30
декабря 1963 года стало
примечательной датой
в истории
отечественного
тракторостроения. В
этот день на
Волгоградском
тракторном заводе
(ВгТЗ) началось
массовое конвейерное
производство
знаменитого
трактора-долгожителя
ДТ-75.
Гусеничный
сельскохозяйственный
тягового класса 3
трактор общего
назначения ДТ-75 пришел
на смену не менее
знаменитому ДТ-54,
точнее, уже
модернизированному
ДТ-54А. Появление ДТ-75
было связано с
реализацией
накопленных к тому
времени результатов
научных исследований
по повышению рабочих
скоростей
машинно-тракторных
агрегатов с 3-5 до 5-7
км/ч.
Работы по новой
машине, которая должна
была бы заменить ДТ-54,
начались вскоре после
начала его
производства, в
середине 1950 годов.
Экспериментальными
предшественниками
ДТ-75 были легкие ДТ-56
классической же
компоновки мощностью
сначала 55 (дизель СМД-8
или СМД-9), затем 65 л.с.
(СМД-7 или СМД-3) и ДТ-61 -
усовершенствованной
компоновки,
компактный, с
опущенными на почву
направляющими и
ведущими
подрессоренными
колесами, что
существенно повышало
навесоспособность
сзади; о них уже
упоминалось на этом
сайте в статье «Главные
конструкторы
волгоградских
тракторов. 85 лет
первому тракторному
КБ».
Предпочтение тогда
было отдано ДТ-56. Но
испытания выявили
необходимость
дальнейшего
увеличения как
мощности для
повышения
экономической
эффективности его
использования, так и
веса для обеспечения
необходимых
долговечности и
прочности при работе
на повышенных
скоростях.
|
|
30
декабря 1963 г.
Первый серийный
ДТ-75 сходит с
главного
сборочного
конвейера
Волгоградского
тракторного
завода. Первый
справа на снимке -
главный инженер
ВгТЗ А.М. Скребцов |
Экспериментальный
трактор ДТ-56,
одержавший верх в
состязании с ДТ-61
за место на
конвейере. Хорошо
видна
дополнительная
вертикальная
пружина на
внешнем балансире
задней каретки
подвески, которая
по задумке должна
была повысить
навесоспособность
трактора сзади |
|
|
Экспериментальный
трактор ДТ-61 |
Предсерийный
образец трактора
ДТ-75. Обращают на
себя внимание
отличающиеся от
последующих
серийных машин
решетка радиатора
(еще с надписью
«СТЗ»), гусеницы,
ведущие колеса,
отсутствие
переднего
балластного
груза. Возможно,
именно в таком
виде тракторы
проходили широкую
эксплуатационную
проверку в
различных районах
нашей страны |
В
конструкцию ДТ-75 по
сравнению с
предшественником было
внесено много
новшеств,
направленных на
повышение
эксплуатационных
качеств, улучшение
условий труда
тракториста. Основные
из них:
- дизель СМД-14
Харьковского завода
«Серп и Молот» на 39%
большей мощности,
меньшей массы, более
скоростной и
экономичный, с
двухкаскадным пуском
(пуск дизеля, как и на
ДТ-54, осуществлялся
двухтактным
бензиновым пусковым
двигателем, который в
свою очередь
запускался
электростартером; при
этом была
предусмотрена и
дублирующая ручная
заводка «пускача»);
- расширенный в
сторону увеличения
диапазон скоростей
движения;
- более совершенная
трансмиссия с
2-дисковым главным
сцеплением, с
7-ступенчатой коробкой
передач (КПП), главной
передачей и
планетарным
механизмом поворота
(ПМП) в едином жестком
корпусе, с включаемым
на ходу увеличителем
крутящего момента
(УКМ) и конечными
передачами модульной
конструкции;
- прочная и
долговечная сварная
рама;
- уменьшенная до 1330 мм
колея, позволяющая
лучше
агрегатироваться с
энергоемкими орудиями
малого захвата, в
первую очередь, с
4-корпусным навесным
плугом, и
удовлетворительно
вписывающаяся во все
основные используемые
в СССР междурядья
пропашных культур
(шириной 45, 60, 70 и 90 см);
- усовершенствованная
ходовая система со
стальными балансирами
и смазываемыми
цапфами кареток
подвески, с усиленными
амортизационно-натяжными
устройствами и
одноободными
направляющими
колесами, с гусеницами
с 7-проушинными
звеньями и толкающим
зацеплением с
ведущими колесами;
- более
комфортабельная
кабина автомобильного
типа, оборудованная
вентилятором,
отопителем (теплым
воздухом от радиатора)
и стеклоочистителем.
Техническая
характеристика
трактора ДТ-75 образца
1963 года в сравнении с
более поздними
моделями и
предшественником,
ДТ-54А, приведена в
табл.1.
Следует
отметить, что:
- до начала массовой
сборки было выпущено
несколько
опытно-промышленных
партий ДТ-75,
отправленных для
широкой
эксплуатационной
проверки на поля
Волгоградской,
Воронежской,
Кировоградской,
Ростовской,
Саратовской областей,
Ставропольского края,
в т.ч. в бригадах
известных
механизаторов-передовиков
А.В. Гиталова и Н.Ф.
Мануковского;
- в августе-декабре 1963
г. с конвейера ВгТЗ
сходил трактор ДТ-54В -
переходная модель от
ДТ-54А к ДТ-75, с дизелем,
кабиной, элементами
капота уже от нового
трактора; выпуск этой
переходной модели дал
возможность ускорить
технологическую
подготовку
производства и
внедрить ДТ-75 без
остановки сборочного
конвейера.
В разработке трактора
ДТ-75 под руководством
тогдашнего главного
конструктора М.А.
Шарова, его
заместителя по новому
проектированию В.А.
Родионова активное
участие принимали В.Е.
Бурунов, В.А. Волочков,
В.В. Залетин, Б.И.
Иваниди, А.А. Иванов,
В.К. Каргин, И.И. Кац,
Б.Л. Клаз, Н.Г.
Милованкин, Б.М.
Хохлов, А.С. Черкашин,
А.Ф. Чулков и др.
|
|
В
сентябе-декабре
1963 г. ВгТЗ
выпускал
переходную модель
- трактор ДТ-54В с
трансмиссией и
ходовой системой
еще от ДТ-54А, но с
дизелем и кабиной
уже от новой
машины. Его
производство
позволило
существенно
сократить сроки
технологической
подготовки
производства ДТ-75 |
Трактор
ДТ-75 первых лет
выпуска (1963-1967 гг.).
Рисунок О.А.
Ширяева -
заместителя
главного
конструктора ВгТЗ
по
художественному
конструированию |
Благодаря
более мощному
двигателю, более
высоким скоростям и
большему количеству
передач, тяговые (табл.
2) и
эксплуатационно-технологические
показатели трактора
ДТ-75 по сравнению с
ДТ-54А возросли. По
данным
Северо-Кавказской МИС,
например, на пахоте на
глубину 25-27 см первый
показал повышение
производительности на
28-44% при меньшем на 2-14%
погектарном расходе
топлива (при этом
справедливости ради
нужно сказать, что
из-за большей
сложности,
непривычности для
механизаторов нового
трактора, его
неизбежных «детских
болезней» достичь
заложенных
преимуществ в рядовой
эксплуатации
удавалось не сразу).
В
процессе производства
трактор ДТ-75 постоянно
совершенствовался и
модернизировался. Без
преувеличения можно
сказать, что
постепенно от машины
образца 1963 года
остались лишь метизы и
подшипники.
Например, еще в первые
годы производства
были внедрены
эластичная подвеска
дизеля, усиленные
тормозные ленты ПМП,
уширенные шестерни
КПП и др.
В 1967 году трактор
наряду с СМД-14 получил
новый дизель А-41 (АМ-41)
Алтайского моторного
завода большего
рабочего объема (7,43 л
против 6,3 л) мощностью
90 л.с. с увеличенным
запасом крутящего
момента. Машина с этим
мотором испытания
проходила под маркой
ДТ-90, а в серию пошла
под маркой ДТ-75М.
Конструкторские
проработки при этом
показали, что под
установку более
габаритного А-41
целесообразно
удлинить раму
трактора. Удлиненная
на 130 мм рама была
принята как
унифицированная под
оба дизеля: и А-41, и
СМД-14.
В этот период было
проведено и первое
изменение дизайна
трактора, когда он
вследствие внедрения
радиатора с латунными
штампованными бачками
вместо чугунных литых
получил плоскую
решетку радиатора без
вертикального
деления.
Была внедрена
унифицированная (с
харьковским трактором
Т-74) гусеница с более
долговечными
звеньями, имевшая
лучшие сцепные
качества, особенно на
склонах и скользком
основании.
Харьковские
моторостроители
вскоре на своем
дизеле, получившем
марку СМД-14НГ,
внедрили
непосредственный
впрыск топлива вместо
вихрекамерного
смесеобразования,
увеличили частоту
вращения коленвала и
подняли мощность до 80
л.с.
Появление трактора
ДТ-75М и повышение
мощности ДТ-75
позволили отказаться
от УКМ. Примерно в это
же время было внедрено
более привычное
ножное управление
главным сцеплением и
более простой и
надежный, вполне
подходящий для
гусеничного трактора
зависимый ВОМ.
Тракторы ДТ-75 и ДТ-75М
стали комплектоваться
по заказам
потребителей
ходоуменьшителем,
обеспечивающим низкие
технологические
скорости движения (0,33 -
4,74 км/ч), необходимые
при работе, например, с
дождевальными
агрегатами,
рассадопосадочными
машинами, и
реверс-редуктором,
наиболее
востребованным при
комплектации трактора
бульдозерным
оборудованием.
Дизель
СМД-14 Харьковского
завода «Серп и Молот»
трактора ДТ-75
|
|
Увеличитель
крутящего момента
(УКМ) ДТ-75,
позволяв-ший на
ходу, без разрыва
потока мощности
увеличивать
передаточное
число трансмисси
и тяговое усилие
трактора. Такой
узел,
сконструированный
на основе
прогрессивных
компонентов, был
бы полезен и на
современных
тракторах* |
Коробка
передач трактора
ДТ-75 по сравнению
с аналогичным
узлом ДТ-54
обеспечивала и
большее число
передач, и более
широкий диапазон
скоростей. Была
выполнена в
едином корпусе с
задним мостом* |
|
|
Задний
мост ДТ-75 с
одноступенчатым
планетарным
механизмом
поворота (ПМП). Его
применение
разгружало
конечные передачи
и обещало по
сравнению с
бортовыми
фрикционами
предшественника
ДТ-54 увеличение
срока службы и
межрегулировочного
периода* |
Конечые
передачи
модульной
конструкции ДТ-75
позво-ляли
собирать,
устанавливать,
снимать и
разбирать их, не
затрагивая
со-пряженные узлы* |
* -
изображение можно
увеличить
Трактор
общего назначения ДТ-75
послужил базой для
создания целого
семейства модификаций
различного
назначения.
В 1969 году было начато
производство
болотоходного
трактора ДТ-75Б,
отличавшегося
увеличенной до 1570 мм
колеей, наличием
устройства
подъема-опускания
направляющих колес,
большей на 47% при
опущенных
направляющих колесах
продольной базой,
гусеницами шириной 670
мм против 390,
установкой защиты
радиатора. В опущенном
положении
направляющие колеса
порессоривались
торсионами, средние
условные давления на
почву при этом
составляли всего 23 кПа
(0,24 кгс/см2). Трактор
широко использовался
при работах на почвах
с малой несущей
способностью как в
сельском хозяйстве,
так и в других
отраслях, особенно на
торфоразработках.
|
|
В 1967
г. параллельно с
ДТ-75 на ВгТЗ
началось
производство и
более мощного
трактора общего
назначения ДТ-75М |
Дизель
А-41 трактора ДТ-75М
был по сравнению с
СМД-14 на 20% мощнее,
имел на 25% больший
запас крутящего
момента* |
* -
изображение можно
увеличить
В
1972 - 1976 г.г. выпускался
крутосклонный трактор
ДТ-75К. Он имел
унифицированную с
ДТ-75Б ходовую систему,
только с гусеницей
шириной 390 мм и
усиленными
амортизаторами
направляющих колес,
реверсивные пост
управления и
трансмиссию,
предохранительное от
опрокидывания
устройство и навесные
устройства как сзади,
так и спереди.
Предназначался ДТ-75К
для выполнения
сельхозработ на
склонах с движением
челночным способом,
без разворотов в конце
гона; поставлялся в
горные районы
республик Закавказья,
Средней Азии и на
Западную Украину.
В конце 60-х годов
тракторы ВгТЗ
получили новую
подвеску с одинарной
(вместо 2-х
коаксиальных)
пружиной-рессорой
кареток, обеспечившую
снижение
забиваемости,
увеличение
грузоподъемности и
ходов, значит,
плавности хода, с
долговечной двойной
осью качания,
соединяющей балансиры
каретки, и
поддерживающие ролики
с резиновыми
бандажами.
С середины 70-х годов
тракторы семейства
ДТ-75 стали
комплектоваться
индивидуальным
подрессоренным
сиденьем,
регулируемым по весу и
росту тракториста. Это
повлекло за собой
увеличение высоты
кабины (за счет
изменения крыши,
которая стала более
выпуклой), что можно
считать вторым
изменением дизайна.
|
|
Болотоходные
тракторы ДТ-75Б на
левом конвейере
сборочного цеха
№1 ВгТЗ |
Крутосклонный
трактор ДТ-75К.
Хорошо видно
предохранительное
от опрокидывания
устройство в
рабочем
положении.
Обращают также на
себя внимание
переднее навесное
устройство, фары
на длинных
кронштейнах,
второе сиденье
тракториста |
|
|
Отгрузочная
площадка ВгТЗ.
1970-е годы |
Трактор
ДТ-75В с дизелем
СМД-14НГ и новым
верхним строением
на вспашке |
Выпуск
ДТ-75 из года в год
нарастал и достиг на
ВгТЗ максимума в 1978
году, когда с 2 главных
конвейеров сошло
около 84 тысяч машин
этой марки с
модификациями.
В 1979 году дизайн
тракторов ВгТЗ был
изменен кардинально.
После глубоких
художественно-конструкторских
проработок и
всесторонних
испытаний были
внедрены новая, более
комфортабельная
асимметричная,
смещенная вправо,
кабина прямоугольных
форм и
соответствующий ей
капот. Из новой кабины
обеспечивалось
намного лучшая
обзорность на правую
гусеницу и
агрегатируемые
орудия; трактористу
стало не нужно при
работе принимать
неудобную позу,
наклоняясь вправо.
Кроме подрессоренного
регулируемого сиденья
тракториста, кабина
комплектовалась
вентиляционно-охладительной
установкой
испарительного типа,
калориферным
отопителем,
эффективной тепло-,
шумо- и
виброизоляцией,
электрическим
стеклоочистителем и
омывателем лобового
стекла. Пуск дизеля
стал возможен с
рабочего места, а в
систему управления
сцеплением был введен
гидроусилитель.
Трактор с новым
верхним строением с
дизелем СМД-14НГ
получил марку ДТ-75В,
его болотоходная
модификация - ДТ-75БВ, а
трактор с дизелем А-41 -
ДТ-75МВ.
В разработку нового
верхнего строения
тракторов семейства
ДТ-75 основной вклад
внесли конструкторы Ю.
С. Беленький, В.А.
Волочков, В.В. Залетин,
В.Я. Логутов, Ю.М.
Мажарцев, В.И.
Погорелов, И.Г. Обухов
и др. и дизайнеры
незадолго до этого
образованного в
отделе главного
конструктора
художественно-конструкторского
бюро под руководством
О.А. Ширяева: В.Г.
Гавриленко, Ю.В.
Старков, В.С. Матасов.
Из других основных
изменений, внедренных
в конструкцию
тракторов семейства
ДТ-75 за время его
производства, можно
назвать:
- карданный вал
автомобильного типа;
остановочные, а затем
и планетарные тормоза
с фрикционными
колодочками вместо
асботканых лент;
конечные передачи с
плавающими венцами
ведомых шестерен;
- лонжероны рамы из
трубы (сварного
замкнутого профиля)
прямоугольного
сечения; объединенные
задние кронштейны и
облегченные
поперечные брусья
рамы, увеличившие
дорожный просвет
трактора;
- ванадийсодержащие
стали: 45ФЛ для
изнашиваемых и 20ФЛ для
свариваемых деталей
ходовой и несущей
систем;
- усовершенствованные
уплотнения
подшипниковых узлов
ходовой системы и
трансмиссии;
- гидравлический
механизм натяжения
гусеницы; гусеница со
звеньями шириной 470 мм
и пальцами диаметром 25
мм (по заказу
потребителей); пальцы
гусениц из
марганцовистых
сталей;
- гидросистема с
повышенным с 10 до 16 МПа
рабочим давлением
масла и сменными
фильтрами с тонкостью
очистки 10 мкм;
усовершенствованное
заднее навесное
устройство с
разнесенными
шарнирами и
телескопическими
быстросоединяемыми
нижними тягами;
- генератор
переменного тока
повышенной мощности
со встроенным
выпрямителем; прямой
электростартерный
пуск дизеля;
необслуживаемые
аккумуляторные
батареи большой
емкости.
В усовершенствовании
тракторов типа ДТ-75,
кроме большинства
ранее перечисленных
работников отдела
главного конструктора
ВгТЗ, принимали также
участие П.А. Бадюля,
В.С. Верещагин, З.И.
Григорьев, Л.А. Гоцко,
Д.И. Гусаров, А.В.
Калашников, Л.М.
Каменский, М.П.
Листопад, Е.П.
Мельников, А.К.
Нарыжнев, А.Д. Попов,
Н.С. Рыбников, А.А.
Суслов, А.Г. Тенчурин,
Е.И. Тескер, О.В.
Ульянов, Ю.И. Черников,
В.Г. Чернышов и др.
Автору этих строк
посчастливилось тоже
внести вклад в
повышение
технического уровня
тракторов упомянутого
семейства, в частности
сконструировав
принципиально новое
уплотнение цапфы
каретки подвески,
защищенное авторским
свидетельством №542863.
|
|
Трактор
ДТ-75МВ с дизелем
А-41. Рисунок О.А.
Ширяева -
заместителя
главного
конструктора ВгТЗ
по
художественному
конструированию |
Болотоходный
трактор ДТ-75БВ |
|
|
Трактор
ДТ-75Н с дизелем
СМД-18 |
Трактор
ДТ-75Д с дизелем
Д-440-22 в
Чебоксарском
музее истории
трактора |
Отдельно
следует остановиться
на адаптации к
тракторам ДТ-75
различных моторов,
часть из которых была
упомянута выше.
В начале 90-х годов
тракторы ВгТЗ стали
комплектоваться
дизелями с
турбонаддувом
мощностью 95 л.с. с
увеличенным запасом
крутящего момента:
харьковским СМД-18Н и
барнаульским Д-440-22;
машины с ними стали
называться
соответственно ДТ-75Н и
ДТ-75Д. Мощность дизеля
Д-440-22 (Д-440-22И) в
дальнейшем была
поднята до 110 л.с.,
трактор ДТ-75Д
комплектовался им
наряду с безнаддувным
90-сильным А-41И (А-41ВСИ).
Дизели Д-440-22И и А-41ВСИ
в отличие от А-41
получили
жидкостно-масляный
теплообменник и
коленвал с коренными
шейками большего
диаметра.
Во второй половине 90-х
годов под маркой
ДТ-75РМ выпускался
трактор с рыбинским
дизелем РМ-80 мощностью
80 л.с. Велись работы по
повышению мощности
этого двигателя до 100
л.с. (РМ-120).
В это же время были
выпущены
опытно-промышленные
партии тракторов с
6-цилиндровыми рядными
дизелями: ДТ-75Л с
минским Д-260 и ДТ-75МД со
словацким Мартин Z8604.10
(95 л.с.).
Кроме этого была
разработана установка
минского дизеля Д-245,
газодизельного мотора
на базе А-41 (трактор
ДТ-75ДА) и др. Часть этих
наработок была
реализована уже на
тракторах нового
семейства «
Агромаш-90ТГ».
Имеется информация,
что еще в 60-е годы на
ВгТЗ велись работы по
адаптации к трактору
ДТ-75 дизеля фирмы
Rolls-Royce.
Предполагалось, что
такой трактор будет
востребован в бывших
английских колониях.
По мере изменения,
модернизации и
совершенствования
тракторов типа ДТ-75
изменялась их масса,
мощность, топливная
экономичность,
тяговые и другие
показатели (табл. 1).
В середине 90-х годов
был разработан,
испытан и выпускался
небольшими партиями
по заказам
потребителей
пропашной трактор
ДТ-75НП (ДТ-75ДП). Он
отличался
комплектацией
съемными
повысителями,
увеличивающими
агротехнический
просвет на 180 мм (в
междурядьях 70 см он
составлял 532 мм), и
узкой гусеницей
(шириной 240 мм против 390
или 470) для работы в
междурядьях. На
возделывании кукурузы
ДТ-75НП с 12-рядным
комплексом орудий по
сравнению с трактором
МТЗ-80 (с 8-рядным
комплексом) показал
повышение
производительности на
36-70% при меньшем на 8-35%
погектарном расходе
топлива.
В это же время на
конвейер был
поставлен торфяной
трактор ДТ-75ДТ -
упрощенная версия
болотоходного ДТ-75БВ с
постоянно поднятыми
направляющими
колесами, несколько
большими из-за этого
средними условными
давлениями на почву —
29,7 кПа (0,30 кгс/см2);
производство ДТ-75БВ
при этом было
прекращено.
Применение
направляющих колес
без механизма
подъема-опускания
дало возможность
устанавливать на
трактор более широкий
по сравнению с СМД-14НГ
дизель А-41.
В разные годы велись
работы по
дорожно-строительной
(Д-75), рисоводческой
(ДТ-75БР) и другим
модификациям.
|
|
Трактор
ДТ-75РМ с дизелем
РМ-120,
укомплектованный
бульдозерным
оборудованием |
Газодизельный
трактор ДТ-75ДА.
Экспериментальный
образец |
|
|
Пахотно-пропашной
трактор ДТ-75НП с
установленными
повысителями
агротехнического
просвета.
Выпускался малыми
партиями |
Торфяной
трактор ДТ-75ДТ |
Говоря
о модификациях,
необходимо упомянуть
трактор семейства ДТ-75
(ДТ-75М, ДТ-75В, ДТ-75Н,
ДТ-75Д, ДТ-75РМ),
укомплектованный
бульдозерным
оборудованием,
преимущественно ДЗ-42.
Хотя такая
комплектация
модификацией и не
называлась, объемы ее
производства были
значительны: в 80-е годы
- до 20% годового
выпуска. Бульдозер на
базе тракторов типа
ДТ-75 - единственный
легкий, весьма
востребованный и
самый массовый
бульдозер в России.
И совершенно нельзя
обойти вниманием
трактор ДТ-175С (потом
ДТ-175М) «Волгарь». Он
рождался как
энергонасыщенная
скоростная
модификация ДТ-75 и
первоначально даже
марку имел ДТ-75С.
Оснащенный дизелем
СМД-66 или СМД-62А
мощностью 170 л.с.,
автоматической
бесступенчатой
гидромеханической
трансмиссией,
усиленными ходовой
системой и другими
узлами и потяжелевший
почти на 2 тонны,
«Волгарь» знаменовал
следующий этап
повышения рабочих
скоростей
машинно-тракторных
агрегатов до 9-15 км/ч.
Внедренный в
производство в 1986
году, выпущенный более
чем в 16 тысячах
экземпляров, по
сравнению с ДТ-75М он
мог работать с
орудиями большего
захвата, на более
высоких скоростях и
был в 1,5 раза
производительнее.
|
|
Рисоводческий
трактор ДТ-75БР.
Экспериментальный
образец |
Трактор
ДТ-175С «Волгарь»,
разрабатывавшийся
как скоростная
энергонасыщенная
модификация ДТ-75 |
Впоследствии
на базе ДТ-75 было
разработано новое
поколение более
современных и мощных
гусеничных тракторов:
ВТ-100Н и ВТ-100Д
мощностью 120-130 л.с.
(внедрен в 1994 г.), ВТ-150Д
мощностью 150 л.с.
(внедрен в 2005 г.) и их
модификации
различного
назначения.
Первоначально
планировалось, что
ВТ-100 заменит на
конвейере трактор
ДТ-75, но «ветеран»
продержался в
производстве еще
целых 14 лет, до 2009 года,
когда его сменил
глубоко
модернизированный
«Агромаш-90ТГ». В общей
сложности
производство
тракторов семейства
ДТ-75 продолжалось на
ВгТЗ более 46 лет.
С 1968 года
трактор ДТ-75М стал
выпускаться и на
Павлодарском
тракторном заводе
(ПТЗ) сначала под той
же маркой, потом как
ДТ-75МЛ, затем ДТ-75Т с
добавлением имени
собственного
«Казахстан». Кстати,
кабина для ДТ-75МЛ/ДТ-75Т
была разработана в
Волгограде, где
несколько лет
работало объединенное
КБ по верхнему
строению гусеничных
пахотных тракторов.
Промышленная
модификация
производилась на ПТЗ в
1989-1998 г.г. под маркой
Т-90П. Максимальный
годовой выпуск ДТ-75М
на ПТЗ достигал 55
тысяч штук.
В 2003-2008 г.г. трактор
ДТ-75МЛ выпускался на
предприятии
«Сибагромаш» в Омске.
|
|
Тракторы
ДТ-75М «Казахстан»
Павлодарского
тракторного
завода на
отгрузочной
площадке. От
волгоградских
отличались только
цветом |
Трактор
ДТ-75МЛ
«Казахстан»
Павлодарского
тракторного
завода |
Трактор ДТ-75
был поистине
универсален. В
сельском хозяйстве с
различными машинами и
орудиями (а их с
трактором
агрегатировалось
более 200 наименований)
он выполнял не только
работы, свойственные
тракторам общего
назначения: пахоту,
глубокое рыхление,
различную
безотвальную
обработку почвы,
культивацию,
дискование, лущение,
боронование, сев,
прикатывание,
снегозадержание, но и
использовался на
многих других:
междурядной обработке
пропашных культур,
уборке урожая в
агрегате с
безмоторными
комбайнами, поливе,
внесении удобрений и
на транспорте в
условиях бездорожья.
Благодаря высокой
проходимости, малым
давлению на почву и
буксованию по
сравнению с колесными
тракторами, ДТ-75, как и
другие гусеничные, мог
весной на несколько
дней раньше выходить в
поле, а осенью - на
несколько дней позже
уходить с полей, что
имеет весьма важное
значение для России,
значительная часть
посевных площадей
которой расположена в
зоне рискованного
земледелия. А
благодаря высокому
тяговому КПД тракторы
типа ДТ-75, пожалуй,
остаются
непревзойденными по
низкому погектарному
расходу топлива.
Весьма
распространенными
тракторы ДТ-75 были и в
промышленности,
строительстве,
мелиорации, на
торфоразработках и в
других отраслях. Кроме
уже упомянутого
бульдозера, эти
тракторы
использовались в
качестве базы
рыхлителей,
бурильно-крановых и
баровых грунторезных
машин, погрузчиков,
водоотливных и
сварочных установок,
канавокопателей,
шнекороторного
снегоочистителя,
трубоукладчиков,
ковшового
экскаватора,
различных
мелиоративных и
торфодобывающих
машин.
Тракторы ДТ-75 работали
не только на земле, но
и под землей (в
сланцевых шахтах
Эстонии), а также
бывали и в небе: в
труднодоступные
районы при
необходимости их
доставляли самолетами
и даже сбрасывали на
парашютах, как это
было, например,
впервые в 1986 году при
организации полярной
станции «Северный
полюс-28».
Широкой была
география зарубежных
поставок этих машин:
десятки стран от
Финляндии на севере до
стран Африки на юге, от
Вьетнама на востоке до
Кубы на западе.
|
|
Трактор
ВТ-100,
разрабатывавшийся
на замену ДТ-75, но
долго
выпускавшийся с
ним параллельно
|
Трактор
ВТ-150Д |
|
|
Трактор
ВТ-90Д,
разрабатывавшийся
на замену ДТ-75Д |
Заменив
на ВТ-90Д
волгоградскую,
унифицированную с
ВТ-100, ВТ-150 кабину,
на кабину
Владимирского
моторо-тракторного
завода (ВМТЗ),
трактору
присвоили марку
«Агромаш-90ТГ» и в
таком исполнении
внедрили в
производство. На
снимке трактор
«Агромаш-90ТГС с
финским дизелем
СИСУ44ДТА |
За 50 лет
производства мощность
гусеничного с.-х.
трактора общего
назначения тягового
класса 3 от ДТ-75 с
дизелем СМД-14 до ДТ-75Д
с дизелем Д-440-22
возросла на 47%,
эксплуатационная
масса увеличилась на 12
- 18%, номинальное
тяговое усилие
поднялось с 31,4 до 36 кН,
то есть на 15%,
максимальное тяговое
усилие - с 37 до 45,7 кН, то
есть на 23%, скорость
при одинаковом
тяговом усилии (27,5 - 28
кН) возросла с 5,41 до 6,9
км/ч, или на 28%, срок
службы до 1-го
капитального ремонта
увеличился вдвое: с 4
до 8 тыс. моточасов.
Трактор типа ДТ-75 стал
самым
распространенным
гусеничным трактором
в стране. Всего ВгТЗ и
ПТЗ выпустили более 2,7
млн этих машин.
|
Тракторы
ДТ-75 и ДТ-75Д
(четвертый и
третий справа) в
экспозиции
выпускавшихся
тракторов на
внутризаводской
площади ВгТЗ у
памятника
тракторостроителям
всех поколений.
Снимок 2010 г |
|