В
феврале 1943 г. в связи с
острой потребностью в
сельском хозяйстве и
на фронте в тракторах
Государственный
комитет обороны дал
задание организовать
в г. Липецке в
сохранившихся
корпусах предприятия
«Станкострой»
производство
тракторов общего
назначения. Из
действующей армии
отзывали
конструкторов,
технологов, рабочих
тракторных заводов.
Специалисты НАТИ
вновь приступили к
созданию
сельскохозяйственного
пропашного
гусеничного трактора
средней мощности,
соответствующего
современному тяговому
классу 2,0, и 1 июня 1944 г.
был собран первый
экспериментальный
образец трактора
«Кировец-35» с
карбюраторным
двигателем ЗИС-5Т.
Название трактору
дали в честь
ленинградского
Кировского завода, до
войны выпускавшего
тракторы этого класса.
В конце 1944 г. первые
серийные тракторы
отправили в совхозы
Крыма и Северного
Кавказа. Применение
бензинового двигателя
на тот момент являлось
мерой временной и
вынужденной,
поскольку в НАТИ еще
не был готов новый
дизель.
Первый с.-х. трактор
общего назначения КД-35
с дизелем D-34-00 от
Caterpillar изготовлен в
сентябре 1944 г. (т.е.
раньше серийного с
бензиновым
двигателем), его
передали в
испытательный отряд
отдела главного
конструктора.
Заводские испытания
продолжались все лето
и осень у д. Ключики, в
35 км от г. Липецка. С
наступлением зимы три
КД-35 и по одному Caterpillar
D-2, Cletrac AD и ЛТЗ-2 (на
базе
усовершенствованного
шасси К-35 с дизелем
НАТИ) отправили в
Кировабад для
дальнейших испытаний.
После 1000-часовой
наработки оказалось,
что тяговые,
экономические и
эксплуатационные
показатели КД-35 выше,
чем Caterpillar и Cletrac.
Главная задача
конструкторов
заключалась в том,
чтобы довести шасси до
требований массового
производства, сделать
его более
технологичным. В 1945-м
изготовили 64
гусеничных трактора
«Кировец-35» с
бензиновым
двигателем, а в июле 1946
г. были подготовлены
два доработанных
трактора с дизелем.
КД-35 предназначался
для работы с трех- и
четырехкорпусным
плугом и другими
прицепными машинами
общего назначения и
был принят к массовому
производству в 1947 г.
Трактор КД-35
предназначался для
пахоты небольших
участков, а также для
работы в садах и
виноградинках, т. е.
там, где важно иметь
небольшую по
габаритам и вместе с
тем достаточно мощную
машину с большими
тяговыми усилиями. В
период 1946 - 1948 гг.
трактора КД-35 выпускал
и Минский тракторный
завод.
Учитывая требования
сельского хозяйства,
Липецкий тракторный
завод на базе трактора
КД-35 в 1950 г. создал
первый в СССР
гусеничный пропашной
трактор КДП-35
("Кировец"
дизельный пропашной),
который помог решить
одну из важнейших
задач сельского
хозяйства -
механизацию
возделывания сахарной
свеклы. Однако трактор
КДП-35 имел серьезные
недостатки, особенно в
ходовой части, поэтому
Липецким тракторным
заводом в 1958 г. взамен
трактора КДП-35
выпускается
улучшенный вариант
гусеничного
пропашного трактора
Т-38.
Одновременно заводом
готовился к выпуску
гусеничный
садово-огородный
трактор Т-40А, а для
обработки свекольных
плантаций - гусеничный
пропашной трактор
Т-40Б. В 1960 г. была
произведена
модернизация трактора
Т-40А, после чего
трактор получил марку
Т-50А.
Всего Липецким
заводом было выпущено
113600 гусеничных
тракторов, а с 1957 г.
завод начал осваивать
производство колесных
универсальных
тракторов.
Были созданы
самоходные шасси Т-27,
СШ-30 и СШ-30А для
агротехнических
работ, на которых
дизель воздушного
охлаждения Д-30 и
силовая передача были
скомпонованы в задней
части, а на
двухбрусной раме
можно было
расположить
оборудование или
бортовую платформу.
В 1958 г. создан колесный
трактор Т-25, который
после государственных
испытаний и доводки с
1960 г. пошел в серийное
производство под
маркой Т-30.
Одновременно заводом
продолжалось
дальнейшее улучшение
конструкции колесных
тракторов. На базе
трактора Т-30 был
создан трактор Т-35, а в
1961 г. начал
выпускаться колесный
трактор Т-40 и началось
подготовка к
производству
колесного трактора
Т-42.
По результатам
испытаний 1970 г.
колесный трактор Т-40
оказался одним из
лучших по надежности
среди тракторов,
выпускаемых
предприятиями
стран-членов СЭВ. В 1966 -
1970 гг. на
международных
выставках-ярмарках в
Москве, Лейпциге и
Маркклееберге трактор
Т-40А удостоен золотых
медалей.
С 1971 г. на заводе
серийно выпускается
низкоклиренсный
трактор повышенной
проходимости Т-40АН.
В 1973 г. модельный ряд
Т-40 модернизировали,
установив, в
частности,
усовершенствованный
дизель Д-37Е, а к
индексу моделей
добавили «М»:
заднеприводный Т-40М,
полноприводный Т-40АМ и
его низкоклиренсная
модификация Т-40АНМ с
пониженным центром
тяжести. Началось и
производство
модификаций Т-40М-С1,
Т-40М-С2, Т-40АМ-С1, Т-40АМ-С2
и Т-40АНМ-С1 с
двигателем Д-144,
вариантов с
увеличенной колесной
базой и
полноприводного шасси
Т-40АП для погрузчика.
Производство
модельного ряда Т-40
продолжалось до 1995 г.
Попытку обновить
модельный ряд
конструкторы
предприняли в 1978 г.
Тогда была
представлена новая
модель - Т-50АМ,
своеобразный гибрид с
кабиной и оперением от
«Беларусь» МТЗ-100.
В июле 1980 г. построен
трактор, в основу
которого положена
интегральная схема. На
момент постановки в
производство (апрель
1988 г.) его индексацию
неоднократно меняли. В
соответствии с
мощностью двигателя
трактор назывался
ЛТЗ-100, затем ЛТЗ-150,
наконец ЛТЗ-145 и только
потом ЛТЗ-155. Машина
оказалась передовой
для своего времени:
центрально
расположенная кабина
с круговым
остеклением, быстро
реверсируемый
поворотный пост
управления,
позволяющий
использовать машину
на челночных работах,
двигатель в переднем
блоке, в задней части
закреплена
трехточечная навеска
или рабочее
оборудование,
установлены колеса
одинакового диаметра.
Однако в отраслевом КБ
такую схему считали
бесперспективной.
В
начале 1990-х взамен
морально устаревшего
Т-40 начался выпуск
обновленной модели
ЛТЗ-55 и затем
полноприводного ЛТЗ-60
тягового класса 1,4 т.
На базе ЛТЗ-55 и ЛТЗ-60
освоено множество
модификаций:
полноприводные ЛТЗ-55А
и ЛТЗ-55А-С1,
низкоклиренсные
ЛТЗ-55Н и ЛТЗ-55АН для
работ на склонах
крутизной до 16°,
ЛТЗ-55АЛ для работы на
пойменных лугах,
влажных почвах и т.п.
местах, где требуется
низкое давление на
почву, ЛТЗ-60АВ, -60АБ,
-60АБЛ и -60АБТ с
дизелями водяного
охлаждения, ЛТЗ-60АВ-10 с
низкой кабиной для
обслуживания ферм
старого образца и
другие.
|
|