеничных,
железнодорожных и
башенных кранов в
одной машине. В ноябре
1957 года Раменским
механическим заводом
Главстальконструкции
Минстроя РСФСР
(г.Раменское,
Московская обл.)
выпущен первый СКУ-101.
Проведенные испытания
показали вполне
удовлетворительные
результаты и
подтвердили
правильность выбора
схемы и
конструктивных
решений.
|
|
Монтажный
рельсовый кран
СКУ-101 |
Монтажный
кран МК-20-14 на
рельсовом ходу |
Не
прошло года, как ЦКБ
Управления
механизации и
специальных монтажных
работ Министерства
строительства РСФСР
разработало проект
еще одной
оригинальной
грузоподъемной
машины, использующей
рельсовый ход - крана
МК-20-14. Основное
назначение - монтаж
крупногабаритного
оборудования на
предприятиях химии и
на
нефтеперерабатывающих
заводах. В основном
исполнении с мачтой
длиной 40 м и 10-метровым
гуськом кран
поднимает грузы весом
20 т на вылете до 14 м
(грузовой момент 280 тм)
на высоту 54 м. Привод
механизмов
электрический,
переменного тока, с
питанием только от
внешней электросети.
Ходовая часть
выполнена в виде
центральной рамы и
шарнирно соединенных
с ней четырех
поворотных балок,
каждая из которых
опирается на
двухколесную
балансирную тележку.
Поворотные балки
соединены специальным
устройством, что
допускает перемещение
крана по
криволинейным
участкам пути с
радиусом закругления 8
метров. Из интересных
конструктивных
особенностей следует
отметить
многоскоростную
грузовую
двухдвигательную
лебедку с планетарной
передачей,
ограничитель
грузоподъемности
следящего типа за
положением рабочего
оборудования и
возможность
управления с
выносного пульта.
Опытный
образец крана МК-20-14,
изготовленный в конце
1958 года
Калининградским
механическим заводом
Минстроя РСФСР, после
успешных заводских
испытаний, направлен
для эксплуатационных
испытаний на одну из
строек Азербайджана.
Далее
история развития
рельсовых кранов
напрямую связана с
разработкой в конце
50-х - начале 60-х годов
Проектным институтом
Промстальконструкция
(ПИ
Промстальконструкция,
с января 1958 года
преемник треста
«Стальконструкция»)
линейки гусеничных
(серия СКГ) и
пневмоколесных (серия
СКП) кранов
грузоподъемностью от
30 до 75 т. Созданные для
вытеснения маломощных
кранов башенного типа
с индустриальных
строек, они, помимо
определённой
мобильности, обладали
перед последними
одним неоспоримым
преимуществом -
высокой
грузоподъемностью. Но,
по сравнению с
гусеничными (и тем
более -
пневмоколесными)
кранами, краны на
рельсовом ходу имеют большую
расчетную грузовую
характеристику, так
как берётся меньший
угол пути. Данное
обстоятельство стало
решающим для
дальнейшего
применения рельсового
хода в проектируемых
грузоподъемных
механизмах,
обусловленное, к тому
же, целями повышения
универсальности
машин.
Яркий
тому пример - проект
строительного крана
СК-300 (по аналогии с
обозначением башенных
кранов в индексе
указана величина
грузового момента
основного
башенно-стрелового
исполнения в тм)
на уникальном, с
идейной и технической
точек зрения,
железнодорожно-рельсовом
ходу. Поворотная
платформа и рабочее
оборудование
использовано без
изменений от
гусеничного крана
СКГ-50, а вот
опорно-ходовой
механизм требует
специального
рассмотрения. В
транспортном
положении кран СК-300
практически ничем не
отличается от
железнодорожного
крана, разве что не
имеет собственного
привода для
передвижения и
транспортируется в
составе обычного
железнодорожного
поезда. Самое
интересное происходит
по прибытии на объект.
При сборке,
промежуточная
платформа,
расположенная под
поворотной
платформой,
разворачивается на 90
град. и
устанавливается вдоль
железнодорожной
платформы (см.схему
выше). В таком
положении на нее
монтируется
однорельсовая тележка
и устанавливается на
заранее проложенный
однорельсовый путь. То
есть, для хода
используются 3
железнодорожные
нитки! Такое решение
позволяет
использовать в
качестве опоры
стандартную
железнодорожную колею
1524 мм с одной стороны и
вынесенную на 6,5 м
дополнительную - с
другой. Здесь
отчетливо
просматривается
особенность, ставшая
впоследствии
базовой для всех
кранов типа СКР -
ассиметричное
расположение непарных
опор. Рассчитано - если
кран имеет 4 опоры, то
при положении стрелы
"по биссектрисе"
практически
функционируют лишь
две опоры. В данной
схеме при любых
обстоятельствах кран
опирается всегда на
три опоры - он более
устойчив! Несколько
усложняет конструкцию
использование двух
опорно-поворотных
устройств: поворотная
платформа-промежуточная
платформа и
промежуточная
платформа-железнодорожная
платформа. Но и здесь
заложена интересная
конструктивная схема,
благодаря которой при
переводе крана в
рабочее положение,
поворотная платформа
несколько смещается к
центру опорного
контура, тем самым
улучшая круговую
грузовысотную
характеристику.
Кран
СК-300 создан для замены
башенного крана БК-300.
Основное преимущество
выражено в сроках
монтажа: для СК-300
необходимо 2-3 дня,
тогда как БК-300
монтируют не менее 20-25
дней! К сожалению, о
кране СК-300 нет никаких
упоминаний в
специальной
литературе
Минмонтажспецстроя,
поэтому, с высокой
долей вероятности
можно предположить,
что он так и остался в
чертежах. Однако,
авторами проекта (инж.
М.П.Ходовым,
Л.Н.Щипакиным и др.)
теперь ясно выражена
основа, предлагающая
рассматривать
рельсовые краны как
разновидность
гусеничных и наоборот.
Модернизация
коснулась и крана
СКУ-101. От своего
предшественника новый
кран СКУ-102 отличается
применением
модернизированной
поворотной платформы
железнодорожного
крана СК-30
(унифицированной с
гусеничным краном
СКГ-30) и установкой
башенно-стрелового
оборудования от
гусеничных кранов
СКГ-30/10 или СКГ-30/7,5.
Следующим
этапом стала
разработка в 60-х годах
линейки
модернизированных и
нормализованных с
действующим ГОСТом
гусеничных кранов
серии СКГ
грузоподъемностью от
40 до 160 т. Самому
мощному крану СКГ-160
был запроектирован
рельсоколесный ход.
Рассчитано, что его
применение вместе с
увеличением массы
противовеса повысит
грузоподъемность
крана в стреловом
исполнении с 160 до 250 т,
а в башенно-стреловом -
с 60 до 100 т. Таким
образом, при замене
гусеничного хода
рельсовым возможно в
1,5 раза увеличить
грузовой момент при
заданных
грузоподъемности и
вылете - практическое
применение стало
очевидным.
|
|
Гусеничный
кран СКГ-160 |
Рельсовый
кран на базе СКГ-160 |
Экономическое
обоснование для
скорейшего запуска в
производство
рельсовых кранов
появилось благодаря
повсеместному
внедрению конвейерной
сборке конструкций
при сооружении
промышленных,
энергетических и
уникальных объектов,
когда целые пролеты
полностью собираются
на земле и после
подаются на установку
в готовом виде. Метод,
в частности, нашел
самое широкое
применение на
строительстве КамАЗа,
где на каждый пролет
заводских корпусов
монтировался 60-тонный
блок покрытия
размером 24х12х6 м. Самый
распространенный
промышленный кран
БК-1000 способен
устанавливать блоки
только в одном пролете
с одного подкранового
пути, тогда как
грузовые и
геометрические
параметры нового
крана обеспечивали
ему возможность
установки блоков в
трех пролетах. Только
одно это
обстоятельство
приносило
коллосальную экономию
затрат на устройство
подкрановых путей. Так
была дана "путевка в
жизнь" рельсовому
крану СКР-1500, не
имевшего аналогов не
только в нашей стране,
но и за рубежом. В его
создании конструкторы
института
Промстальконструкция
ориентировались не на
абстрактные лучшие
образцы Запада, а на
конкретные, реальные
отечественные условия
и географические
районы.
Кран
является
полноповоротным,
самоходным,
приспособленным для
передвижения по
двупутным рельсовым
путям с колеей 10 м.
Ходовая часть состоит
из центральной
опорной рамы, трех
балок и трех
восьмиколесных
тележек, с
унифицированными с
другими рельсовыми
кранами (БК-1000, БК-1425 и
др.) механизмами
передвижения. На
ходовой раме
установлен балласт
массой 43,5 т.
Железнодорожные пути,
по которым
"ходит" кран, хотя
и не имеют
специфического
наклона рельс (они
прямые), однако
допускают
железнодорожному
составу двигаться по
ним и вплотную
подходить к крану. Это
позволяет
осуществлять в
некоторых случаях
монтаж элементов "с
колес".
Предусмотрен вариант
ходовой части с
восьмиколесными
тележками,
передвигающимися по
однопутным рельсовым
путям.
|
Ходовая
часть рельсового
крана СКР-1500 |
Основное
башенно-стреловое
оборудование
составлено из секций,
применяемых в кране
СКГ-160, и включает в
себя башню длиной 30 м,
маневровую стрелу
длиной 25,5 м и
установочный
8-метровый клюв.
Максимальная
грузоподъемность
крана 60 т, высота
подъема крюка 42 м,
вылет - 25 м. Поворотная
платформа с
механизмами и
оборудованием и
опорно-поворотное
устройство применены
так же от крана СКГ-160,
за исключением
электростанции -
СКР-1500 имеет
электрический привод
переменного тока с
питанием только от
внешней сети
напряжением 380 В.
Суммарная мощность
установленных
электродвигателей 191
кВт. Рациональное
расположение
механизмов
обеспечивает удобный
и безопасный доступ к
ним. Масса противовеса
на поворотной
платформе увеличена с
50 (у СКГ-160) до 129 т.
Общий вес крана 336 т.
Кран оборудован
необходимыми
приборами
безопасности:
ограничителями
грузоподъемности и
хода основного и
вспомогательного
подъемов,
ограничителями хода
башни и маневровой
стрелы, указателем
вылета стрелы. В
механизме вращения
применена муфта
предельного момента,
предохраняющая стрелу
от действия
чрезмерных
горизонтальных сил.
Первый
СКР-1500, изготовленный
Раменским
механическим заводом,
поступил на
строительную площадку
Камского автозавода.
Его сборка
осуществлялась
крупными блоками
(ходовая часть,
поворотная платформа,
стреловое
оборудование) и
проходила с
непосредственным
участием
представителей
завода-изготовителя.
Проект производства
работ подготовил
институт-разработчик.
Эксплуатация в
течении 1,5 лет на
строительстве завода
двигателей,
автосборочного и
других корпусов
показал надежность
конструкций и
работоспособность
всех его узлов и
механизмов при
постоянной работе с
предельным
использованием
грузовых
характеристик. С
октября 1971 года по
февраль 1973 года кран
установил в проектное
положение 920 блоков
(около 55 тыс.т
конструкций), монтируя
при двусменной работе
по 4 блока в сутки. Не
удивительно, что
вскоре на
строительстве КамАЗа
работало уже 4 таких
крана...
|
Монтажный
кран рельсовый
СКР-1500
грузоподъемностью
60 т |
Учитывая
положительный опыт
эксплуатации, работы
по модернизации крана
СКР-1500 были
продолжены.
Установлено, что без
изменения расчетных
нагрузок на несущие
узлы и без их усиления,
на основе одной
базовой модели,
количество исполнений
может быть
существенно
расширено. Это
достигается
изменением
геометрических
параметров рабочего
оборудования
(установкой
соответствующего
количества типовых
вставок в башню и
стрелу), а так же массы
противовеса.
В
1972 году
спроектированы краны
СКР-1500 двух
модификаций -
исполнение II и III
грузоподъемностью 50 т,
предназначенные для
замены башенных
кранов БК-1000 при
монтаже сооружений
высотой до 85 м. Во II
исполнении башня
крана увеличена до 50 м,
стрела - до 39 м; размеры
для III исполнения - 60 и
25 м соответственно.
Высоты основного
подъема, по сравнению
с базовой моделью (42 м),
значительно
увеличены, но друг от
друга отличаются
незначительно: 85,9 и 84,8
м. Масса противовеса
на поворотной
платформе уменьшена
до 95 т. По сравнению с
БК-1000, новые краны
имеют большую
универсальность
рабочего оборудования
и удобство в
обслуживании, меньшие
затраты при перевозке,
монтаже и демонтаже (в
2-3 раза быстрее).
В
1973 году Горьковский
филиал института
Промстальконструкция
выполнил проект еще
одной модернизации
крана СКР-1500. Здесь
напротив -
грузоподъемность была
повышена до 100 т, что
вызвано
необходимостью
монтажа блоков массой
80-90 т на строительстве
цехов и зданий
Чебоксарского завода
промышленных
тракторов. От базового
он отличается
геометрическими
параметрами,
оголовком, верхней
секцией и тягой
маневровой стрелы,
длиной грузового
каната (820 м вместо 580
м), который
запасовывается в 12
ниток (вместо 8),
грузовым блоком и
установочным клювом.
Масса противовеса 113,6
т. Кран способен
поднять максимальный
груз на высоту 51 м при
15-метровом вылете. На
вспомогательном крюке
грузоподъемность 2,5 т
независимо от вылета.
|
Монтажный
кран рельсовый
СКР-1500 в 100-тонном
исполнении |
Всего
автору статьи
известно о 13
исполнениях крана
СКР-1500 (некоторые
модификации имеют
Знак качества). Но
фиксированные
геометрические и
весовые параметры
кранов в конкретном
исполнении вызывали
определенные
трудности при
строительстве
различных по
назначению
промобъектов.
Переоснащаться тремя
вариантами маневровой
стрелы (24, 29 и 39 м)
способен только кран
СКР-1500 в специальном
исполнении IV-А. Это
обстоятельство
послужило толчком к
созданию рельсового
крана СКУ-1500Р с
универсальным рабочим
оборудованием,
который мы рассмотрим
позже.
Следуя
отчетности, на 1 января
1973 года на объекты
Минмонтажспецстроя
СССР поступили 9
рельсовых кранов
СКР-1500 в различных
исполнениях. Началась
славная биография
кранов типа СКР на
отечественных
стройках: ими строили
металлургические
комбинаты в
Комсосольске-на-Амуре,
в Липецке, возводили
знаменитый Атоммаш и
многое другое.
Некоторые
исполнения крана
СКР-1500 |
В
1973 году отдел
проектирования
оборудования
института
Промстальконструкция
начинает работу по
созданию более мощных
рельсовых кранов с
грузовым моментом от
2200 до 3500 тм, способных
поднимать грузы на
150-метровую высоту.
Конструктивно, они
выполнены по
аналогичной с СКР-1500
схеме, но, из-за
большей
грузоподъемности и
высоты подъема,
значительно изменено
стреловое
оборудование, масса
противовесов, а так же
размещение механизмов
на поворотной
платформе. Для
некоторых исполнений
предусмотрена ходовая
часть с высоким
порталом, позволяющая
пропускать под краном
железнодорожный
состав или
складировать
конструкции.
Изменилось и
назначение - если
основное применение
кранов СКР-1500
заключалось в
промышленном
строительстве, то,
новые машины
специально
проектируются для
сооружения объектов
энергетики: тел
плотин, корпусов
электростанций и
атомных реакторов,
градирен и др.
К
середине 1975 года
проект рельсового
крана с грузовым
моментом 2200 тм в двух
исполнениях в
основном был закончен.
Базовым послужил
гусеничный кран СКГ-150
(автору такой кран
неизвестен - допускаю,
что это одна из
опытных разработок
института). В 1976 году
завершены работы по
кранам с грузовыми
моментами 2600 тм и 3500
тм.
В
скорейшем освоении
нового крана СКР-2200
было крайне
заинтересовано
Министерство
энергетики и
электрификации СССР,
что послужило толчком
к подготовке и началу
его производства с 1976
года на Зуевском
энергомеханическом
заводе
"Минэнерго"
(г.Зугрэс, Донецкой
обл.). Выбор сделан не
случайно: с 1953 года
предприятие уже
выпускало различную
грузоподъемную
технику, среди которых
такие легендарные
краны, как башенный
БК-1000 и гусеничный
МКГ-100. Рассмотрим
конструкцию СКР-2200
более подробно...
Кран
имеет электрический
привод на переменном
токе напряжением 380 В и
питается от внешней
сети. Установленная
мощность
электродвигателей 193
кВт. Управление
электрическое,
кнопочно-контроллерное,
осуществляется из
кабины машиниста,
размещенной слева на
поворотной платформе.
Для крана характерна
трехопорная ходовая
часть, с базой (опорным
контуром) 15,6 на 13,5 м,
состоящая из
Т-образной рамы, на
которую сверху
установлено
опорно-поворотное
устройство. Рама с
одной стороны
опирается на
приводную 8-колесную
тележку, состоящую из
приводной 4-колесной
тележки, холостой
четырехколесной
тележки и балки,
балансирно передающей
нагрузку на каждую
тележку и равномерно
загружающую каждое
колесо. Рама с другой
стороны опирается на
две приводные
8-колесные тележки,
аналогичные по
конструкции. Тележки
кранов передвигаются
по двухпутным
рельсовым путям
нормальной колеи, с
расстоянием между
ними 10 м. Скорость
передвижения крана 11,9
м/мин.
Поворотная платформа
состоит из
центральной и
хвостовой рам.
Центральная рама
шарнирно прикреплена
к хвостовой и
удерживается
подкосом,
прикрепленным к
оголовку двуногой
стойки. К центральной
раме присоединены
нижняя секция стрелы,
двуногая стойка и
опорно-поворотной
устройство
шарнирно-роликового
типа. На ней же
находятся два
одинаковых механизма
вращения. На хвостовой
раме находятся
противовесы (массой 80
или 150 т в зависимости
от исполнения),
лебедки основного и
вспомогательного
подъема и две
одинаковых лебедки
для подъема башни и
изменения вылета
маневровой стрелы. Все
лебедки имеют тяговое
усилие 10 т и
конструктивно
аналогичны с
лебедками гусеничных
кранов типа СКГ:
двухдвигательные с
дифференциальным
горизонтальным
редуктором. Запасовка
грузового полиспаста
и полиспастов
изменения вылета
башни и стрелы
выполнена так, что
канаты каждым своим
концом крепятся к
барабанам лебедок.
Таким образом,
улучшается и
становится
симметричной работа
полиспастов, имеющих
большую кратность.
Стреловое
оборудование крана
СКР-2200 наиболее
отличается от
аналогичного
оборудования крана
СКР-1500. Из-за большей
высоты, для
обеспечения жесткости
стрелы-башни из
плоскости подвеса, её
основание в осях
поясов выполнено
шириной 5350 мм вместо
3000 мм, что исключило
возможность
транспортировки по
железной дороге.
Поэтому нижние секции
выполнены разъемными
по продольной оси и
соединяются между
собой болтовыми
фланцами, кроме
средних секций - они
соединяются с помощью
диафрагмы. Башня имеет
четырехгранное
сечение, управляемая
стрела - трехгранное.
Для предотвращения
запрокидыванию назад
стрелового
оборудования кран
оснащен специальным
кронштейном и тягами.
|
|
Рельсовый
кран СКР-2200
исполнение I |
Рельсовый
кран СКР-2200
исполнение II |
В
I-ом исполнении
башенно-стреловое
оборудованием имеет
следующие размеры:
длина башни 57,8 м,
маневровой стрелы - 43,8
м. Стрела, в свою
очередь, оснащена
неуправляемым гуськом
длиной 5 м и крюком
вспомогательного
подъема. Во II-ом
исполнении увеличены
длины башни, стрелы и
гуська соответственно
до 93,8; 42,6 и 16,8 м, из-за
чего наклон верхней
части башни увеличен с
3 до 5 м относительно
оси вращения.
Естественно, при
различных параметрах
стрелового
оборудования отлична
и максимальная высота
подъема крюка. Для
крана в I-ом исполнении
она составляет 98,6 м/103
м для
основного/вспомогательного
подъема; для крана во
II-ом исполнении,
имеющем только один
подъем - 147 м. Разнятся
и скорости
подъема-опускания
груза: 0,088-0,006 м/с на
основном и 0,325-0,043 м/с
на вспомогательном
подъемах (I-ое
исполнение) и 0,22-0,017 м/с
- для II-ого исполнения.
Максимальная
грузоподъемность
СКР-2200-I главного
подъема 75-22 т на вылете
18-44 м;
вспомогательного - 16 т
на любом вылете. У
СКР-2200-II
грузоподъемность 35-18,5
т на вылете 30-44 м. По
справочным данным, в
стреловом исполнении
СКР-2200 обладает
400-тонной
грузоподъемностью. С
основным
башенно-стреловым
оборудованием
массовые величины
следующие: I-ого
исполнения 352 т; II-ого
исполнения 390 т.
В
1977 году Раменским
механическим заводом
принимается к
производству новый
рельсовый кран для
строительства
промышленных объектов
- аналог СКР-2200, но с
увеличенным до 2600 тм
расчетным грузовым
моментом. Кран СКР-2600
так же, как и СКР-2200,
имеет два исполнения,
и отличается
усиленной ходовой
частью (с 10-колесными
тележками),
увеличенной массой
противовеса и общей
крана (460 т) и
уменьшенными рабочими
скоростями (от 0,055 до
0,004 м/с). Последний
параметр как раз
характеризуют его
основное назначение -
для монтажных работ.
Суммарная мощность
установленных
электродвигателей 198
кВт.
|
Рельсовый
кран СКР-2600
исполнение I |
Между
краном СКР-2600 во II-ом
исполениии и СКР-2200 в
I-ом исполнении можно
смело поставить знак
равенства - ни по
размерам рабочего
оборудования, ни по
грузовысотным
характеристикам они
не различаются (кроме
скоростей). Уникально
I-ое исполнение крана:
при геометрических
параметрах
башенно-стрелового
оборудования 45,8 и 31,2 м
соответственно он
обладает 130-тонной
грузоподъемностью на
20-метровом вылете и
способен поднимать
максимальный груз на
высоту 71,4 м.
В
1978 году Зуевским
энергомеханическим
заводом изготовлен
первый кран СКР-3500 с
расчетным грузовым
моментом 3500 тм,
положивший начало их
серийному выпуску. Его
отличительные
особенности от
предшественников
можно выразить так:
больше, мощнее,
тяжелее. Кран оснащен
рабочим оборудованием
следующих размеров:
башней 68,5 м, стрелой 38
м с 5-метровым гуськом,
что позволяет на
основном подъеме
устанавливать
конструкции массой 100
т на высоте до 107,7 м. На
вспомогательном крюке
высота подъема
16-тонного груза
составляет 111 м.
Суммарная мощность
электродвигателей 275,5
кВт, база 17,3 Х 15 м,
масса 622 т. Трудовой
путь новый кран начал
с монтажа крупнейшей в
мире доменной печи №5
на Череповецком
металлургическом
комбинате.
В
этом же году,
родоначальник кранов
семейства СКР -
Проектный институт
Промстальконструкция,
преобразован во
Всесоюзный
научно-исследовательский
и проектный институт
"Промстальконструкция"
(ВНИПИ
"Промстальконструкция").
Свою дальнейшую
работу по рельсовым
кранам институт
продолжил не только в
русле модернизации
уже существующих, но и
в создании совершенно
новых моделей с
существенными
отличиями от
остальных. К последним
относится проект
гусеничного крана
СКГ-1000ЭМ и его
рельсоколесного
варианта СКР-1000
(СКУ-1000ЭМ)
грузоподъемностью от
50 до 63 т в зависимости
от применяемого
рабочего
оборудования. В
башенно-стреловом
исполнении
реализуется грузовой
момент 1000 тм, что и
заложено в индексе
кранов. Характерно,
что для гусеничного
крана впервые в
отечественной
практике в маркировку
заложена величина
грузового момента
(всегда - максимальная
грузоподъемность).
Никаких
документально-визуальных
подтверждений об
изготовленных
образцах этих кранов
не найдено.
|
|
Гусеничный
кран СКГ-1000ЭМ в
башенно-стреловом
исполнении |
Рельсовый
кран СКУ-1000ЭМ в
стреловом
исполнении |
Так
же институтом
выполнен проект по
ускорению
передвижения
рельсовых кранов
СКР-2600 и СКР-3500 в
пределах одной
строительной площадки
(как правило, для
промышленных объектов
это значительные
расстояния). Идея
заключалась в
применении кранового
пути, состоящего из
инвентарных стальных
секций на
железобетонных
фундаментах, что
позволяет кранам
перемещаться от
объекта к объекту,
переставляя их
самостоятельно.
Несмотря на то, что
такие передвижки не
были быстрыми, однако
они не шли ни в какое
сравнение с
классической схемой,
когда для устройства
рельсовых путей
требовалось
разровнять,
спланировать и
утрамбовать две нитки
земляного полотна на
всем их протяжении, а
после уложить
собственно сам путь
вспомогательным
краном. Помимо
экономии финансовых
средств (не
требовались
демонтаж-переброска-монтаж),
значительно
ускорялись темпы
строительства, за что
данный метод нашел
самое широкое
применение у
эксплуатационников.
Известны проекты
работ, когда суммарный
путь пройденный
кранами на объектах
составлял 3,5 км!
Добавлю, не вдаваясь в
подробности сложного
процесса, что поворот
осуществляется под
углом 90 град. при
помощи домкратов.
Как
уже указывал выше,
взамен крана СКР-1500
разработан кран
СКУ-1500Р с
универсальным рабочим
оборудованием. Его
преимущества выражены
возможностью создания
восьми модификаций
грузоподъемностью от
50 до 100 т при
максимальной высоте
подъема груза до 84 м.
Отличительной
особенностью от
предшественника
является наличие
Т-образной ходовой
рамы и неизменного для
всех исполнений
80-тонного противовеса
на поворотной
платформе. Выпуск
СКУ-1500Р начат с 1983 года
Раменским
механическим заводом.
|
|
Рельсовый
кран СКУ-1500Р |
Опорно-ходовое
устройство
рельсового крана
СКУ-1500Р |
Но
наибольший потенциал
для развития
конструкции был
заложен в кране СКР-3500,
что выразилось в
модификациях: СКР-3500ЭМ
грузоподъемностью 100/15
т на
основном/вспомогательном
подъеме; СКР-3500ЭП и
СКР-3500ЭП1 (последний
установлен на
специальном портале
высотой 16,5 м)
грузоподъемностью 95/15
т и СКР-3500АЭС
грузоподъемностью 160/32
т. Последний кран и по
сей день является
непревзойденным
флагманом линейки
кранов СКР, несмотря
на то, что первый
образец изготовлен
Зуевским ЭМЗ ещё в 1985
году.
Стоит заметить, что в
индексацию кранов СКР
введена буквенная
часть, выражающая их
основное назначение в
зависимости от рода
выполняемых работ: ЭМ -
для гидротехнического
строительства, ЭП - для
промышленного
строительства и АЭС -
для строительства
корпусов атомных
электростанций.
Однако, это не просто
переименование, а
улучшенные модели
кранов, исходя из
результатов реальной
эксплуатации. Так,
например, в кране
СКР-2200ЭМ смешались I и
III исполнения крана
СКР-2200, что сказалось в
применении
облегченного
противовеса (как у I
исп.), сохранения
параметров
башенно-стрелового
оборудования (как у III
исп.) и даже в
увеличении
грузоподъемности на
жестком гуське до 15 т.
Заслуживает
внимания интересный
факт, что в практике
отечественного
краностроения выпуск
сложных и практически
однотипных
грузоподъемных машин
налажен в системе
сразу двух ведомств:
Минмонтажспецстроя
СССР и Минэнерго СССР.
Это ещё раз
подтверждает
прогрессивность
конструкций кранов
типа СКР как таковых,
но главное -
своевременность их
появления. На крупных
промышленных стройках
такие краны ждали
давно. Правда, и в
гражданском
строительстве
применение этих
кранов было
технически и
экономически
оправдано. Например,
воочию лицезреть
работу крана СКУ-1500Р
можно было в 1987 году в
г.Москве на
реконструкции
Казанского вокзала,
проводимой совместно
Минмонтажспецстроем
СССР и Минтрансстроем
СССР. Уникальность
работы, выполненной
краном, заключалась в
монтаже гигантской
застекленной крыши,
опирающейся на
160-метровые
железобетонные
конструкции.
|
|
Кран
СКУ-1500Р на
реконструкции
Казанского
вокзала. Москва,
1987 г. |
Самое
очевидное отличие
крана СКУ-1500Р от
предшественника
СКР-1500 - Т-образное
опорно-ходовое
устройство |
Для
управления кранами
СКР всегда допускают
самых лучших
крановщиков,
обладающих не только
высшей квалификацией
и мастерством, но и
выработанной годами
способностью
"шестым чувством"
ощущать поведение
грузоподъёмных машин
в работе. Это не пустые
слова. При подъёме
тяжелых грузов,
происходит вытяжка
канатов и прогиб
металлоконструкций
башенно-стрелового
оборудования, из-за
чего вылет может
отличаться от
паспортных величин на
1,5 - 5 м. При общих
размерах рабочего
оборудования крана
цифры кажутся
незначительными, но
если его оперативно не
уменьшить включением
лебёдки изменения
вылета стрелы (гуська),
это может привести к
опрокидыванию. Так же,
значительные
размерные параметры
БСО обладают высокой
"парусностью",
приводящее к
раскачиванию стрел
даже во время стоянки
крана. При работе этот
эффект может
проявиться не только
благодаря ветру, но и
от значительных
инерционных усилий
при
вращении/передвижении
крана с грузом на
крюке при больших
вылетах и большой
высоте подъёма.
Впрочем, опытный
крановщик всегда
знает, как с этим
явлением бороться...
Как
и во всех сферах науки
и производства, начало
90-х годов негативно
отразилось на
разработке и выпуске
новых моделей кранов
типа СКР. Два
производителя -
Раменский и Зуевский
заводы, оказались по
разные стороны границ.
К счастью, на этом путь
кранов типа СКР не
закончился...
|