Автоцементовоз
ТЦ-6 (С-972)
грузоподъемностью 13,5
т предназначен для
транспортирования
бестарного цемента с
цементных заводов и
базовых складов
(цементных элеваторов)
на приобъектные
склады и разгрузку его
в эти склады
аэропневматическим
способом.
Автоцементовоз может
использоваться также
для перевозки
алебастра, мела,
заполнителей
асфальтобетона,
минеральных удобрений
и других материалов,
близких по своим
физическим свойствам
цементу.
Автоцементовоз
состоит из тягача
МАЗ-504А (МАЗ-504) и
цистерны-полуприцепа.
Тягач снабжен
седельно-сцепным
устройством и
выводами к
пневмоэлектрооборудованию
цистерны-полуприцепа.
На тягаче установлен
компрессор с приводом
от двигателя тягача.
Полуприцеп состоит из
следующих основных
узлов: цистерны,
аэроустройства,
пневматического
оборудования для
разгрузки,
разгрузочного
устройства,
разгрузочных рукавов,
оси с колесами и
рессорами, тормозного
устройства, опорного
устройства и
электрооборудования.
Несущая
цилиндрическая
цистерна с
эллиптическими
днищами наклонена в
сторону разгрузки под
углом 9°.
Передней опорной
частью с закрепленным
в ней шкворнем
цистерна лежит на
седельном устройстве
тягача. К задней части
цистерны прикреплены
кронштейны рессор
задней оси.
Цистерна имеет
загрузочный люк
диаметром 400 мм с
герметически
закрываемой крышкой.
Крышка прижимается
рычагом и винтом с
гайкой. Разгрузка
цистерны -
аэропневматическая.
Внутри цистерны, в
нижней ее части,
смонтированы два
эрожелоба. Для
стекания цемента на
аэрожелоба внутри
цистерны приварены
откосы под углом 45° к
горизонту и
рассекатель (между
аэрожелобами).
Аэрожелоб,
представляет собой
лоток, сваренный из
листовой стали, на
который натянута
аэрирующая ткань. Под
ткань подается сжатый
воздух для аэрации
цемента. В нижней
части цистерны
имеется разгрузочный
люк, к которому
присоединены запорный
кран и наконечник для
присоединения
разгрузочных рукавов
с продувочной
форсункой.
Воздух для разгрузки
цемента подается от
компрессорной
установки РК-6/1,
смонтированной на
тягаче.
Компрессорная
установка оборудована
воздушным фильтром,
водомаслоотделителем
и предохранительным
клапаном.
Компрессорная
установка соединяется
с пневматической
системой полуприцепа
шлангом с
быстроразъемным
соединением (пожарная
головка).
Воздух для разгрузки
подается под ткань
аэрожелобов и к
наконечнику
разгрузочного
устройства.
Трубопроводы
пневматической
системы оборудованы
кранами и обратными
клаланами. На цистерне
монтируется манометр
для контроля за
давлением в цистерне.
Для уравновешивания
давления в
подоткосном
пространстве и в
полости цистерны
установлена
уравновешивающая
труба (внутри
цистерны, в передней
ее части).
Разгрузочные рукава
оборудованы
быстроразъемными
регулируемыми
зажимами,
позволяющими
присоединять их к
наконечнику
разгрузочного люка,
приемному патрубку
склада и соединять их
между собой.
Ходовая часть
полуприцепа, тормоза и
опорные устройства
унифицированы с
узлами полуприцепа
МАЗ-5245.
Тормоза - колодочные.
Привод тормозов -
пневматический, от
педали из кабины
тягача. Для
затормаживания во
время стоянки
используется ручной
тормоз. Во время
стоянки без тягача и
цемента
цистерна-полуприцеп
опирается на две
опорные стойки.
Для
перевозки цемента в
условиях Крайнего
Севера при
температуре
окружающего воздуха
до -55°С выпускался
автоцементовоз ТЦ-6ХЛ
(С-972ХЛ) в северном
исполнении. В
конструкции цистерны
использована сталь
Ст.3кп спокойной
плавки. Конструкция
компрессора
предусматривает
возможность
дополнительного
подогрева масла
отработанными газами
двигателя. Все
резино-технические
изделия выполнены из
морозостойких марок
резины типа ИРП-1352, Г-34,
ИРП-1012 и др.
Основные параметры
автоцементовоза в
северном исполнении
не отличаются от
параметров обычного
автоцементовоза.
Изготовитель -
Красногорский завод
цементного
машиностроения с 1967 г.
С 1973 г.
модернизированный
прицеп С-972 выпускался
под маркой ТЦ-6.
|