WWW.TECHSTORY.RU
Сайт о механических экскаваторах, старой строительной,
авто- и железнодорожной технике

 
Главная
От автора
Мой фотоархив
 
Новости
 
Фотогалереи:
Экскаваторы
Краны
Трактора
Автотехника
Другая техника (СДМ)
Специальная техника
Железнодорожная техника
Импортная техника
Промзона
 
Технические описания:
Экскаваторов
Кранов
Тракторов
Автотехники
Другой техники (СДМ)
 
Масштабные модели
 
Фотообзоры техники
 
Наши поиски
 
Статьи и литература
 
Ссылки
 
Спасибо за сотрудничество!
 

Железнодорожные краны Я3, Я-45, ПЖ-45 и ДЖ-45
фотогалерея

Первый образец аварийного парового железнодорожного крана грузоподъемностью 45 т выпущен в 1934 г. на одесском заводе им.Январского восстания. В основе заложены разработки немецкой фирмы "Дэмаг", однако, значительно переработанные и улучшенные конструкторами завода. С 1935 г. начался серийный выпуск крана под маркой Я3.
Кран Я3 оснащался стрелами 3 различных длин, при этом каждой стреле соответствует свой полиспаст. Основная стрела длиной 14 м. Ходовая часть состоит из рамы, установленной на две двухосных тележках. Для уменьшения давления на колеса крана, ходовая часть снабжена двумя вспомогательными двухосными тележками Стокса, поэтому давление распределяется на 8 осей. Кран оборудован 6 опорными домкратами. Силовая установка состоит из парового котла системы Шухова и вертикальной двухцилиндровой сдвоенной паровой машины мощностью 140 л.с. Подъемный механизм выпускается с однобарабанной и двухбарабанной лебедками; в последнем случае кран может работать грейфером объемом 2,5 м3. Скорость передвижения крана самоходом 4,8 км/ч, вес - 120 т.
Этот же кран проходит под индексами Я-45 и ПЖ-45, но, такие марки в производственной программе завода-изготовителя не присутствовали. Известно достоверно, что с 1936 г. начался выпуск 45-тонников с двигателем внутреннего сгорания - ДЖ-45.
Аналогичные краны выпускали Воткинский и Ковровский заводы (ПЖ-45 с паросиловой установкой и ДЖ-45 с дизельным двигателем).
В 1939 г. выпуск аварийных 45-тонных кранов на всех заводах был прекращен.
Некоторую путаницу вносят краны с одинаковыми индексами (ПЖ-45 и ДЖ-45), но совершенно отличные по конструкции - это краны
венгерского производства, прошедшие аналогичные этапы модернизации с заменой паросиловой установки на дизель.

В истории этих кранов значительно больше вопросов, чем ответов. Связано это с расхождением данных, полученных из разных источников. Авторы сайта будут признательны за любую информацию по данным кранам. Просьба ко всем любителям: если Вы встретите эти краны в железнодорожных музеях, депо, не пожалейте, пожалуйста, кадров в своем фотоаппарате для тщательного фотообзора этих уникальных кранов и по возможности узнайте любую информацию по заводу-изготовителю, году выпуска и проч.

Я-3
Железнодорожный кран Я3 "Январец" 1935 г.выпуска, зав.№8.
История крана: в годы ВОВ почти полностью разрушен; в 1954 г. силами работников восстановительного поезда ст.Армавир восстановлен, с заменой паросиловой установки на дизельную и запущен в эксплуатацию. Проработал в этом же восстановительном поезде вплоть до исключения из инвентаря в 1989 г. Отреставрирован в вагонном депо Батайск.
Фотографии сделаны в музее железнодорожного транспорта в г.Ростове-на-Дону В.Анохиным в 2002 г.
Железнодорожный кран Я3 "Январец" 1935 г.выпуска, зав.№8. Фотография сделана в музее железнодорожного транспорта в г.Ростове-на-Дону В.Анохиным в 2007 г.  
Я-45
Паровой кран Я-45 "Январец" выпуска одесского завода им.Январского восстания (подпись к картинке в справочной литературе). Однако, по некоторым отличительным особенностям больше соответствует ковровскому ДЖ-45. Железнодорожный кран Я-45 "Январец" 1939 г.выпуска, зав.№71 выпуска одесского завода им.Январского восстания в музее железнодорожной техники в г.Санкт-Петербурге. Переоборудован из парового в дизельный ДЖ-45 в 1966 г. Поступил в музей из восстановительного поезда ВП-3453 ст.Гатчина в 1996 г. Фотография сделана Д.Шаляпиным в 2006 г. Железнодорожный кран Я-45 "Январец" 1939 г.выпуска, зав.№71. Фотография сделана К.Островским в 2022 г.
ДЖ-45
Кран ДЖ-45 зав.№09 (предположительно, ковровский) на ст.Калининград-Сортировочная. Фото 1960/1961 г. из фонда музея Калининградской Ж.Д. Кран проработал в восстановительном поезде ст.Калининград до 2002 г. Сейчасэкспонат музея Калининградской железной дороги (след. фото). Железнодорожный кран ДЖ-45 на смене стрелочного перевода. Выпущен на Ковровском заводе, зав.№69. Был приписан к ВП Нижний-Тагил Свердловской жд. Автор фотографии Олег (iosch).
 
  Железнодорожный кран ДЖ-45 на смене стрелочного перевода. Выпущен Ковровским заводом (предположительно), зав.№70. Фотография сделана И.Тимофеевым на ст.Пологи, Украинской ССР в 1991 г. Железнодорожный кран ДЖ-45 (предположительно, одесский) в составе восстановительного поезда. Фотографии сделаны в г.Ульяновске А.Кругловым в 2006 г.  
   
  Железнодорожный кран ДЖ-45. Работает в ТЧ депо Новомосковск. Фотографии сделал О.В.Огнев. По данным автора фото, выпущен на Ковровском заводе в 1932 г.    
 
  Железнодорожный кран ДЖ-45 в Ташкентском музее железнодорожной техники. Выпущен Ковровским заводом в 1937 г. Ходовая (железнодорожная) часть крана изготовлена Коломенским механическим заводом (предположительно). Фотографии сделаны Д.Золотухиным в 2009 г.    

На страницу "Краны на железнодорожном ходу"

Автор сайта будет признателен за любую информацию и фотографии. E-mail: Techstory@mail.ru


Copyright © 2002-2022 TechStory.ru

Главная