WWW.TECHSTORY.RU
Сайт о механических экскаваторах, старой строительной,
авто- и железнодорожной технике

 
Главная
От автора
Мой фотоархив
 
Новости
 
Фотогалереи:
Экскаваторы
Краны
Трактора
Автотехника
Другая техника (СДМ)
Специальная техника
Железнодорожная техника
Импортная техника
Промзона
 
Технические описания:
Экскаваторов
Кранов
Тракторов
Автотехники
Другой техники (СДМ)
 
Масштабные модели
 
Фотообзоры техники
 
Наши поиски
 
Статьи и литература
 
Ссылки
 
Спасибо за сотрудничество!
 

  Кран-трубоукладчик ТЛ-3
фотогалерея

Кран-трубоукладчик ТЛ-3 грузоподъемностью 10 т с боковой, неповоротной А-образной стрелой длиной 4,9 м предназначен для укладки магистральных газонефтепроводов диаметром до 329 мм в траншеи, для погрузки, выгрузки и укладки в штабеля различных тяжеловесных и длинномерных грузов на открытых складах, заводских дворах и т.д. Кран работает только с крюком. Для повышения устойчивости при работе с предельными грузами кран снабжен контргрузом. Трубоукладчик смонтирован на ходовой части трактора С-80, с которого сняты кабина и рессора. Взамен рессоры между тележками трактора и лонжеронами рамы устанавливают металлическую балку. Таким образом создается одна общая жесткая рама крана-трубоукладчика.

Вал лебедки приводится во вращение от вала трактора при помощи механизма отбора мощности, цепи, редуктора и цилиндрических шестерен. Включением фрикционной муфты приводится во вращение ведущая звездочка, которая через цепь приводит во вращение ведомую звездочку, закрепленную на валу промежуточной трансмиссии.
Вал промежуточной трансмиссии соединен с ведущим валом редуктора, который имеет набор шестерен, позволяющих переключением передвижной муфты изменять направление вращения передачи и изменять скорость вращения ведомого вала редуктора. В зависимости от направления вращения того или другого барабана производится наматывание на барабан или разматывание с него каната груза или стрелы.
В качестве силовой установки для привода ходовой части и подъемных механизмов крана-трубоукладчика используется двигатель трактора С-80 - дизель КДМ-46, приводимый в действие пусковым двигателем П-46.
Передача вращения коленчатому валу дизеля осуществляется пусковым двигателем П-46 с помощью муфты сцепления и приводного механизма. Муфта сцепления обеспечивает плавное безударное соединение вала пускового двигателя с механизмом включения после того, как последний будет соединен с венцом маховика.
Приводной механизм состоит из редуктора и муфты включения. При помощи редуктора (двухскоростной шестеренчатой передачи) передается вращение от вала муфты сцепления на муфту включения, которая включает или выключает соединение ведомого вала редуктора с венцом маховика дизеля. После пуска дизеля пусковой двигатель выключают.
Мощность, развиваемая на коленчатом валу дизеля, к ведущим колесам (звездочкам) и к валу отбора мощности передается через трансмиссию трактора, которая состоит из муфты сцепления, коробки перемены передач, передачи на бортовые фрикционы, двухбортовых фрикционов ведущих звездочек, бортовых передач и вала отбора мощности.
Муфта сцепления сухая, непостоянно замкнутого типа, с одним ведущим, двумя ведомыми дисками, с фрикционными накладками и рычажно-кулачковым устройством. Муфта сцепления предназначена для временного разъединения трансмиссии от вала двигателя при включении передач на различные скорости и направления хода, а также для плавной передачи нагрузки на механизмы трансмиссий и двигателя при трогании с места крана-трубоукладчика и при включении механизмов подъема грузов и стрелы.
Коробка передач пятискоростная с механизмом перемены хода (реверсом), смонтирована в отдельном корпусе и имеет пять шестеренчатых передач вперед и четыре передачи назад. Блокировочный механизм, приводимый в действие рычагом муфты сцепления, исключает возможность переключения передач при включенной муфте сцепления.
Нижний вал выполнен вместе с конической шестерней, приводящей во вращение большую коническую шестерню, передающую мощность на бортовые фрикционы. Ведущий валик соединен напрямую и приводит во вращение вал отбора мощности.
Коробка перемены передач предназначена для изменения скорости и направления движения крана-трубоукладчика, а также для отключения двигателя и вала отбора мощности и при пуске дизеля, его холостой работе и при работе механизмов подъема и опускания груза и стрелы без передвижения крана-трубоукладчика.
Задний мост состоит из передачи на бортовые фрикционы (главной передачи), из бортовых фрикционов с тормозами и бортовых передач к ведущим звездочкам.
Бортовые фрикционы многодисковые, сухого типа с фрикционными накладками. Бортовыми фрикционами управляют при помощи гидравлического масляного сервомеханизма (усилителя) с гидравлическим приводом, понижающим усилие на рукоятках управления. Корпус бортовых фрикционов внутри разделен перегородками на три отделения: среднее отделение конических шестерен и два крайних отделения бортовых фрикционов.
Вращение от продольного нижнего вала коробки перемены передач через поперечный вал большой конической шестерни передается на бортовые фрикционы. При этом число оборотов поперечного вала по сравнению с нижним валом уменьшается, что увеличивает крутящий момент на ведущих колесах, тяговое усилие на крюке и мощность для преодоления сопротивления движению крана-трубоукладчика. Включение или выключение бортовых фрикционов осуществляется специальными механизмами, управление которыми производится ручными рычагами, расположенными с левой стороны от места машиниста, через сервомеханизм (усилитель).
Бортовые фрикционы имеют ленточные тормоза, приводимые в действие рычагами и ножными педалями, расположенными слева от машиниста.
Тормоза предназначены для осуществления крутых поворотов крана-трубоукладчика, а также для торможения его при движении, особенно на спусках. При затягивании тормозных лент происходит торможение и остановка ведущих колес (звездочек) и гусениц ходовой части крана-трубоукладчика.
Тормоза ножные, ленточного типа действуют на наружные барабаны бортовых фрикционов.
Бортовые передачи двухступенчатые с двумя парами цилиндрических шестерен на каждую гусеницу и с самоподвижными уплотняющими сальниками. Они передают вращение от бортовых фрикционов на ведущие колеса, уменьшая число их оборотов по сравнению с числом оборотов бортовых фрикционов, что обеспечивает необходимые скорости движения крана-трубоукладчика. Ведущие колеса зацепляют своими зубьями звенья гусениц и приводят в движение гусеничные ленты, которые натянуты между ведущим и ведомыми колесами при помощи натяжных устройств, размещенных на рамах тележек. Верхняя часть каждой гусеничной ленты поддерживается двумя катками, смонтированными на кронштейнах, прикрепленных к рамам тележек.
Гусеничные ленты своей нижней частью ложатся на поверхность грунта дороги, образуя металлическое полотно, по которому на опорных катках передвигается кран-трубоукладчик.
Привод подъемных механизмов крана-трубоукладчика осуществляется механизмом отбора мощности от вала отбора мощности трактора, который соединен с коробкой скоростей. Выходящий сзади трактора конец вала соединен шлицевой втулкой с валом механизма отбора мощности. На валу посажен на штоке основной диск фрикционной муфты, на ступице которого имеются наружные зубья, находящиеся в зацеплении с внутренними зубьями дисков, перемещающихся по ступице диска осевом направлении. Между ведущими чугунными дисками помещены два ведомых стальных диска с фрикционными накладками.

Ведомые диски имеют зубья, входящие в зацепление с зубьями стального венца. Корпус механизма отбора мощности через фланец прикреплен болтами к задней стенке коробки бортовых фрикционов трактора.
На резьбовом конце ступицы ведущего диска завернута крестовина, на которой закреплены рычаги с роликами. На крестовине смонтирован фиксатор, заходящий в одно из отверстий наружного ведущего диска . Фиксатор шредназначен для регулировки сцепления. Между ведущими дисками поставлено шесть пружин. На конце вала на втулке свободно посажен ползун со стальной каленой насадкой, распирающей ролики при включении сцепления, и бронзовым поводком, состоящим из двух половинок.
Движение ползуна осуществляется специальной вилкой, соединенной тягой с рычагом управления муфты сцепления механизма отбора мощности. Рычаг находится перед сиденьем слева от машиниста.
При переключении рычага назад (на машиниста) перемещается тяга и при помощи вилки передвигается вперед ползун с насадкой; ролики, перемещаясь по фасонному профилю насадки, соединяют диски муфты и тем самым передают вращение ведущих дисков ведомым дискам, которые в свою очередь приводят во вращение зубчатый венец и через фланец цепную звездочку.
Трущиеся части смазываются шприцем через масленки. Механизм отбора мощности закрывается кожухом.
Вращение цепной звездочки через ролико-втулочную цепь передается цепной звездочке, насаженной на вал промежуточной трансмиссии. Промежуточная трансмиссия служит для соединения механизма отбора мощности с редуктором.
Редуктор подъемных механизмов изменяет скорость и направление движения груза и стрелы.
В чугунном корпусе редуктора установлены три вала: ведущий, промежуточный и ведомый. На ведущем и ведомом валах на шлицах в средней части устанавливают зубчатые муфты, которые при помощи рычагов могут перемещаться по валам в осевом направлении вправо и влево.
Муфты имеют зубья внутреннего зацепления, которые входят в зацепление с шестернями, расположенными по обеим сторонам муфт. На ведущем валу свободно насажены две шестерни - левая и правая 18 - имеющие по 18 зубьев.
На промежуточном валу на шлицах посажены три шестерни: 46 зубьев, 18 зубьев и 32 зуба.
На ведомом валу свободно посажены шестерни: левая и правая. На ступицах каждой шестерни имеются зубья для сцепления с муфтой.
При зацеплении муфты переключения скоростей, посаженной на шлицах на ведомом валу с одной из шестерен, включается привод лебедок для подъема стрелы или груза, причем, когда муфта находится в зацеплении с левой шестерней, скорость подъема стрелы равна 0,052 м/сек (первая скорость), а время подъема стрелы из нижнего в верхнее положение - 73 сек. При зацеплении муфты с правой шестерней будет включена вторая скорость подъема, равная 0,134 м/сек; при этом время подъема стрелы 29 сек.
Время опускания стрелы из верхнего положения в нижнее при первой скорости 50 сек., при второй скорости 20 сек. Муфта переключения скоростей поводком соединена с рычагом, при переключении которого «вперед» муфта передвигается влево, редуктор работает на первой скорости замедленно; при переключении рычага «назад» муфта передвигается вправо, а редуктор работает на второй скорости.
При среднем положении рычага «нейтрально» редуктор выключен. Муфта реверса соединена поводком с рычагом, при переключении которого «вперед» муфта передвигается влево, а редуктор включается на подъем стрелы и груза.
При переключении этого рычага «назад» муфта передвигается вправо, редуктор включается на опускание стрелы и груза. Рычаг в нужном положении удерживается шариком, который входит в паз, имеющийся на рычаге; шарик поджимается пружиной.
Все детали редуктора работают в масляной герметично закрытой ванне.
Двухбарабанная лебедка крана-трубоукладчика состоит из рамы лебедки, вала лебедки, приводного валика, шестерни, барабана груза и барабана стрелы, свободно вращающихся на валу лебедки. На валу посажены на шпонках кулачковые муфты, которые могут перемещаться по валу и входить в зацепление с муфтами, соединенными с барабанами, которые имеют на концах тормозные шкивы.

Вал лебедки получает вращение от ведомого вала редуктора через промежуточную муфту, соединяющую вал с ведущим валиком. Муфты, которые соответствующими рычагами и тягами передвигаются вдоль вала лебедки и, входя в зацепление с неподвижными кулачковыми муфтами, приводят во вращение барабаны. На барабанах имеются скобы для крепления канатов на поверхности барабанов и канавки для укладки первого слоя канатов. Барабан груза рассчитан на 30 м каната, а барабан стрелы на 35 м каната диаметром 19,5 мм. Диаметры барабанов по 300 мм.
Для смазки трущихся поверхностей лебедки на торцах вала с обеих сторон поставлены масленки; смазка подводится к необходимым местам по каналам, просверленным в валу.
На тормозные шкивы барабанов груза и стрелы установлены ленточные тормоза закрытого типа, стальные ленты которых имеют наклепанные тормозные накладки.
Каждый тормоз приводится в действие рычагом управления. При положении рычага «вниз» барабан заторможен, а при положении «вверх» тормоз свободен. Рычаги управления тормозами имеют тяги и храповые фиксаторы, удерживающие тормоз в нужном положении. Тормоза барабанов груза и стрелы имеют отводки с пружинами, Которые обеспечивают торможение барабанов. Для подъема или опускания стрелы с грузом тормоз необходимо освободить, для чего рычаги передвигают вверх. При освобождении тормоза лента оттягивается от шкива пружиной, установленной на кронштейне стойки.
Для производительной и бесперебойной работы крана-трубоукладчика необходимо, чтобы машинист в совершенстве знал механизмы управления трубоукладчиком, которые состоят из управления пусковым двигателем, дизелем, ходовой частью и подъемными механизмами, механизмом отбора мощности, редуктором и лебедкой.
Управление подъемными механизмами крана-трубоукладчика производится рычагами.

Рычаг переключения скоростей редуктора может находиться в положениях «вперед», «нейтрально» и «назад». При переключении рычага «вперед» передача редуктора работает на первой скорости (замедленно); при переключении рычага «назад» - работает на второй скорости (ускоренно); при среднем положении рычага «нейтрально» передача редуктора выключается.
Рычаг переключения направления вращения передач редуктора (реверс) также может находиться в трех положениях - «вперед», «нейтрально» и «назад». При переключении рычага «вперед» передача редуктора включена на подъем груза или стрелы; при переключении рычага «назад» - на опускание груза или стрелы; при среднем положении рычага «нейтрально» передача редуктора выключена.
Рычаг барабана груза может находиться в двух положениях - «вперед» и «назад». При положении рычага «вперед» барабан груза включен кулачковой муфтой на подъем или опускание груза. При положении рычага «назад» барабан груза выключен.
Рычаг барабана стрелы может находиться в двух положениях - «вперед» и «назад». При положении рычага «вперед» барабан стрелы включен кулачковой муфтой на подъем или опускание стрелы. При положении рычага «назад» барабан стрелы выключен.
Рычаг тормоза барабана груза может находиться в двух положениях - «вперед» и «назад». При положении рычага «вперед» (верхнее положение) тормоз выключен. При положении рычага «назад» барабан груза заторможен.
Рычаг тормоза барабана стрелы может находиться в двух положениях - «вперед» и «назад». При положении рычага «вперед» (верхнее положение) тормоз выключен. При положении рычага «назад» барабан стрелы заторможен.
Рычаг механизма отбора мощности также может находиться в двух положениях - «вперед» и «назад». При положении рычага «вперед» сцепление выключено. При положении рычага «назад» (на машиниста) - включено.
Первые шесть рычагов находятся справа от машиниста, рычаг - слева.
Перед началом работы крана-трубоукладчика все рычаги должны быть в нерабочем положении.
На щитке, впереди сиденья машиниста, установлены контрольные приборы: масляный и топливный манометры, дистанционный термометр системы охлаждения (воды), выключатели и штепсельная розетка. Кроме того, имеется счетчик, регистрирующий работу дизеля (в условных часах), расположенный с правой стороны корпуса регулятора топливного насоса.
Счетчик отсчитывает число оборотов коленчатого вала дизеля во время работы трубоукладчика. Коленчатый вал при работе дизеля на полной мощности делает 1000 об/мин, или 60000 об/час, что соответствует повороту правого цифрового барабана счетчика на 1/10 его окружности. В смотровом окошечке счетчика, закрываемом откидной крышкой, появится очередная порядковая цифра (барабан имеет десять цифр: 1, 2, 3 и т. д.).
Каждая смена цифры барабана соответствует 60000 оборотам коленчатого вала дизеля.
Счетчик позволяет вести учет работы трубоукладчика вусловных часах и определять сроки технических осмотров и профилактических ремонтов отдельных механизмов и машины в целом.

Трубоукладчик ТЛ-3 изготовлялся Ленинградским механическим заводом треста Севзапэлектросетьстрой. Дальнейшее развитие модели - кран-трубоукладчик ТЛ-4.

Назад на страницу "Тракторные краны"

Автор сайта будет признателен за любую информацию и фотографии. E-mail: Techstory@mail.ru


Copyright © 2002-2017 TechStory.ru

Главная