В 1939 г по
инициативе
Научно-исследовательского
института инженерной
техники РККА, впервые
в практике
отечественного
машиностроения, отдел
инженерных машин
института разработал
тактико-технические
требования на
проектирование
траншеекопателя
(экскаватора) с
роторно-ковшовым
рабочим органом
(исполнители -
Н.М.Данилов и
П.А.Сендюков).
Проект экскаватора
разработан
Государственной
технической конторой
экскаваторостроения
«Проектэкскаватор»
(конструктор -
К.Ф.Дворников). Опытный
образец изготовил
Дмитровский завод
Главстройдормаша
(А.А.Тимофеев,
Н.В.Бутыхов).
В 1941 году институт
(исполнители -
А.С.Корнеев,
П.А.Сендюков,
Д.Е.Ватутин) провел
полигонные испытания
опытного образца
экскаватора в районе
г.Унгены Молдавской
ССР.
По результатам
испытаний комиссия
рекомендовала принять
траншейный экскаватор
на вооружение
инженерных войск без
проведения войсковых
испытаний. Машине
присвоен - индекс КГ-65
(«колесно-гусеничный
экскаватор с
минимальной
поступательной
скоростью 65 м/ч»).
Дмитровский завод
приступил к
изготовлению опытной
партии, но начавшаяся
война прервала эту
работу. Опытный
образец захвачен
немцами в Молдавии.
|
|
Экскаватор
траншейно-роторный
образца 1941 г |
Экскаватор
траншейно-роторный
образца 1947 г |
К
1947 году по заданию
Инженерного Комитета
ИВ ЦПИИ СВ
(Центральный
проектный инженерный
институт Сухопутных
войск) совместно с
НИИИ СВ и Дмитровским
экскаваторным
заводом, используя
довоенные чертежи,
провели доработку
проектной
документации, а
опытный завод ИВ
изготовил 4 образца
экскаватора КГ-65. В 1948
году после проведения
испытаний экскаватор
КГ-65 был принят на
вооружение инженерных
войск и Дмитровский
экскаваторный завод
приступил к серийному
производству этих
экскаваторов.
В подготовке
проектно-конструкторской
документации,
проведении испытаний
и организации
производства
траншейного
экскаватора КГ-65
принимали участие:
В.З.Васильев,
В.Д.Карпов, А.С.Корнеев,
П.А.Сендюков,
Н.Н.Бочаров и другие.
За разработку и
внедрение в
производство
экскаватора КГ-65 была
присуждена сталинская
премия III степени. В
числе лауреатов этой
премии - А.С.Корнеев - к
тому времени
сотрудник Инженерного
Комитета ИВ.
Экскаватор КГ-65
планировался и для
использования в
народном хозяйстве. В
современных каталогах
того времени
экскаватор
обозначается индексом
ЭТ-151.
При
изготовлении
экскаватора базой
послужил трактор С-80.
Экскаватор
разрабатывал траншеи
на глубину до 1,5 м,
шириной 0,6 м
понизу и 1,1 м
поверху. Добытый
ковшами грунт
высыпается при
подходе их к верхней
точке ротора на
вращающиеся лопастные
барабаны (триммеры),
которые отбрасывают
грунт равномерно на
обе стороны траншеи.
Сзади ротора к раме
подвешен башмак,
подчищающий дно
траншеи и
подгребающий грунт
под ковши. Ходовое
оборудование
представляет собой
гусеничную тележку с
цепным приводом. На
раме установлен
двигатель с
передаточными
механизмами.
Управление
двигателем, бортовыми
фрикционами и
коробками передач
рычажное, а
механизмами подъема и
опускания ротора -
гидравлическое.
Для
более полного
соответствия
потребностям
народного хозяйства и
войск Дмитровский
завод провел
существенную
модернизацию этой
машины и с 1954 года
новая машина с
индексом ЭТР-152
(экскаватор
траншейный роторный с
глубиной копания 1,5 м,
вторая модель) начала
поступать в войска и в
народное хозяйство.
|