ТРАКТОР
(лат. tractor - тягач),
универсальная самоходная
машина-двигатель,
приспособленный для тяги
различных с.-х. и других
машин и орудий, перевозки
грузов, а также для работы
в качестве стационарного
двигателя.
Т. состоит из следующих
главных механизмов: 1)
двигателя, 2) передаточного
механизма, 3) ходового
приспособления и 4)
механизма управления
движением Т. и его работой.
Впервые Т. появились в с. х -
ве в С. Америке в 1890 и
работали при помощи
паровых двигателей. Т. с
двигателями внутреннего
сгорания стали
применяться в С. Америке
только с 1907 и сохранились
до наст. времени, работая
на жидком топливе (бензин,
лигроин, керосин, нефть).
Наиболее распространенной
конструкцией тракторных
двигателей являются
моторы автомобильного
типа с 4-мя вертикальными
цилиндрами (Фордзон Ф. П.,
Интернационал,
Катерпиллер, Кейс и друг.).
Некоторые типы Т. имеют
2-цилиндровые,
горизонтальные двигатели
(Ойль-Пуль, Джон-Дир).
Мощность Т. различных
типов неодинакова и при
характеристике отдельных
марок машин обычно
обозначается в виде дроби,
причем ббльшая цифра
(знаменатель) указывает
мощность мотора при работе
на привод (со шкива), а
меньшая (числитель) -
мощность Т. при тяге (на
крюке).
Меньшая мощность трактора
при тяге объясняется
затратой части мощности
мотора на передвижение
самого трактора (примерно
до 40 - 50%).
По виду ходового
приспособления Т.
подразделяются на
колесные и гусеничные (см.
ниже).
Для облегчения давления на
почву задние ведущие
колеса Т. делаются с
широкими ободьями, а для
большего сцепления с
почвой на ободьях
тракторных колес
укрепляются особые
зацепки (пшоры).
Гусеничные Т.
взамен колесного хода
снабжены особым
приспособлением, имеющим
вид бесконечной стальной
широкой цепи (гусеницы),
которая огибает ходовые
колеса Т. и увеличивает
площадь соприкосновения Т.
с поверхностью почвы.
Применение гусениц
облегчает давление Т. на
почву и позволяет ему
работать даже на мягких
заболоченных почвах. Кроме
того, иногда Т. снабжаются
продольными винтовыми
ходовыми приспособлениями
(стальными пустотелыми
барабанами с конической
передней частью и винтовой
шпорой на внешней
поверхности). Такие Т.
могут свободно
передвигаться даже по
рыхлому снегу.
Наибольшее
применение Т. получил в с.
х-ве, где он используется
гл. обр. для пахоты, а также
для боронования,
дискования, культивации,
посева, уборки полей и
сенокосов, молотьбы,
перевозки грузов,
выкорчевки пней и т. п.
Большая
производительность Т.
обеспечивает возможность
обработки за короткий срок
больших площадей, а
своевременная и
доброкачественная
обработка почвы
способствует повышению
урожайности.
Применение Т. в с. х-ве СССР
дало возможность
использовать для
обработки громаднейшие
площади целинных и
залежных земель, распашка
к-рых при помощи рабочего
скота была бы чрезвычайно
затруднительна, а в ряде
случаев даже вовсе
невозможна из-за
недостатка рабочего скота
и весьма значительной
стоимости работ. Широко
применяются Т. также и на
дорожных работах для тяги
различных дорожных машин и
орудий (разрыхлителей,
борон, стругов,
канавокопателей и т. п.). В
пром-сти Т. используются
как тяговая сила для
перевозки тяжелых и
громоздких грузов.
Наиболее широкое
рапространение Т. получили
в САСШ, где число их к 1930
достигло 1 млн. шт.
О развитии тракторизации
с. х-ва СССР можно судить по
следующим цифрам:
Годы |
Число
тракторов ввезено в
СССР из-за границы |
изготовл.
на завод. СССР для с.
х-ва |
всего
распределено |
1922 |
60 |
--- |
60 |
1923 |
1.000 |
--- |
1.000 |
1924 |
1.500 |
2 |
1.502 |
1925 |
8.137 |
457 |
8.594 |
1926 |
10.438 |
732 |
11.170 |
1927 |
5.020 |
660 |
5.680 |
1928 |
3.173 |
1.200 |
4.373 |
1929 |
7.707 |
3.120 |
10.827 |
1930 |
23.017 |
10.050 |
33.067 |
Всего |
60.052 |
16.221 |
76.273 |
Намеченные на
ближайшие годы темпы
развития тракторизации
сел. х-ва СССР
характеризуются
нижеприводимой программой
тракторостроения на
союзных заводах по
пятилетнему плану:
Годы |
Намечено
к производству число
Т. |
общ.
мощность (в тыс. л. с.) |
1931 |
49.500 |
787 |
1932 |
131.500 |
2.985 |
1933 |
171.500 |
3.935 |
Всего |
352.500 |
7.707 |
Производительность
Т. зависит от мощности
установленных на них
моторов и характеризуется
след. данными
(производительность в га
за 10-час. раб. день):
Типы
тракторов |
пахота
ср. почв на 15 см |
дискование |
посев |
уборка
скоповязалкой |
уборка
комбайном |
Интернационал
10/20 л.с. |
2,7 |
11,2 |
18,0 |
12,0 |
--- |
Интернационал
16/30 л.с. |
3,6 |
12,4 |
26,2 |
19,4 |
16,2 |
Интернационал
22/36 л.с. |
4,0 |
14,0 |
30,0 |
21,6 |
18,0 |
Джон-Дир
15/27 л.с. |
3,6 |
12,4 |
--- |
--- |
--- |
Коммунар
35/30 л.с. |
5,7 |
28,3 |
37,8 |
--- |
30,0 |
Клетрак
40/55 л.с. |
8,4 |
34,7 |
45,4 |
--- |
37,4 |
Катерпиллер
48/60 л.с. |
10,2 |
46,9 |
63,0 |
--- |
45,0 |
Работа на Т. в с.
х-ве СССР обходится
дешевле обработки с
помощью рабочего скота,
что можно видеть при
сравнении нижеприводимых
данных обследования
тракторных хозяйств в 1929
(стоимость обработки в
рублях):
Наименование
работ |
при
помощи рабоч. скота |
трактором |
Вспашка |
10,0 |
7,97 |
Посев |
2,75 |
1,99 |
Уборка |
4,50 |
2,29 |
Для более
рационального
использования Т. в СССР с
1928 стали широко применять
работу тракторными
колоннами по 15 - 20 - 25 машин,
что дает возможность
улучшить технич.
обслуживание их, повысить
производительность и
удешевить себестоимость
работ. По мере дальнейшего
развития тракторные
колонны превращаются в
машинно-тракторные
станции, численность
которых в СССР за
последние годы быстро
возрастает.
В настоящий
период реконструкции
(преобразования) с. х-ва на
социалистич. началах
применение Т. получило
первостепенное значение.
Т. с прицепным к нему
сложным машинным
инвентарем создает ту
новую усовершенствованную
технику сел. хоз-ва,
которая содействует
быстрой перестройке
мелких единоличных
примитивных крестьянских
хоз-в в крупные
усовершенствованные
механизированные
коллективные х-ва;
наибольшего развития
коллективизация
крестьянского хоз-ва
достигает именно в районах
наибольшего применения Т.
и машин, т. е. в
производящих зерновых
р-нах (Юг, Украины, Северный
Кавказ,
Центрально-Черноземная
область, Нижнее и Среднее
Поволжье, Уральская
область и Сибирь).
Получая наиболее выгодное
использование только при
обработке крупных
сплошных земельных
массивов, трактор ведет к
полной ликвидации
единоличного
крестьянского хозяйства.
Помимо этого трактор дал
возможность первому
социалистическому
государству создать
крупнейшее в мире
сельскохозяйственное
производство - гигантские
совхозы, обработать новые
площади целинных
неиспользованных земель,
засеять их, поднять
производительность труда,
создавая тем базу для
полной ликвидации
кулацких хозяйств.
ГУСЕНИЧНЫЙ
ТРАКТОР, тяговой
механический двигатель -
трактор, двигающийся на
гусеницах, т. е. на широких
бесконечных металлических
лентах с поперечными
ребрами, надетых на колеса
трактора. По способу
передвижения Г. т. сходен с
военным танком. Благодаря
большой поверхности
гусениц и их длине, Г. т.
проходит, не буксуя, по
самой мягкой почве и
переходит ямы и рытвины.
Тормазя одну гусеницу и
пуская в ход другую, можно
давать Г. т. крутые
повороты на месте.
Г. т. употребляется для
вспашки и перевозки грузов
по плохим дорогам и там,
где требуется очень
большая сила тяги, т. к.
имеет лучшее сцепление с
почвой, чем колесные
тракторы.
Недостатки: быстрое
изнашивание гусеницы,
дороговизна Г. т. по
сравнению с колесными
тракторами и порча
гусеницами шоссе.
|