WWW.TECHSTORY.RU
Сайт о механических экскаваторах, старой строительной,
авто- и железнодорожной технике


ВОСПОМИНАНИЯ О ГЛАВНОМ КОНСТРУКТОРЕ. К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Б.П.КАШУБЫ

Кашуба Борис Павлович родился 23 сентября 1911 года в селе Шевченково, Пологовского района Запорожской области. В 1937 году окончил Харьковский авиационный институт по специальности инженер-механик по моторостроению. С 1937 по 1941 год работал ведущим конструктором завода №75 в г.Харькове. В 1941-1942 годах работал на заводе ЧТЗ ведущим конструктором и заместителем главного конструктора завода №7, г.Барнаул. В 1943-1952 годах работал на ВгТЗ главным конструктором по дизелям, заместителем главного инженера и главным конструктором по спецпроизводству. В 1952-1982 годах работал главным (с 1974 года - генеральным) конструктором ХТЗ. Лауреат государственной премии СССР. Профессор кафедры "Автомобили и двигатели" ХАДИ. Автор 30 изобретений и многих научно-технических публикаций.
С именем главного конструктора Б.П.Кашубы в истории Харьковского тракторного завода связано несколько технических рекордов. Они не были достигнуты в период деятельности на заводе его предшественников и, очевидно, не будут достигнуты в будущем. Проработав на ХТЗ в должности главного (генерального) конструктора 29 лет, он создал со своим коллективом только из числа поставленных на производство 12 моделей тракторов мощностью от 14 до 165 л.с. и 3 модели дизельных двигателей мощностью от 14 до 80 л.с. с производством топливной аппаратуры к ним и для дизелей, производившихся другими заводами. Всего ХТЗ произведено в физическом исчислении 2062136 указанных тракторов. Напомним, что с момента пуска завода 1 октября 1931 года до 31 декабря 1990 года выпущено 2507544 трактора, свыше 80% из них созданы под руководством Б.П.Кашубы. Вряд ли и этот рекорд в нашей стране был достигнут другими разработчиками.
На Харьковском тракторном заводе Б.П. Кашуба в полной мере проявил свои глубокие инженерные знания и интуицию настоящего конструктора, умение точно определять основные тенденции в развитии тракторостроения и, главное, умело нацеливать коллектив на решение конструкторских задач по созданию и освоению новых тракторов.
В 1952-1967 гг. Б.П.Кашуба возглавил и успешно осуществил работы по созданию и освоению прогрессивных конструкций тракторов: ДТ-54А, ДТ-54М, ДТ-14, ДТ-20, Т-25, Т-75 и Т-74.
Тракторы ДТ-14 и ДТ-20 с дизельными двигателями разработки ХТЗ впервые были произведены в стране и существенно облегчили труд в садах и огородах, если учесть, что с учетом тракторов ХТЗ-7 и Т-25 их было поставлено потребителям в 1951…1972 годах более 382 тысяч, в том числе на экспорт - более 23 тысяч.
Создание на ХТЗ семейства тракторов типа Т-150 имеет свою предисторию. К тому времени под руководством главного конструктора А.А.Сошникова на ХТЗ было создано семейство мощных колесных тракторов Т-125, КТ-125, Т-127 и Т-158. На основании госиспытаний тракторов Т-125 ВСНХ СССР в 1964 году принял Постановление о производстве на ХТЗ тракторов Т-125 с объемом выпуска 70 тысяч в год, предусмотрев при этом возможность выпуска унифицированных с колесным трактором Т-125 гусеничных тракторов. В соответствии с этим Постановлением в 1965 году завод произвел для хозяйственных испытаний 65 тракторов Т-125, а вплоть до 1969 года было выпущено 257 тракторов Т-125 и его модификаций.
Важнейшим творческим достижением Б.П.Кашубы является создание принципиально нового семейства унифицированных колесных и гусеничных тракторов типа Т-150 высокой энергонасыщенности. Чтобы полностью убедиться в этом, лучше всего прибегнуть к оценке творчества Б.П. Кашубы академиком ВАСХНИЛ Болтинским В.Н.
Вот что писал о работах Бориса Павловича Василий Николаевич: "Деятельность Б.П.Кашубы всегда направлена на повышение производительности и снижение материально-технических затрат в сельскохозяйственном производстве. Эту направленность он сумел передать возглавляемому ним коллективу, в результате чего ХТЗ стал пионером создания скоростных тракторов, что обеспечило необходимые условия для перевода машинно-тракторных агрегатов на работу с повышенными скоростями…
Коллективом ХТЗ под руководством главного конструктора Кашубы Б.П. была создана опытная серия скоростных гусеничных тракторов ДТ-54М с двигателями мощностью в 75-78 л.с. ВИМ совместно с ХТЗ и другими научно-исследовательскими институтами сельского хозяйства провели в различных зонах страны лабораторно-полевые исследования машинно-тракторных агрегатов на повышенных скоростях (5-9 км/час). Эти исследования позволили научно, технически и экономически обосновать правильность избранного пути модернизации выпускаемых тракторов. С этой задачей главный конструктор ХТЗ успешно справился.
В 1960 г. на заводе был внедрен в серийное производство первый в СССР скоростной гусеничный трактор Т-75, а в 1962 г. – трактор Т-74 с двигателем СМД-14. Эксплуатация этих тракторов убедительно показала необходимость увеличения рабочих скоростей тракторов и открыла пути создания более быстроходных тракторных агрегатов.
Проведенная заводом модернизация тракторов позволила обоснованно предъявить к Волгоградскому тракторному заводу требования к повышению мощности двигателя, подготавливаемому к производству нового гусеничного трактора класса 3, с 56 л.с. до 75 л.с.
В 1960 г. ВИМом совместно с ХТЗ был создан макет гусеничного трактора класса 3 Т-75 с автомобильным дизелем ЯМЗ-236 мощностью 150 л.с. Этими исследованиями было установлено, что на гусеничном тракторе с эластичной подвеской при увеличении удельной мощности трактора до 23-25 л.с. на тонну веса, высокие значения тягового КПД (не ниже уровня КПД для тихоходных тракторов) могут быть обеспечены в диапазоне скоростей 9-15 км/час. Проверка указанного макета трактора в производственных условиях показала возможность повышения производительности машинно-тракторных агрегатов в 1,8-2 раза по сравнению с серийными тракторами Т-74 и ДТ-75.
Свою идею скоростных гусеничных тракторов В.Н. Болтинский проверял на ВгТЗ. Там были испытаны скоростные гусеничные тракторы, но внедрение их не предвиделось, поскольку завод был занят внедрением трактора ДТ-75, а проектные мощности достигнуты не были.
Поэтому В.Н. Болтинский 4 апреля 1967 г., имея сторонника в лице главного конструктора завода, приехал на ХТЗ, чтобы убедить завод в необходимости создания и внедрения мощностных скоростных гусеничных тракторов.
Вместе они обратились к главному инженеру ХТЗ В.В. Библику с предложением создать на ХТЗ мощный скоростной гусеничный трактор. В.В. Библик с предложением согласился, но, при условии создания мощностных унифицированных тракторов в колесном и гусеничном исполнении. Переубедить В.В. Библика, что следует заниматься только разработкой скоростного гусеничного трактора собеседники не смогли. Но, это не было тогда принципиальным. Важна была поддержка авторитетного ученого, каким был В.Н. Болтинский, для принятия правительственных постановлений о создании производства семейства мощных гусеничных и колесных тракторов на ХТЗ.
Создание принципиально нового семейства унифицированных гусеничных и колесных тракторов было очень сложной инженерно-технической задачей, намного превосходившей по трудности отдельное создание гусеничного и колесного тракторов с теми же техническими характеристиками. Эта задача впервые в мире была решена под руководством Б.П.Кашубы. Правда и то, что когда семейство тракторов было внедрено, не ставя знака равенства, Борис Павлович признал необходимость мощных колесных пахотных тракторов.
Для широкой хозяйственной проверки эффективности до окончания госиспытаний в 1971 году было выпущено 500, а в 1972 году – 4 тыс. тракторов Т-150К. С мест эксплуатации получено подтверждение о повышении их производительности по сравнению с трактором Т-74 на пахоте и других сельскохозяйственных работах общего назначения в 1,5-2 раза, а на транспорте трактор Т-150К стал первым помощником на селе.
В 1973 году Госкомиссия приняла решение о готовности семейства тракторов типа Т-150 к серийному выпуску, а в 1974 году было принято Постановление о создании мощностей по их производству.
Это были принципиально новые тракторы, имевшие: трансмиссии с переключением передач на ходу, герметичные кабины, легкое удобное рулевое управление, новые узлы гидравлики, большегрузные шины. Но, главное, унификация тракторов достигала 60%, а технологическая унификация на основном заводе – до 40%. Это облегчало маневры при внедрении и позволяло, при необходимости, изменять соотношение в выпуске колесных и гусеничных тракторов. Этот немаловажный фактор сыграл свою роль, когда завод вступил в рыночные отношения.
Тракторы типа Т-150 создавались с учетом рекомендаций академика В.Н.Болтинского об использовании рабочих скоростей 9-15 км/час. Когда тракторы были внедрены, с мест эксплуатации поступили жалобы на большой расход топлива при работе на пахоте и других энергоемких работах на повышенных скоростях. Низкие передачи у тракторов соответственно не были рассчитаны на высокие тяговые усилия. Поэтому конструкторам пришлось вносить коррективы в трансмиссию уже сходящих с конвейера тракторов.
По мере расширения производства тракторы типа Т-150 завоевывали все большее признание у работников сельского хозяйства, где отмечалось не только повышение производительности тракторных агрегатов, но и их универсальность тракторов, улучшение условий труда, хорошая приспособленность для работы с силосоуборочными машинами и транспортными прицепами.
Всего было выпущено более 753 тысяч колесных тракторов Т-150К и их модификаций и более 86,6 тысяч гусеничных тракторов Т-150. Парк этих тракторов сыграл не малую роль в подъеме сельскохозяйственного производства в 70-80-ых годах прошлого столетия.
С внедрением тракторов типа Т-150 завод увеличил экспорт. Заполняя нишу мощных тракторов, тракторы Т-150К привлекли внимание зарубежных фермеров. С 1976 по 1990 годы в США, Канаду, Австралию, страны Европы, Азии и Африки было поставлено 21863 колесных трактора Т-150К и 1000 тракторов Т-150 в Болгарию. С 1973 по 1977 год трактор Т-150К получил пять золотых наград на международных выставках. В 1979 году на испытаниях в штате Небраска (США) трактор показал высокие тягово-экономические показатели, что нашло отражение в так называемой «Красной книге». Американские специалисты назвали трактор Т-150К трактором, который может сам себя поднять, т.к. на испытаниях трактор развил тягу, которая почти равнялась его весу. В 1980 году ХТЗ была присуждена международная премия «Золотой меркурий» за мир и сотрудничество.
В 1974 г. Б.П.Кашуба был назначен Генеральным конструктором по энергонасыщенным пахотным тракторам в отрасли. За разработку научных основ выбора параметров, создание и внедрение в производство энергонасыщенных тракторов в 1976 году Б.П.Кашубе присуждено звание Лауреата Государственной премии СССР.
Б.П.Кашуба был автором более 28 изобретений, большинство из них были внедрены в конструкцию энергонасыщенных тракторов.
Свою производственную деятельность Борис Павлович постоянно совмещал с педагогической работой. Многие годы был председателем государственной экзаменационной комиссии в ХПИ, преподавал в ХАДИ. Решением Высшей аттестационной комиссии в 1964 г. он утвержден в ученом звании профессора по кафедре «Автомобили и двигатели».
В отделе, который возглавлял Борис Павлович, работали специалисты многих национальностей. Б.П.Кашуба относился ко всем толерантно, уважал веру и традицию всех народов. Интернациональный характер Б.П.Кашубы во многом определила его мать, которая была активисткой в женском движении и работала по направлению во многих районах страны, в т.ч. в Закавказье. Среднюю школу Борис Павлович окончил в Виннице.
Если позволяло время, Б.П.Кашуба очень любил просиживать с разработчиком у кульмана, решая непростые головоломки конструкции. Борис Павлович знал много, в т.ч. украинских притчей и анекдотов, разряжая их пересказом непростые конфликтные ситуации. Глубокие знания, разносторонняя эрудиция, смелость инженерной мысли, глубокое чувство юмора создавали Борису Павловичу авторитет и уважение не только среди сослуживцев, но и среди работников сельского хозяйства, с кем он постоянно общался, прислушивался к их пожеланиям и предложениям. Был он и страстным поклонником природы, любил рыбалку.
За большой вклад в развитие оборонной техники в период второй мировой войны и отечественного тракторостроения Б.П.Кашуба отмечен высокими правительственными наградами: двумя орденами Красной Звезды, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Октябрьской революции и Дружбы народов, медалями. Ему присуждено звание - Заслуженный машиностроитель Украины.

© 2011 С.Л.Абдула (главный конструктор ХТЗ в 1982-2005 гг.)
Материал предоставлен Главным инженером проекта технической дирекции ОАО "ХТЗ" З.Э. Забелышинским.

Назад на страницу "История отечественного тракторостроения"

Автор сайта будет признателен за любую информацию и фотографии. E-mail: Techstory@mail.ru


Copyright © 2002-2016 TechStory.ru

Главная

Флори Доставка цветов Бежецк Цветочная лавка АЖУР.