WWW.TECHSTORY.RU
Сайт о механических экскаваторах, старой строительной,
авто- и железнодорожной технике


 

СТЗ-1 - первый отечественный трактор массового производства
В. В. Косенко

17 июня 1930 г. с конвейера Сталинградского (СТЗ), ныне Волгоградского (ВгТЗ), тракторного завода сошел первый отечественный трактор массового производства - колесный сельскохозяйственный СТЗ-1 или СТЗ-15/30. Этот день считается и днем рождения СТЗ/ВгТЗ - первого специализированного тракторного завода в СССР.
Начало производству тракторов в нашей стране было положено в 1922 г., когда специально организованная государственная комиссия по тракторостроению разработала план производства тракторов на 1924-1926 гг. Необходимость изготовления тракторов диктовалась в первую очередь огромной убылью в сельском хозяйстве за годы Первой Мировой и Гражданской войн рабочего скота: лошадей, волов (на 1936 г. их дефицит прогнозировался на уровне 12,4 млн. голов), убылью и так небольшого количества импортированных в Россию тракторов, а также, наверняка, предстоящей коллективизацией сельского хозяйства.
Первые попытки организовать изготовление тракторов на предприятиях общего машиностроения в Коломне, Запорожье, Марксе, Харькове, даже в Ленинграде на Путиловском (сегодня Санкт-Петербургском Кировском) заводе, не увенчались успехом: тракторы собирались в недостаточном количестве, были разномарочными и дорогими: их цена в 2-2,5 раза превышала цену одинаковых по мощности зарубежных машин.
В 1925 г. было принято решение о строительстве в нашей стране специализированных тракторных заводов, первый из которых в следующем году и заложили в Сталинграде.
Выбор типа трактора был сделан на основании изучения конструкции, результатов испытаний и опыта эксплуатации, в т.ч. в СССР, 28 различных моделей тракторов: 23 колесных и 5 гусеничных. Затем для дальнейшего более детального изучения из них были отобраны: американские «Интернационал 10/20», унифицированный с ним «Интернационал 15/30» фирмы «МакКормик Диринг», «Ойл-Пулл» («Ойл-Пуль») завода «Румели Эдванс», немецкий «Ганомаг» ВД 10/20 и «Аванс» 15/30 шведской фирмы по производству нефтяных двигателей с аналогичным названием. Первые три машины работали на керосине, «Аванс» - на сырой нефти. Рассматривался и уже выпускавшийся на упомянутом Путиловском заводе американский «Фордзон».
Американский трактор «Интернационал 15/30» - прототип будущего СТЗ-1 Американский трактор «Ойл Пулл» -- один из претендентов на Сталинградский конвейер
Справа от собираемого в ремонтно-механическом цехе первого опытного трактора СТЗ-1 виден еще один претендент - шведский трактор «Аванс» Немецкий трактор «Ганомаг» 20-х гг. прошлого века. Возможно, это ВД 10/20, тоже претендент на конвейер СТЗ

В результате проведенных работ предпочтение было отдано тракторам «Интернационал». В качестве преимуществ «Интернационалов» перед конкурентами в частности назывались:
- рациональная компоновка;
- простота управления и технического обслуживания;
- относительные дешевизна машины (табл. 1) и дешевизна ее ремонта;
- удачный подбор передаточных чисел трансмиссии;
- возможность работы в поле со всеми существующими типами орудий, в т.ч. с трехкорпусным плугом;
удобство использования на стационаре для привода машин от бокового с поперечной осью вращения шкива отбора мощности;
- приспособленность конструкции к крупносерийному производству.

Табл.1 Сравнение стоимостных показателей различных колесных тракторов - прототипов для первого тракторного завода СССР

Примечание: *Приведенная мощность на крюке отличается от величин, заявляемых производителем.

Место для строительства первого тракторного завода выбиралось, исходя из анализа следующих условий:
- снабжение завода сырьем, материалами, топливом, энергией;
- отгрузка готовых изделий;
- стоимость строительных материалов и работ;
- рынок рабочей силы, жилищные условия.
Обсуждались города Воронеж, Запорожье, Ростов-на-Дону, Сталинград, Харьков и Челябинск. По комплексу перечисленных критериев выбор остановился на Сталинграде. Например, общая стоимость перевозок сырья и готовой продукции для Сталинграда согласно расчетам получилась соответственно на 12% и 24% ниже, чем для Ростова или Воронежа; среднее расстояние перевозки изготовленных тракторов до центров потребления - на 4% и 22% меньше, чем для Воронежа или Запорожья (табл. 2). Справедливости ради следует сказать, что в выборе места для первого тракторного завода в СССР наверняка сыграло роль и имя Сталинграда , а в Харькове и Челябинске тракторные заводы впоследствии были тоже построены.

Табл.2 Сравнение транспортных затрат и расстояний перевозок для рассматривавшихся пунктов строительства первого тракторного завода СССР

Первоначально планировалось выпускать на будущем СТЗ более дешевый трактор по типу Интернационал 10/20 мощностью 15 кВт (20 л.с.) в количестве 10 тыс. в год. Летом 1928 г. принимается решение об увеличении годовой производительности СТЗ до 20 тыс. машин, а в декабре, после углубленного анализа потребностей сельского хозяйства страны - до 40 тыс. и переориентации завода на выпуск аналогичного по конструкции, но более мощного трактора Интернационал 15/30.
Советскими инженерами в эти годы, кроме проектирования (совместно с американской фирмой архитектора Альберта Кана) и строительства огромного завода, были решены еще две сложные задачи: изготовление деталей было переведено на отечественные материалы и американская конструкторская документация трактора была переделана с дюймовой в принятую в СССР метрическую систему. Иллюстрируя сложность задачи, достаточно упомянуть, что, например, у двигателя американского прототипа диаметр цилиндра был 114,3 мм (4,5 дюйма), ход поршня - 152,4 мм (6 дюймов), а у сталинградского трактора - соответственно 115 и 152 мм. Такие, казалось бы небольшие, переделки повлекли за собой необходимость больших перерасчетов, изменения размеров и переработки всех чертежей трактора.
Первый советский трактор массового производства получил марку СТЗ-1, или СТЗ-15/30 (в литературе встречаются также его упоминания под маркой просто СТЗ и названием «Интернационал постройки СТЗ»).

17 июня 1930 г. Первый серийный СТЗ-1 сходит с главного сборочного конвейера Сталинградского тракторного Первый серийный трактор СТЗ-1 в музее современной исто-рии России (бывший музей Революции), Москва

Колесный с.-х. трактор СТЗ-1 (средней мощности по тогдашней классификации) имел удачную и прогрессивную для своего времени конструкцию с простыми, удобными в эксплуатации и приспособленными к массовому поточному производству узлами, что выгодно отличало его от других тракторов того периода, в т.ч. от достаточно распространенного «Фордзона Путиловского» - ФП (в СССР за 1924-1932 гг. было выпущено 49,5 тыс. этих машин). СТЗ-1 делился на 96 групп (для сравнения: в современном тракторе ВТ-150Д их без учета дизеля и некоторых других покупных узлов 35), 6 комплектов и 2 механизма, что давало возможность разбить сборку на много отдельных несложных, доступных для быстрого освоения операций и сократить темп съема тракторов с конвейера.
Остов трактора СТЗ-1 образовывали картер трансмиссии и прикрепленная к нему спереди литая полурама, на которой крепились 4-тактный рядный 4-цилиндровый верхнеклапанный карбюраторный двигатель, радиатор и передний мост. Двигатель имел жесткий литой блок-картер, мокрые гильзы вертикально расположенных цилиндров, параллельный продольной оси трактора 2-опорный коленчатый вал, установленный на шариковых подшипниках, чугунные поршни с 3 компрессионными и 1 маслосъемным кольцами каждый, кованые шатуны с бронзовыми втулками в верхней головке и залитыми баббитом вкладышами в нижней, верхние клапаны в головке блока. Шестеренный насос системы смазки подавал масло в 4 лотка, откуда оно захватывалось и разбрызгивалось выступами (ложками) нижних головок шатунов, смазывая трущиеся поверхности. Охлаждение двигателя - термосифонное водяное с трубчатым радиатором и 4-лопастным вентилятором, приводимым от носка коленчатого вала плоским ремнем. Основное топливо - дешевый керосин, пусковое - бензин поступали к карбюратору типа Ensign RW самотеком; для предотвращения детонации в цилиндры карбюратором подавалась еще и вода. Очистка воздуха производилась масляным воздухоочистителем типа Pomona. Топливная смесь во всасывающем коллекторе подогревалась отработавшими газами проходившего рядом выхлопного коллектора. Искровое зажигание рабочей смеси осуществлялось от высоковольтного магнето типа Scintilla. Пуск двигателя выполнялся вручную рукояткой. Заданный режим работы двигателя поддерживался центробежным регулятором.

Продольный разрез трактора СТЗ-1 Двигатель трактора СТЗ-1

Сцепление - фрикционное однодисковое непостоянно замкнутое. Коробка передач с продольными валами и подвижными прямозубыми шестернями обеспечивала 3 передачи переднего хода и 1 заднего. Главная передача - коническая; дифференциал - конический 4-сателлитный; конечные передачи располагались в одном отсеке картера трансмиссии с главной передачей и дифференциалом; Крутящий момент от двигателя к ведущим колесам передавался всего через 2 пары цилиндрических и 1 пару конических шестерен, что обеспечивало минимальные потери в трансмиссии. Все валы трансмиссии устанавливались на подшипниках качения с цилиндрическими витыми роликами, осевые нагрузки при этом воспринимались упорными шарикоподшипниками, полуоси ведущих колес - на конических роликоподшипниках. Тормоз - ленточный открытого типа, шкив которого был установлен снаружи на валу ведомой конической шестерни главной передачи. Управлялся тормоз ручным рычагом.
Задние ведущие металлические колеса, защищенные крыльями, снабжались 2 рядами клиновидных шпор-почвозацепов; передние управляемые меньшего диаметра, установленные на качающейся оси, - кольцевыми ребордами. Рулевой механизм - червячного типа с обращенной назад рулевой трапецией (более известная в то время как механизм Жанто).
Однопроводное электрооборудование номинальным напряжением 6В состояло из генератора, передней и задней фар и штепсельной коробки на 3 дополнительных потребителя (лампочки).
Рабочее оборудование включало в себя заднее прицепное устройство с прицепным крюком и расположенный справа шкив отбора мощности (625 мин-1). При необходимости трактор легко оборудовался и задним зависимым валом отбора мощности.
Из перечисления конструктивных решений, заложенных в выбранный для изготовления в Сталинграде и трактор, видно, что многие из них стали традиционными для колесных тракторов классической компоновки. Техническая характеристика трактора СТЗ-1 в сравнении с выпускавшимся в то же время трактором ФП (и для сравнения с такой же массы современными отечественным ЛТЗ-55А и MакКормик С80МАХ) приведены в табл. 3.

Табл 3. Технические характеристики колесных тракторов ФП, СТЗ-1  и современных ЛТЗ-55А, McKormick С80МАХ

Примечания: 1 - по классификации 1930-х гг.; 2 – по современному типажу; 3 – ныне Кировский завод, Санкт-Петербург; 4 – в 1931-1937 гг. трактор выпускался также ХТЗ, а в 1948-1952 гг. – собирался Вторым Московским авторемонтным з-дом; 5 – в России трактор выпускается в г. Набережные Челны под маркой СМАХ85; 6 – по радиатору; по воздухозаборной трубе – 2450 мм; 7 – по кабине; 8 – колея передних колес 1460-1790 мм; 9 – под передней осью; 10 – агротехнический просвет; 11 – с ходоуменьшителем -16; 12 – при тяговом КПД 0,62; 13 – шины задних колес 13,6R38; шины передних колес 8,3-20; 14 – шины задних колес 480/70R34 (по другим данным – 16,9R34); шины передних колес 380/70R24 (по другим данным 12,4R24); 15 - с уширителями – 470 мм; 16 – условные обозначения: ТСУ – заднее прицепное устройство; ШОМ – шкив отбора мощности; ЗНУ – заднее навесное устройство; вал отбора мощности: ВОМз – зависимый, ВОМн – независимый, ВОМс – синхронный.

Освоение производства СТЗ-1 давалось нелегко. Сказывались недоукомплектованность оборудованием, перебои с поставкой материалов и покупных изделий, а главное - недостаток квалификации и опыта как у рабочих, так и у инженеров и руководителей. В 1930г. было собрано всего 1006 машин, в 1931 - 17536. Только в апреле 1932 г. СТЗ освоил проектную мощность в 144 трактора в сутки, а вскоре и перекрыл ее.

Готовые к отгрузке тракторы СТЗ-1 на заводской территории вдоль западной стены моторного цеха. Почвозацепы задних и реборды передних колес устанавливались уже у потребителя Погрузка трактора СТЗ-1 на железнодорожную платформу На двухосную железнодорожную платформу на заводе грузилось по 4 трактора СТЗ-1
СТЗ-1 на отвальной вспашке. Для улучшения охлаждения двигателя боковины капота часто поднимали или снимали Два СТЗ-1 на севе и прикатывании посевов СТЗ-1 на уборке льна. Шкив отбора мощности снят
Уборка зерновых колосовых. 2 трактора СТЗ-1 буксируют прицепной комбайн «Сталинец-6» СТЗ-1 в агрегате с прицепным комбайном «Коммунар». Во время Великой Отечественной войны уборку приходилось вести в самых невероятных условиях Транспортный трактор-тягач на пневматических шинах на базе ХТЗ-1. Снимок сделан годы Великой Отечественной войны на аэродроме морской авиации

Выпуск такого же трактора под маркой ХТЗ-1 в октябре 1931 г. освоил и Харьковский тракторный завод, причем, уже с меньшими трудностями. После этого стала использоваться и «объединенная марка» трактора - СХТЗ-1. Ежегодно СТЗ и ХТЗ стали давать стране по 40 тыс. этих столь необходимых машин. Всего было изготовлено почти 397 тыс. тракторов СХТЗ-1, из них более половины - 207 тыс. - в Сталинграде. В 1948-1952 гг. трактор типа СТЗ-1 выпускался и предприятиями Москвы и Московской области; их сборка из узлов и деталей, изготовлявшихся в основном оборонными предприятиями, осуществлялась на Втором московском авторемонтном заводе. Эти тракторы были известны и под маркой «ВАРЗ».
Трактор СТЗ-1 оказался весьма удачным: достаточно мощным для того времени, неприхотливым, простым в эксплуатации и ремонте, надежным и пользовался заслуженным признанием механизаторов. В колхозах и совхозах трактор использовался практически на всех видах работ: основной и поверхностной обработке почвы, севе, уборке зерновых, кормовых и технических культур, на приводе стационарных машин и на транспорте.
СХТЗ-1 в 1930-1940 гг. был самым распространенным трактором и эксплуатировался до середины 1950 гг. А автор этих строк даже в 1971 г. в журнале «Кукуруза» видел фотографию линейки подготовленных к весенним полевым работам тракторов одного из хозяйств, и на правом фланге линейки еще стоял ветеран СХТЗ-1.
Выпуск СХТЗ-1 продолжался сравнительно недолго: 7 лет (1930-1937), за это время его конструкция практически не менялась. Но известно, что ХТЗ на базе с.-х. трактора выпускал разработанный совместно с Научно-исследовательским тракторным институтом (НАТИ) транспортный трактор-тягач на пневматических шинах. Проводились также работы по оборудованию трактора СХТЗ-1 полугусеничным ходом. Одним из активных участников этих работ был Всесоюзный научно-исследовательский институт механизации сельского хозяйства (ВИМ); значительный интерес к полугусеничному ходу проявляли военные. После Великой Отечественной войны проводились также научно-исследовательские работы по созданию на базе СХТЗ-1 электротрактора. Один из образцов под маркой ЭТК-500 был разработан совместно с уже упомянутым ВИМом и Всесоюзным научно-исследовательским институтом электрификации сельского хозяйства (ВИЭСХ), второй под маркой МЭТ-1 – оборонными НИИ. Была изготовлена опытно-промышленная партия тракторов МЭТ-1 в 30 машин.

СТЗ-1 на полугусеничном ходу американской фирмы «Варко Риддель» Электротрактор на базе СТЗ-1

В июле 1937 г. на смену колесному СТЗ-1 пришел более мощный и производительный, больше подходящий к почвенно-климатическим и дорожным условиям нашей страны новый с.-х. трактор - гусеничный СТЗ-НАТИ, полностью отечественной конструкции. В сентябре того же года и в Харькове такой же гусеничный СХТЗ-НАТИ пришел на смену колесному ХТЗ-1.
Волгоградские тракторостроители вправе гордиться тем, что они были первыми.

Фирма Мак Кормик продолжает выпускать колесные с.-х. тракторы и в наше время. На снимке модель С80МАХ Самая мощная на сегодня модель тракторов Мак Кормик ТТХ-230 (Т3), 225 л. с. Самый мощный из тракторов ВгТЗ - экспериментальный Т-5 «Дончак», 230 л. с.


Трактор СТЗ-1 (первый справа) в экспозиции выпускавшихся тракторов на внутризаводской площади ВгТЗ у памятника тракторостроителям всех поколений. 2010 г.

© 2017 В. В. Косенко
Список литературы:
1. Тракторный завод имени Ф. Э. Дзержинского в Сталинграде (проект). – Л.: Издание ин-та по проектированию новых металлозаводов, 1928.
2. Автотракторный справочник: IV том - тракторы / Отв. ред. проф. М. К. Кристи. - М.-Л.: ОНТИ НКТП СССР, 1938.
3. Сельскохозяйственные тракторы. Технические и эксплуатационные характеристики / С. Г. Стопалов, (…), В. В. Косенко и др. Под ред. Н. А. Щельцына. - М.: НП «Гильдия» АПК-ПРЕСС», 2007.
4. Первенец отечественного тракторостроения. История Волгоградского двух орденов Ленина, орденов Отечественной войны I степени и Трудового Красного Знамени тракторного завода имени Ф. Э. Дзержинского. - Волгоград: Ниж-Волж. книж. изд-во, 1980.
5. Кириндас А. Незолотая середина // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра. – 2013. - №9.
6. Кириндас А. Первенец Сталинских пятилеток // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра. – 2013. - №7.

Назад на страницу "История отечественного тракторостроения"

Автор сайта будет признателен за любую информацию и фотографии. E-mail: Techstory@mail.ru


Copyright © 2002-2017 TechStory.ru

Главная

Ремонт кпп к-702 еще по теме. | русские бани в тюмени, акции.