WWW.TECHSTORY.RU
Сайт о механических экскаваторах, старой строительной,
авто- и железнодорожной технике


"Страна тысячи озер"
М.Беднарский, 2010 г

Как правило, идея посетить то или иное место с целью сбора информации о старой советской технике рождается спонтанно. Время не стоит на месте, и всё меньше становится возможностей найти продукцию советских машиностроительных заводов, столь массово выпускавшуюся во времена СССР. К сожалению, сейчас в России, да и на всей остальной территории бывшего Союза можно встретить уже лишь единицы раритетных агрегатов, не считая нескольких памятников «трудовой славы» сомнительной сохранности. Да и это относится в основном к тракторам, а землеройной, дорожной и мелиоративной техники не осталось даже на постаментах.
Правда, в странах так называемого бывшего «соцлагеря» в Восточной Европе некоторое количество отправленных туда в своё время в рамках международного экономического сотрудничества машин советского производства реставрируется, поддерживается в рабочем состоянии. Но всё это - лишь хобби разрозненных владельцев этой техники.
Тем больше было моё удивление, когда на форуме в интернете промелькнула информация о наличии в Финляндии, стране, которая социалистической никак не являлась, некоего музея с экспонатами, имеющими прямое отношение к теме нашего сайта! Более того, обнаружились несколько фотографий из этого музея на сайте финской компании VAPO, занимающейся добычей и переработкой торфа в стране. На тех фото я узрел экскаватор ТЭ-3М, за которым охочусь с фотоаппаратом не первый год. Участь поездки была решена.
Невзирая на почерпнутую с финского сайта информацию о том, что музей закрыт на зиму уже с сентября, я купил трёхдневный тур, которого, по моим прикидкам, должно было хватить, чтобы на перекладных добраться-таки до этого затерянного в финских лесах места. На крайний случай, думал я, перелезу через ограду. Слишком многое поставлено на карту.
Моё путешествие из Хельсинки на автобусе с пересадкой, а затем на такси заслуживает отдельного разговора, но не здесь. Не зная финского языка, с запасом в несколько английских слов, я добрался-таки до места. Таксист оказался покладистым и согласился подождать меня полчаса. В результате прождал он полтора. Ждал бы он и дольше, но я рассчитывал вернуться в столицу затемно, ибо ночевка в октябрьском лесу меня не прельщала.
И вот свершилось: среди деревьев я УВИДЕЛ ЭТО!
Не понадобилось ни давать взяток, ни лезть через колючую проволоку. На нескольких полянах в лесу рядом с закрытыми по сезону зданиями торфопредприятия стояла до боли знакомая торфяная техника, многие образцы которой я видел до этого лишь в справочниках да на нечётких газетных вырезках. Каюсь, там было несколько образцов импортных машин, но я уже заметил среди леса знакомую стрелу «Ивторфмаш» и не уделил иномаркам достаточного внимания. И без них было чем полюбоваться! За полтысячи километров от русской границы, в стороне от населённых пунктов, стоит в замечательной для своего возраста сохранности техника, которую в её родной стране, как водится, давно переплавили бы на лопаты. Можно было подумать, что я нахожусь где-нибудь под Рязанью году эдак в восьмидесятом. Странное ощущение!
В 60-е года прошлого столетия заводы торфяного машиностроения наладили серийный выпуск полного комплекта оборудования, необходимого для добычи торфа и его переработки.
Надо сказать, что торфодобывающая техника регламентируется отдельными ТУ (техническими условиями на изготовление) и имеет также собственную систему обозначения машин. Например, многоковшевой экскаватор продольного копания МТК-14А, который я встретил в этом музее, по обычной индексации землеройной техники должен иметь обозначение ЭТЦ, а тот же торфяной экскаватор ТЭ-3М должен быть ЭО - экскаватор одноковшевой. Конструкция машин для добычи торфа весьма разнообразна, за исключением того, что вся техника имеет широкий болотоходный гусеничный ход, не исключая и прицепную. Неподалёку от ТЭ-3М мне бросился в глаза знакомый бункер: прицепная уборочная машина МТФ-41 родного Рязанского завода «Торфмаш». Вот так встреча! Да ещё в сцепке с ДТ-75Б 1972-го года выпуска! Кстати, в музее есть ещё один «круглый» 75й с прицепной фрезерной машиной БФ-4,0.


Трактор Т-100МБГС 1971 г.выпуска (Челябинский тракторный завод) со шнековым профилировщиком торфа

Гусеничный прицеп-самосвал МТП-24Б 1978 г.выпуска (Нелидовский завод торфяного машиностроения)

Машина МТП-41 (МТП-42А) 1971 г.выпуска для глубокого фрезерования кустарника (Нелидовский завод торфяного машиностроения)

Трактор ДТ-75Б 1972 г.выпуска (Волгоградский тракторный завод) с машиной для уборки фрезерного торфа МТФ-41 1972 г.выпуска (завод "Рязторфмаш")


Торфяной экскаватор ТЭ-3м 1974 г.выпуска; зав.№4838 (завод "Ивторфмаш")

Трактор ДТ-75Б-С4 1973 г.выпуска (Волгоградский тракторный завод) с фрезерным барабаном БФ-4,0 (МТФ-11) 1975 г.выпуска (горьковский завод торфяного машиностроения им. Я.М.Свердлова)

Машина БПФ-2М 1962 г.выпуска; зав.№193 (завод "Ивторфмаш")


Машина МК-1,8-01 (МТП-32А) для рытья и ремонта картовых канав (Нелидовский завод торфяного машиностроения)

Перевалочно-уборочная машина ФПУ-1 1963 г.выпуска; зав.№55 (завод "Ивторфмаш")

Штабелюющая (окаравнивающая) машина ОФ-8 1975 г.выпуска (Гомельский завод торфяного машиностроения)

Экскаватор МТК-14А 1974 г.выпуска


Торфяной экскаватор AKERMAN 350 1950 г.выпуска (Швеция)

Трактор ДТ-55Б 1963 г.выпуска (Волгоградский тракторный завод) с прицепной корнеуборочной машиной РКС-4 1961 г.выпуска

Стилочная машина дизельная СМД-4 197х г.выпуска (завод "Ирпеньмашторф")


Бульдозер на базе трактора Т-100МЗБГС 1979 г.выпуска (Челябинский тракторный завод) с машиной МТП-26А для сплошной корчевки пней (Нелидовский завод торфяного машиностроения)

Электростанция ЭСУ-2А с пассажирским вагоном типа ПВ

Но это было ещё не всё: неподалёку обнаружился редчайший трактор ДТ-55А с прицепной корнеуборочной машиной РКС-4. Я обратил внимание, что все информационные таблички в кабине - на английском языке. ВгТЗ держал марку на экспорт! А музей преподносил один сюрприз за другим - пресловутый торфяной комбайн БПФ-2М с гордой табличкой «made in USSR» на кабине. Эта машина собрана на узлах трактора ДТ-54А, оперение и кабина уникальны. В России этих комбайнов не осталось совсем.
Рядом с упомянутым выше траншеекопателем МТК-14А стоит стилочная машина СМД-4 завода «Ирпеньмашторф», которую я ранее не видел даже на фото.
Сейчас на некоторых российских торфяных месторождениях ещё можно застать штабелюющую машину  МТФ-41. А в финском музее находится её предшественник - машина ОФ-8, выпущенная в 1975-м году. Она издалека заметна своей оранжевой кабиной от серийного трактора тех лет ДТ-75, но с немного увеличенной площадью обзора. Неподалёку от неё - уборочная машина ФПУ-1, также оригинальной конструкции, с прогрессивным для того времени гидроприводом подъёма рабочего органа и транспортёра, правда, совмещённого с канатными полиспастами.
Не обошлось дело и без тракторов Челябинского завода. В музее их два, как и волгоградских ДТ-75Б: у первого, более старого, спереди навешен шнековый профилировщик торфа, у другого сзади - машина для корчевания пней и камней МТП-26А. Кстати, актуально, так как в Финляндии скальные породы залегают неглубоко, и почва поэтому сильно засорена камнями. Интересна конструкция кронштейнов передней навески на этих тракторах, не приспособленных под «переднюю» гидравлику. Напрашивается мысль, что в Финляндию промышленные модификации ЧТЗ почему-то не поставлялись.
Внезапно я заметил как-то затерявшийся сначала небольшой экскаватор.. Неужели Э-352, единственный «живой» образец которого находится в Эстонском музее сельского хозяйства?! Но увы! Оказалось - шведское изделие. Кстати, отличительная особенность импортной торфяной техники - деревянные траки гусениц. Это может быть, и экологично, но недолговечно. Практически на всех машинах траки превратились в труху.
Незаметно пролетело время. Промок я по колено, но ничто теперь не могло ухудшить моего настроения! Напоследок заснял невесть как затесавшийся в эти места узкоколейный состав опять же советского производства - электростанция ЭСУ-2А с пассажирским вагоном типа ПВ (по слухам, в нём находилась столовая для рабочих) и внезапно почувствовал, как проголодался и устал. Несмотря на нехорошие предчувствия, обратный автобус всё же появился. Всю дорогу я просматривал отснятый фотоматериал и думал, что, бесспорно, Финляндия - «страна тысячи озёр», но не для всех.

Назад на страницу "Фотосессии"

Назад на страницу "Наши поиски"


Copyright © 2002-2014 TechStory.ru