WWW.TECHSTORY.RU
Сайт о механических экскаваторах, старой строительной,
авто- и железнодорожной технике


Воронежские экскаваторы: начало пути. Часть 4
А.Иоффе

Новый этап развития Воронежского экскаваторного завода пришёлся на 70-е годы прошлого века. В 1970 г. конструкции экскаваторов претерпели серьёзные изменения.

Модернизация продукции

Аналогично тому, как это было ранее сделано на экскаваторах других заводов, на предприятии внедрили в производство унифицированное роликовое опорно-поворотное устройство (ОПУ) диаметром 1900 мм, выпускавшееся Ивановским заводом автомобильных кранов. Поскольку у «лёгких» воронежцев в механизме поворота изначально применялось наружное зацепление, для них разработали специальное исполнение ОПУ без зубчатого венца. Одновременно были перепроектированы ходовая тележка и поворотная платформа. Вместо радиусного обвода задней стенки кузова сделали более простую трёхгранную форму.

В результате такой модернизации поворотная платформа оказалась ниже на 130 мм. Это обстоятельство сделало невозможным дальнейший выпуск кранов Э-1258Б и Э-1258БС, поскольку в противном случае корпус реверса стрелоподъёмной лебёдки при повороте платформы задевал бы за гусеницы. Поэтому в 1970 г. Э-1258Б и Э-1258БС были сняты с производства.

Ради справедливости следует отметить, что краны Э-1258Б с механическим приводом уже не отвечали требованиям выполнения монтажных работ. Ещё в начале 60-х годов прошлого века Челябинский и Чебаркульский механические заводы освоили выпуск специальных дизель-электрических гусеничных монтажных кранов - соответственно ДЭК-25Г и МКГ-25 грузоподъёмностью 25 т. С 1970 г. из ГДР в больших количествах стали поступать краны РДК-25, аналогичные МКГ-25. Указанные поставки вскоре полностью удовлетворили потребность в гусеничных кранах этого класса, и выпуск Э-1258Б всё равно потерял бы смысл.

Однако до модернизации завод успел выпустить около 1500 экскаваторов Э-1252Б и 560 кранов Э-1258Б. Особо необходимо отметить работу конструкторов Воронежского экскаваторного завода по созданию без преувеличения уникальной системы управления экскаватором. Само по себе удивительно, что в 1970-е годы на экскаваторах Э-1252Б сохранялась явно устаревшая гидравлическая система управления, хотя буквально в соседнем цехе ещё с 1950-х годов собирали «тяжёлые» экскаваторы с пневматическим управлением. Правда, в начале 70-х годов прошлого века один экскаватор Э-1252Б в опытном порядке был оснащен пневмосистемой и успешно работал в г.Россошь, но дальше этого дело не пошло.

Зато в создание новой гидросистемы управления конструкторы вложили все свои знания и опыт. На гидроуправление перевели не только основные, но и все вспомогательные операции. Непосредственно при помощи механических тяг на экскаваторе Э-1252Б машинист управляет только подачей топлива и главной муфтой сцепления. В ходе выпуска экскаватора несколько раз изменяли схему управления тормозами главной лебёдки. От безнасосной системы перешли к насосной с применением обычных золотников. Но такая система оказалась неудобной. Ведь при остановке двигателя давление в системе управления исчезало, и барабаны лебёдки растормаживались. Тогда применили весьма оригинальную схему. Тормоза лебёдки сделали постоянно замкнутыми, то есть ленты были постоянно зажаты мощными пружинами. Растормаживающие цилиндры постоянно соединялись с напорной гидролинией. Каждая из управляющих педалей была связана с золотником, который при нажатии на педаль соединял полость соответствующего гидроцилиндра со сливом, то есть при нажатии на педаль тормоз под действием пружины замыкался. Таким образом, алгоритм работы остался таким же, как при обычном педальном управлении, но при исчезновении давления в системе тормоз оказывался замкнутым. Позже левую педаль и вовсе упразднили. Такая система управления упрощала переход на крановое оборудование, при котором требовалось наличие автоматически управляемого постоянно замкнутого тормоза. У кранов Э-1258Б и Э-1258БС педали вовсе отсутствовали. Для обеспечения возможности работы с гуськом правый барабан главной лебёдки у этих кранов оснащался дополнительным механизмом опускания вспомогательного крюка на режиме работы двигателя.

В кабине экскаватора Э-1252Б кроме двух основных рычагов были установлены всего две дополнительных рукоятки с многосекционными золотниками на боковой стенке. Каждый из основных рычагов мог перемещаться из центрального положения в одно из трёх рабочих. Правый рычаг управлял главной лебёдкой. При движении рычага вперед происходил напор рукояти, назад – возврат, влево – подъём ковша. Левый рычаг управлял реверсом (движения рычагом вперёд и назад) и открыванием днища ковша (движение рычага вправо). Одна из дополнительных боковых рукояток служила для переключения режимов («работа» или «ход»). При помощи второй рукоятки включали режим подъёма или опускания стрелы.

При этом гидравличекая схема была спроектирована так, что машинист только задавал режим работы, а всё остальное происходило автоматически. Например, если машинист переводил рукоятку управления режимами из положения «работа» в положение «ход», то при этом автоматически выполнялись следующие операции:

- выключалась кулачковая муфта поворота и включалась кулачковая муфта хода;
- затормаживались оба барабана главной лебёдки;
- замыкались тормоза поворота и хода;
- стопоры хода поднимались и выходили из зацепления с гребнями гусеничных звеньев;
- передний и задний золотники правого рычага управления переключались на управление кулачковыми муфтами нижнего ходового вала.

Далее, при переводе левого рычага вперёд или назад, включалась соответствующая конусная муфта главной трансмиссии, и одновременно размыкался тормоз хода. Правым рычагом управляли разворотом экскаватора.

В поисках новых решений

В середине 70-х годов прошлого века для Воронежского завода были увеличены фонды на поставку дизелей ЯМЗ-238Г для экскаваторов Э-1252Б и ЭО-5122. В связи с этим был полностью прекращен выпуск машин с малонадёжными двигателями А-01М. В этот период значительное внимание уделялось созданию техники для освоения газоносных месторождений Западной Сибири и строительства БАМа. Завод не мог оставаться в стороне. В первой половине 1970-х годов на базе серийного экскаватора Э-1252Б были выпущены образцы специальных экскаваторов ЭО-6115С (Э-1252БСГ) для строительства магистральных газопроводов в суровых условиях Севера, оснащённые «обратной лопатой». С учётом возможности перегонов экскаватора на дальние расстояния были введены дополнительные опоры у ведущих звёздочек гусеничного хода, а также применён двухскоростной главный редуктор, позволяющий повысить скорость передвижения до 2,5 км/ч. Однако все эти явно надуманные решения оказались нежизнеспособными.

Столь мощная кампания не обошла стороной и «тяжёлые» экскаваторы. В этом классе в 1970-1971 гг. было изготовлено несколько туннельных экскаваторов ЭО-7114 с малогабаритным рабочим оборудованием «прямой лопаты». По многим деталям поворотной платформы и гусеничного хода они были унифицированы с экскаваторами Э-2503 и Э-2505, а по схеме рабочего оборудования – аналогичны костромским ЭО-5114.

Экскаватор ЭО-7114

Для работы вдали от источников электроэнергии был создан опытный образец Э-2503Б с собственной дизель-электростанцией. С целью её размещения удлинили поворотную платформу. Кроме того, было модернизировано рабочее оборудование, применено унифицированное роликовое опорно-поворотное устройство, введён индивидуальный привод гусеничного хода. В дальнейшем малой серией выпускали экскаватор Э-2505СА-1 с традиционной конструкцией рабочего оборудования, опорно-поворотного устройства и гусеничного хода. Чтобы сохранить обычный радиус поворотной платформы, её заднюю часть сделали двухъярусной. Преобразовательный мотор-генераторный агрегат переместили вниз задней отливки, а над ним установили 200-киловаттную дизель-электростанцию У-36 (дизель 1Д12В-300 и генератор ГСФ-200М).

Надо признать, что это было искусственное решение. Дизель приводил в действие генератор, который вырабатывал трёхфазный переменный ток. А им, в свою очередь, питался двигатель преобразовательного агрегата, генераторы которого вырабатывали постоянный ток, поступавший к приводным электродвигателям лебёдки, поворота и напора. Вряд ли можно назвать логичной столь громоздкую схему. В то же время такое нагромождение оборудования весьма затруднило доступ к нему, особенно к преобразовательному агрегату.

Еще более «странным» выглядит задание, выданное заводу, в соответствии с которым был создан экскаватор Э-2505САГ-1. Предназначенный для отрывки траншей под магистральные трубопроводы в Западной Сибири, он отличался от предыдущей модификации специально созданным для него рабочим оборудованием «обратной лопаты». Трудно представить себе столь громоздкую, тяжёлую и сложную машину в суровых топях тех мест.

Экскаватор Э-2505СА-1

В 1980 г. от «двухъярусной» компоновки экскаватора Э-2505СА-1 решили отказаться. Вместо этого поставляли обычный экскаватор Э-2505, а в комплекте к нему – отдельный блок дизель-электростанции, установленный на салазках с капотом. Такой экскаватор назвали Э-2505СА-2.

Шире применять гидравлику

В начале 1970-х гг. был взят курс на широкое применение гидропривода экскаваторов. В планах министерства предусматривался полный перевод основных экскаваторных заводов (Калининского, Ленинградского, Ковровского и Воронежского) на выпуск машин с гидроприводом. Производство традиционных канатных экскаваторов предполагалось сохранить лишь на Донецком и Костромском заводах.

В связи с этим на Воронежском заводе в этот период все основные инженерные силы были направлены на создание и доводку конструкций гидравлических экскаваторов ЭО-5122 и ЭО-6121. При этом работы по совершенствованию канатных экскаваторов отошли на второй план. Продолжался лишь выпуск ранее созданных моделей.

Приведём ориентировочные объёмы годового выпуска экскаваторов и кранов в середине 1970-х гг. Ежегодно воронежцы выпускали 1200-1400 «лёгких» экскаваторов, в том числе от 10 до 50 электрических Э-1251Б, до 1300 «рядовых» дизельных Э-1252Б и до 600 «экспортных», а также до 130 «северных» Э-1252БС. В «тяжёлом» классе годовой выпуск составлял порядка 300 экскаваторов Э-2503, до 30 «северных» Э-2505, порядка 10-12 дизель-электрических Э-2505СА-1 и 70-90 кранов Э-2508. Приведённые цифры наглядно показывают преобладание в программе выпуска Воронежского экскаваторного завода машин Э-1252Б, сборка которых была организована на конвейере в сборочном цехе № 6. В свою очередь, сборка «тяжёлых» экскаваторов и кранов осуществлялось по стендовой технологии в сборочном цехе № 12.

Объёмы серийного производства экскаваторов Э-1252Б постепенно снижали с одновременным наращиванием выпуска гидравлических экскаваторов ЭО-5122. Обе модели собирали на общем конвейере в сборочном цехе № 6. В 1981 г. выпуск Э-1252Б завершился, и в классе «лёгких» экскаваторов был осуществлен полный переход на гидропривод.

Надо сказать, что с годами авторитет воронежских канатных экскаваторов падал. В 1950-е гг. они славились простотой и прочностью. За это механизаторы готовы были простить примитивные условия труда. Однако в 1970-е гг. положение изменилось. На ковровских и костромских экскаваторах было введено пневматическое управление, повышена надёжность узлов, а на воронежских Э-1252Б всё оставалось по-прежнему. К тому же многочисленные мероприятия по упрощению технологии и снижению веса машины отрицательно сказывались на её надёжности. Хитроумная гидросистема управления при невысоком качестве исполнения её узлов также была ненадёжна. К тому же, когда ручное переключение кулачковых муфт поворота и хода заменили гидравликой, из-за «жёсткости» её срабатывания стали постоянно выходить из строя передаточные звенья. С распространением дизель-электрических кранов машинисты оценили их преимущества перед экскаваторами-кранами.

Вообще, особенно со второй половины 70-х гг. прошлого века, выпуск канатных экскаваторов происходил в условиях дефицита и экономии. Стремились, где только можно, снижать вес деталей и упрощать их форму. Многие литые детали заменяли сварными. Вследствие нехватки покупных изделий, рассчитанных для работы при низких температурах, зачастую «северные» экскаваторы комплектовали обычным оборудованием. Экскаваторы Э-2503, предназначенные для работы только с «прямой лопатой», не оснащали стрелоподъёмной лебёдкой. Для подъёма стрелы использовали левый барабан главной лебёдки.

В 1978 г. для всех «тяжёлых» экскаваторов и кранов ввели унифицированную кабину, по конструкции аналогичную кабине машины Э-1252Б, но с горизонтальной передней стенкой. В 1980 г. как морально устаревшие были сняты с производства краны Э-2508. Выпуск «тяжёлых» канатных экскаваторов продолжался до начала 1987 г. Причём в последние годы их изготавливали в модернизированном варианте Э-2503В: грузоподъёмность кранового оборудования была повышена до ГОСТовских 63 т.

Экскаватор ЭО-5122 Экскаватор ЭО-6122А

В 1972 г. на Воронежском заводе был изготовлен первый экскаватор с гидравлическим приводом ЭО-5122. Машина изобиловала оригинальными конструктивными решениями и резко отличалась от экскаваторов других заводов. После проведения испытаний и внесения серьёзных конструктивных изменений эта модель была принята к серийному производству и постепенно вытеснила из производственной программы канатные экскаваторы Э-1252Б. Позже были созданы гидравлические экскаваторы и в шестой размерной группе: дизельный ЭО-6121, электрический ЭО-6122 с аналогичными схемными решениями.

В 1980-е, 1990-е и последующие годы завод выпустил ещё много усовершенствованных моделей экскаваторов с гидроприводом. Предприятие меняло формы собственности и названия, но это уже совсем другая история.

Статья подготовлена Александром Иоффе

На 5-ю часть материала о ВЭЗе "Гидравлические экскаваторы из Воронежа"

На страницу "Тематические статьи"

Автор сайта будет признателен за любую информацию и фотографии. E-mail: Techstory@mail.ru


Copyright © 2002-2016 TechStory.ru

Главная