WWW.TECHSTORY.RU
Сайт о механических экскаваторах, старой строительной,
авто- и железнодорожной технике


Поездка в Крым (июнь 2008)
Основной целью поездки в Крым на Украину был, конечно, отдых с семьей, однако, выбор места отдыха напрямую зависел от расстояния до недостроенной Крымской АЭС, где еще остался один из гигантов отечественного краностроения - рельсовый кран СКР-3500.
Уже по пути из окна вагона в Тульской области был замечен железнодорожный кран КЖДЭ-4-25, который выпускался на Дебальцовском машиностроительном заводе. Это тоже самое, что для археологов находка мамонта - кран редчайший! Находится на территории Ревякинского РМЗ, станция Ревякино.
Радовало н-ное количество старых кранов ЕДК-50, которые повсеместно встречаются в составах восстановительных поездов как в России, так и на Украине. Их фотографии размещу в соответствующей фотогалерее.
Уже проезжая по Украине, с восторгом обнаружил электровозы ВЛ8, катающие грузовые поезда. Но к ним мы вернемся позже...
В Симферополе время для меня остановилось окончательно, а точней, перенеслось назад: огромное количество авто с "белыми" и даже "черными" советскими номерами, притом, большинство машин внешне в отличном состоянии!
Возможности снимать пока не было, но я уже понял, что эти десять дней без дел не останусь. Проливной дождь вернул меня на землю и весь дальнейший путь к месту отдыха сопровождал нас.
Поселок Морское встретил нас совершенно не южной погодой, но какой воздух! В вечерней прогулке обратил внимание на немалое количество тракторов с различными прицепами, а так как до ближайших городов довольно большие расстояния, значит, где-то должно быть место их базирования.
Как верно написал Анатолий из Киева, откладывать поездку к крану на потом было нельзя - можно расслабиться. Кстати, ему же признателен и за подробный план пути и действий на АЭС.
Отвезти меня согласился хозяин дома, где мы остановились, который, как оказалось, раньше работал на КаМАЗе и часто посещал строющуюся станцию. В пути я почерпнул немало дополнительных сведений о строительстве, о надеждах крымчан на эту станцию, так как она должна была решить энергетическую проблему полуострова. Сейчас, и особенно в сезон, напряжение в сети падает до 160 В, в результате чего неважно работат электрооборудование, а то и вовсе отключают электричество из-за перегрузок.
Уже на подъезде к станции попадаются заброшенные КПП, множество полуразрушенных вспомогательных сооружений, а чем ближе к реактору, и вовсе можно вспомнить ландшафты компьютерной игры "Сталкер".
Охрана крана была не в восторге от нашего прибытия, но отнеслась с пониманием, даже предупредив, что бы при съемках общего вида далеко не отходил вглубь стройки из-за диких собак, но тут же уточнив, что если нападут, спасать не будут. Хоть и на том спасибо! Действительно, где-то недалеко роилась, гавкала и на кого-то нападала стая собак... При съемках крана спереди вооружился найденным железным прутом.
К сожалению, не было крановщика, к которому у меня было немало вопросов, но вообщем-то, при виде крана я их уже и не помнил...
Глобально... Описывать общую конструкцию нет смысла, так как она вообщем изучена и наглядно представлена еще в
фотообзоре Анатолия, побывавшего здесь год назад, и описана в разделе технических характеристик, но по мелочам рассматривать его крайне интересно.
Что бы представить размеры крана, обратите внимание на микроавтобус "Фольксваген" у одной из ходовых тележек крана. Год выпуска крана никто не знает, заводской таблички нет, а вот посмотреть на табличках электродвигателей я догадался только уже на обратном пути.
Как говорят, кран периодически работает. Скрипит, но работает. На одном из двух механизмов поворота обломаны зубья приводной шестерни, поэтому она снята. Все мои попытки проследить пути тросов от блока к блоку и зарисовать схему запасовки не приводили к успеху. Тем более, системы тросиков, как я понимаю, безопасности, опутывающих весь кран.
Ходовая крана вызывает наибольшое уважение к нашей инженерной мысли: мы как всегда "пошли своим путем", выполнив ее по трехточечной схеме на мощных балансирных 6-осных тележках. Таких конструкций в зарубежных кранах я не встречал. Ее уникальность заключается в том, что, как не казалось бы странно, но она способна воспринимать большие нагрузки, чем обычная четырехопорная. Почему?
Если предположить, что кран вращается с грузом, то нетрудно определить, что наибольшие нагрузки воспринимают только те две тележки, в какую сторону повернута стрела и так далее при повороте снимается нагрузка с одной тележки и переходит на другую. В трехточечной схеме нагрузка на тележки всегда относительно постоянна, с какой бы стороны не висел груз. Гениально!
Продольные и поперечные балки связаны очень жестко, однако дополнены 4-мя мощными распорками, воспринимающие скорей всего нагрузки отклонения от оси при передвижении. Изучение ходовой было так же одним из планов в посещении СКРа.
Как говорят охранники, грузоподъемность крана на основном крюке 160 т при максимальной высоте подъема 104 м. По данному исполнению башенно-стрелового оборудования вообщем-то похоже, но надо уточнить по справочникам.
Полазив по крану и сфотографировав основные его узлы и механизмы, поблагодарил охрану и провел краткий экскурс в историю создания таких кранов, начиная от СКУ-101 и МК-20-14. Особо их обрадовал такой патриотический факт, что самые мощные СКРы выпускались на Украине...

Выполнив свою задачу-максимум в посещении крана, оставалось обследовать место нашего отдыха - поселок Морское, благо, времени впереди предостаточно.
Условно поделив поселок на 4 части, каждый день тщательно обследовал одну из них. И результаты превзошли все ожидания!
В первый же день обнаружил на краю поселка место дислокации тракторов - 1 тракторную бригаду. Сразу же в глаза бросились легендарный и довольно потрепаный Т-100М и маленький Т-54В. А так же трактора МТЗ, ЮМЗ, ЧТЗ и ЛТЗ. Но так как многие трактора разбегаются по утрам и до самого вечера где-то работают, решил дождаться выходных и посетить эту базу, когда все будут в сборе. Рядом же находится свалка отработавших свое грузовиков и тракторов: ГАЗ-52 и 53, ЗиЛ-ММЗ-555, ДТ-75 и еще один просто "убитый" Т-100М и много еще чего.

А вот во дворах жителей постоянно поджидали сюрпризы: то в виде легковушек с "черными" номерами, то раритетных мотоциклов или стареньких грузовиков. За неделю исследовал весь поселок, находив порядочное количество километров по горным дорогам.

В наступивший выходной день вечером отправился на тракторную базу, как предполагал, минут на 10. Просто напроситься и пощелкать. Однако, ушел только через полтора часа!
Сторож, заступивший на ночную смену, как оказалось, всю жизнь проработал здесь трактористом, практически с момента создания бригады, и к моей просьбе отнесся положительно. Все это время мы ходили от машины к машине и он рассказывал о "судьбе" каждой из них и о тех машинах, которых уже нет. Далее я уже буду пояснять некоторые моменты рассказами сторожа.
Первым делом, конечно, заслуживал внимания Т-100М. Раньше их было 2, и этот, сохранившийся, был с тросовым приводом. Стоит уже лет 10 на приколе. "Сотки", говорит, мы уважали! Хорошая машина! С чем, собственно, трудно поспорить.
Чудом сохранился кишиневский Т-54В. По сравнению с соткой трактор просто смешной, на узеньких траках. Притом, были модификации с траками еще уже - всего 10 см! Свалить на бок трактор не составляло особого труда и тогда сбегались с соседних участков трактористы, поднатуживались и вновь ставили трактор на ход. Было таких тракторов много. Стали поступать аналогичные "Болгары" и Т-70. Ни тех, ни этих уже нет, но не в металлоломе, а проданы после капиталки.
Еще из гусеничных - активно работающий, судя по следам, бульдозер на базе трактора Т-170 с рыхлителем и навесным плугом просто огромных размеров. Названия оборудования не запомнил, но изготовлен в Одессе. Притом рыхлитель от работы уже истерся до дыр! Он часто используется на расчистке дорог и нарезания новых трасс в горах, если возникает такая необходимость. И показал на установленные вдалеке на вершине горы мачты сотовой связи и телевизионные - вот это наша работа!
Ну а харьковский Т-150 еще очень новый, поэтому к числу раритетов его относить еще не стоит. Тоже можно сказать и о Т-70СМ-В 2005 г.выпуска.
Из колесных тракторов заслуживают наибольшее внимание липецкие Т-40АМ, единственный МТЗ-50-й, который раньше был экскаватором, "шассик" Т-16М со сварочником и целая ватага ЮМЗ-6КЛ выпуска конца 80-х годов. На что нельзя было не обратить внимание, так это на идеальное техническое состояние и внешний вид!
Основная работа машин - обслуживание многочисленных виноградников, растущих на склонах гор. Вот с этой спецификой и были связанны многочисленные истории, которые были рассказаны.
И как приезжали, еще во времена СССР, по обмену опытом механизаторы со средних областей РСФСР, с равнины, которые гор не видели, а тут сразу - в бой - в горы! Через день сбегали от такой работы - жить хотели! И что одним из самых опасных моментов был отказ тормозов, что могло произойти при остановке двигателя, притом неважно на спуске или подъеме. Если, говорит, зазаваешься, не среагируешь как надо, включая выпригивания из кабины - считай пропал... Вот на такие случаи сами изготовляли нехитрые конструкции, позволяющие сбрасывать навесной плуг на землю: в кабине тракториста ручка, от неё трос, а на другом конце палец, который вставлен в механизм навески плуга в верхней точке. Главное - вовремя среагировать. Именно благодаря такой конструкции моему собеседнику однажды очень повезло, но и попадал, говорит, все же, бывало, хорошенько...
К сожалению, я просто не могу теперь вспомнить все истории и переделки в тракторах, которые самостоятельно изготовляли для обеспечения работоспособности техники в горах.
Уже начало смеркаться, и сердечно поблагодарив сторожа за столь интереснейший рассказ и пожелав ему крепчайшего здоровья, отправился к дому. И уже на подходе, когда туман эйфории от увиденного и услышанного в голове рассеился, вспомнил очень важный момент - я совсем забыл спросить имя и отчество своего собеседника!

На обратном пути главной темой стали электровозы ВЛ8, которых, как оказалось, на железных дорогах Украины бегает еще множество! Что такое ВЛ8, думаю, любителям не надо объяснять!!! Для меня они стоят в одном ряду с тепловозами ТЭ3 и ТЭ7, которые работали раньше на наших дорогах, когда я еще подростком носился по стройкам и станциям. А какой низкий и характерный звук сифона! И если ТЭ3 я мог видеть только изредка, в поездках с родителями в Москву - тепловозы работали на окружной ж/д дороге, то проезжающими товарняками с ВЛ8 часто любовался, сидя на ближайшей станции Фрязево, а один из них постоянно дислоцировался на ней, возя составы по ветке до Ногинска.
Электровоз ВЛ8 олицетворяет для меня так же тот характерный советский "круглый" дизайн, который был присущ для всех машин того времени. Это просто классика! Не видел их в живую уже лет 20.
И когда в Симферополе, на вокзале, стали объявлять, что будъте осторожны, транзитом проследует грузовой состав, я сначала и не обратил внимания, находясь в полудреме от полуденной жары. Но когда вдалеке послышился характерный звук "баяна", пулей вскочил и мигом ломанулся к указанному пути! Так оно и есть, пара заряженных в состав ВЛ8 пронеслись через вокзал на крейсерской скорости, хорошенько нагромыхав грузовыми вагонами и потревожив сонную публику.
Вот они! Как то сразу обратил внимание на депо при вокзале, сходил туда и сфотографировал еще одного красавца!
А вот в пути все оказалось не так праздно - смотреть постоянно в окно, что бы поймать приближающиеся поезда не представлялось возможным, но сидеть без дела и считать пропущенные грузовые поезда - это считаю преступным бездействием по отношению к любителям! В результате была придумана хитрая конструкция, состоящая из косметички жены с зеркалом, зажатая под определенным углом окошком и зафиксированная простыней. Оставалось только сидеть и смотреть в зеркало и вовремя реагировать на появившуюся на соседнем пути черную точку. Конечно, этот механизм не выдерживал никакой критики и частенько требовал калибровки из-за качки вагона, но это лучше, чем постоянно высовывать голову в окно, а уж сколько благодаря ему сделано снимков!
Висела моя конструкция до самого вечера, когда уже из-за темноты фотографировать не представлялось возможности, да и заканчивалась зона Приднестровской железной дороги и пошли наши классические ВЛ10 и 11.
Вообщем, поездка в Крым удалась!


Назад на страницу "Фотосессии"

Назад на страницу "Наши поиски"


Copyright © 2002-2014 TechStory.ru