WWW.TECHSTORY.RU
Сайт о механических экскаваторах, старой строительной,
авто- и железнодорожной технике.

 
Главная
От автора
Мой фотоархив
 
Новости
 
Фотогалереи:
Экскаваторы
Краны
Трактора
Автотехника
Другая техника (СДМ)
Специальная техника
Железнодорожная техника
Импортная техника
Промзона
 
Технические описания:
Экскаваторов
Кранов
Тракторов
Автотехники
Другой техники (СДМ)
 
Масштабные модели
 
Фотообзоры техники
 
Наши поиски
 
Статьи и литература
 
Ссылки
 
Спасибо за сотрудничество!
 

Общие сведения о стреловых кранах:
Стальные канаты

В стреловых кранах в качестве тягового органа для механизмов основного и вспомогательного подъема, полиспаста подъема стрелы и грейфера применяют стальные проволочные канаты.
Канат состоит из стальных проволочек, свитых в пряди. Пряди в свою очередь навиты вокруг сердечника из органического волокна, пропитанного смазочным материалом. Сердечник служит источником смазывания внутренних проволочек каната при его изгибах на барабанах и блоках. В отдельных случаях применяют канаты с металлическим сердечником. По направлению свивки проволочек и прядей в канате различают канаты односторонней свивки и канаты крестовой свивки. При односторонней свивке проволочки в пряди и пряди в канате свиты в одном направлении. Такие канаты обладают достаточной гибкостью, но легко раскручиваются. При крестовой свивке направление проволочек в прядях и прядей в канате противоположно, что делает их более устойчивыми против раскручивания. На стреловых кранах применяют в основном канаты крестовой свивки.

Стальные канаты: а) - шестипрядной односторонней свивки, б) - шестипрядной крестовой свивки

В зависимости от диаметра проволочек различают канаты нормальной структуры (пряди состоят из проволочек одного диаметра) и комбинированной структуры (пряди состоят из проволочек различного диаметра). Кроме того, стальные канаты разделяются на обыкновенные и нераскручивающиеся, которые после удаления концевых перевязок не раскручиваются. Нераскручивающиеся канаты особенно эффективны для грузовых полиспастов кранов с большой высотой подъема крюка.
По роду касания проволочек в прядях различают три типа канатов: с точечным касанием - ТК; с линейным касанием - ЛК; с точечным и линейным касанием - ТЛК. В кранах рекомендуется применять канаты ЛК и ТЛК. Канаты ЛК, свитые из проволочек различного диаметра, более износоустойчивы и обладают повышенной прочностью по сравнению с канатами ТК.
На кранах применяют стальные канаты из шести прядей с числом проволочек 19 или 37 марки 1. Для стропов используют канаты с числом проволочек 37 и более, а для расчалок - 19. Временное сопротивление разрыву каната составляет 160-180 кгс/мм2.
Для характеристики стальных канатов, включающей их основные данные, применяют условное обозначение. На первом месте указывают диаметр каната, на втором - назначение каната, на третьем - механическое свойство проволоки, на четвертом - условия работы, на пятом - сочетание направлений свивки элементов каната, на шестом - способ свивки, на последнем месте - маркировочную группу по временному сопротивлению разрыву проволоки. В конце приводят номер ГОСТа, в соответствии с которым изготовлен канат. Так, условное обозначение стального каната диаметром 34,5 мм крестовой свивки, грузового назначения, из светлой проволоки марки I для легких условий работы ЛС, нераскручивающегося Н, с маркировочной группой по временному сопротивлению разрыву 180 кгс/мм2: канат 34,5 - Г - I - ЛС - Н - 180 ГОСТ 3077-69.
Работоспособность каната в значительной степени зависит от его качества, которое характеризуется чистотой каната и отсутствием петель. Петли на канате образуются в результате неправильного его разматывания из бухты или катушки; при натяжении каната петли вызывают заломы. В местах заломов проволоки перегибаются и ломаются, деформируется все сечение каната, включая сердечник. Деформированные места каната при работе подвергаются интенсивному изнашиванию, а сердечник размочаливается и выходит из строя.
Канат следует рубить зубилом в специальном приспособлении с направляющими или ножницами гильотинного типа. До начала рубки канат в двух местах перевязывают мягкой проволокой, что исключает его расплетение после разрубки.
При обнаружении в канате обрывов проволочек, уменьшения диаметра каната, а также вмятин, раскрученных прядей работа на кране должна быть немедленно прекращена.
На изнашивание каната и надежность работы влияют соответствие диаметра каната диаметру барабана лебедки и блоков, качество навивки на барабан, способ крепления, внешнее состояние.

Концы канатов должны быть надежно закреплены на барабанах лебедок, в крюковой блочной обойме, на полиспастной обойме, на металлоконструкциях крана. Нарушение надежного крепления каната может привести к серьезной аварии крана, повреждению поднимаемых деталей и даже к человеческим жертвам.

Существуют следующие способы закрепления канатов: с помощью клина, накладных прижимающих планок, клиновых зажимов, петли на зажимах, петли на заплетке, втулки с заливкой металлом.
К барабану канат крепят посредством клина, прижимающего канат к стенкам барабана, или с помощью накладных планок, зажимающих болтами канат на поверхности барабана. Последнее крепление наиболее распространено, так как позволяет достаточно просто его контролировать и регулировать натяжение болтов. При креплении каната учитывают его вытягивание под действием наибольшего усилия во время работы.
На частях крана канат закрепляют с помощью петли на конце каната или клиновым зажимом. Петли всегда накладывают на стальной коуш, который предохраняет канат от резкого изгиба. Свободный конец каната петли должен быть надежно закреплен на основной ветви. Чаще всего закрепляют конец каната петлей на сжимах.
Применяют обыкновенные или рожковые сжимы. Количество сжимов на канате зависит от нагрузки на него и определяется расчетным путем; их должно быть не менее трех.
Все гайки сжимов должны быть расположены со стороны длинной ветви петли. Плотность стягивания двух концов петли считается нормальной, если поперечник каната после сжатия составляет 0,6 его номинального диаметра. Петлю и ее крепление проверяют натяжением каната под нагрузкой, после чего дополнительно затягивают гайки сжимов до указанного предела.
К металлоконструкциям крана канаты крепят клиновыми зажимами с литым или составным корпусом. Заделывать конец каната можно сплеткой. На соединяемом участке каната должно быть обеспечено правильное положение и одинаковое натяжение прядей каната. Сплетку канатов должен выполнять опытный специалист на станках в мастерских или на ремонтном заводе. Сращивание канатов стреловых кранов на прямых участках не допускается.

Во время работы крана машинист обязан следить за состоянием всех канатов, особенно за грузовым и стреловым, проверять качество его крепления, очистки и смазывания. Чистый канат меньше изнашивается, так как отдельные проволочки лучше покрываются смазочным материалом, предохраняются от коррозии и абразивного истирания при трении о барабаны и ролики.

Назад на страницу "Краны. Описания и технические характеристики"

Автор сайта будет признателен за любую информацию. E-mail: Techstory@mail.ru


Copyright © 2002-2010 TechStory.ru

Главная