17 июня
1930 г. с конвейера
Сталинградского (СТЗ),
ныне Волгоградского
(ВгТЗ), тракторного
завода сошел первый
отечественный трактор
массового
производства -
колесный
сельскохозяйственный
СТЗ-1 или СТЗ-15/30 (в
литературе
встречаются также его
упоминания под маркой
просто СТЗ и названием
«Интернационал
постройки СТЗ»). Этот
день считается и днем
рождения СТЗ/ВгТЗ -
первого
специализированного
тракторного завода в
СССР.
Трактор СТЗ-1 оказался
весьма удачным:
достаточно мощным для
того времени,
неприхотливым,
простым в
эксплуатации и
ремонте, надежным и
пользовался
заслуженным
признанием
механизаторов. В
колхозах и совхозах
трактор использовался
практически на всех
видах работ: основной
и поверхностной
обработке почвы, севе,
уборке зерновых,
кормовых и
технических культур,
на приводе
стационарных машин и
на транспорте.
В
1937 г. на смену
колесному СТЗ-1 пришел
более мощный и
производительный,
больше подходящий к
почвенно-климатическим
и дорожным условиям
нашей страны новый
с.-х. трактор -
гусеничный, полностью
отечественной
конструкции.
Чтобы подчеркнуть
вклад сотрудников
НАТИ в создание этой
машины, ей была
присвоена марка
СТЗ-НАТИ (или СТЗ-3,
СТЗ-НАТИ 1ТА). 15 мая с
главного конвейера
СТЗ был снят последний
трактор СТЗ-1, зав.
№207036, а 11 июля сошел
первый серийный
СТЗ-НАТИ.
При проектировании
трактора СТЗ-НАТИ его
создатели
придерживались
принципа «не
изобретать, а
конструировать» и
закладывали в трактор
передовые на тот
период, проверенные
технические решения.
Машина получилась и
оригинальной, и
удачной, существенно
превосходящей СТЗ-1 по
эксплуатационно-технологическим
показателям. При более
мощном на 73% двигателе
он развивал вдвое
большие крюковые
мощность, силу тяги и
по расходу топлива на
единицу выполненной
работы (погектарному)
был на 10-15% (а по
некоторым сведениям
даже на 25%)
экономичнее. Удельная
материалоемкость
гусеничного СТЗ-НАТИ
– 90,4 кг/л.с. –
была всего на 2,8% выше,
чем у колесного СТЗ-1.

О
высоком техническом
уровне трактора
СТЗ-НАТИ говорит тот
факт, что на
международной
выставке в Париже в 1938
г. он был заслуженно
удостоен «Гран При». А
руководитель работ по
трактору со стороны
НАТИ В.Я.Слонимский в
1941 г. был удостоен
Сталинской премии. К
сожалению, другой
руководитель создания
трактора - главный
конструктор СТЗ
В.Г.Станкевич - в 1938 г.
был репрессирован.
СТЗ изготавливал эту
машину в 1937-1942 и 1944-1949
гг. До появления и
распространения ДТ-54 это был
основной пахотный
трактор в СССР; он
использовался в
агрегате с различными
орудиями и машинами на
широком спектре работ,
часто применялся на
транспортных работах,
особенно в весеннюю,
осеннюю распутицу и
зимой, был востребован
в других отраслях
народного хозяйства и
любим механизаторами.
В годы ВОВ
сельскохозяйственный
СТЗ-НАТИ широко
использовался в армии
наряду с транспортным СТЗ-5.
Всего было выпущено
191000 (по другим данным
210744) тракторов
семейства АСХТЗ-НАТИ.
Более
подробно ознакомиться
с историей создания,
конструкцией и
тех.характеристикой
тракторов, можно в
нижеперечисленных
статьях:
В.В.Косенко.
СТЗ-1 - первый
отечественный трактор
массового
производства
В.В.Косенко,
В.В.Шаров,
Е.О.Герасимов,
А.И.Тюбаев. 80 лет
СТЗ-НАТИ - первому
гусеничному
сельскохозяйственному
трактору
отечественной
конструкции
Э.Котляр.
Победы, тревоги и
гибель гвардейцев
индустриализации
В.В.Косенко.
Первый главный
конструктор СТЗ
|