Весной
2017 г. исполнилось 85 лет
со дня образования на
Сталинградском, ныне
Волгоградском,
тракторном заводе
Конструкторско-экспериментального
отдела (КЭО СТЗ) -
первого в нашей стране
специализированного
подразделения по
проектированию
тракторов.
К этой дате на сайте
techsnory.ru была размещена
статья «Главные
конструкторы
волгоградских
тракторов. 85 лет
первому тракторному
КБ», в которой
рассказывалось обо
всех за период
существования отдела
(подразделение
несколько раз меняло
свое название) 10
главных конструкторах
и 2 заместителях,
длительное время
исполнявших
обязанности главного
конструктора. Статья
была
проиллюстрирована
портретами главных
конструкторов и
созданных под их
руководством
тракторов. За
исключением портрета
первого главного -
Вячеслава Георгиевича
Станкевича.
Дело в том, что
назначенный весной 1932
г. главным
конструктором, В.Г.
Станкевич в 1938 г. был
репрессирован и
никаких сведений от
нем на момент
публикации
приуроченной к юбилею
статьи найти не
удалось.
Но автор продолжил
поиски сведений о В.Г.
Станкевиче, которые
увенчались
определенным успехом.
Сначала были найдены
родственники В.Г.
Станкевича:
племянница Г.И.
Маневич, через нее - и
племянник А.С
Гаркавенко. Они
предоставили
интересную информацию
о В.Г. Станкевиче, в
частности, сообщили
добрую весть, что он не
был расстрелян, а
затем и узнали его на
групповых фотографиях
с демонстрации новых
тракторов руководству
нашей страны в июле 1935
г. Большую помощь
оказал доцент кафедры
истории,
культурологии и
социологии
Волгоградского
технического
университета В.Г.
Бобровников,
разыскавший
информацию о В.Г.
Станкевиче в архивах
ФСБ. В руки автора
также попали
рукописные
воспоминания инженера-конструктора
СТЗ В.И. Горожанкина, в
которых сказано много
добрых слов в адрес
В.Г. Станкевича.
Из найденной
информации
складывается
следующая картина.
Вячеслав Георгиевич
Станкевич родился в 1899
в Воронеже. Высшее
инженерное
образование получил в
1924 г. в МВТУ им.
Баумана. В
совершенстве владел
английским и немецким
языками. Вскоре после
окончания вуза был
направлен на работу в
Сталинградский филиал
института ГИПРОМЕЗ,
занимавшийся
проектированием СТЗ.
По вопросам, связанным
со строительством
Сталинградского
тракторного, был
направлен в
командировку в США.
После вступления
завода в строй перешел
на работу на СТЗ
начальником
технического отдела,
осуществлявшим
сопровождение
производства
колесного трактора
СТЗ-1 – копии
американского
«Интернационал 15/30»
фирмы «МакКормик
Диринг». Когда в 1932 г.
было принято решение о
необходимости
разработки более
подходящего для
сельского хозяйства
нашей страны
гусеничного трактора,
В.Г. Станкевич был
назначен главным
конструктором-начальником
КЭО СТЗ и фактически
осуществил его
формирование.
Конструкторы СТЗ
вместе со
специалистами
Научно-исследовательского
тракторного института
(НАТИ) в короткий срок
разработали 3 глубоко
унифицированных между
собой гусеничных
трактора:
сельскохозяйственный
СТЗ-3 (более известный
под появившейся позже
маркой СТЗ-НАТИ),
транспортный СТЗ-5 и
тягач СТЗ-6.
В.Г. Станкевич был не
только разносторонне
грамотным инженером,
но и талантливым
руководителем, под
началом которого в
короткий срок были
созданы тракторы
оригинальных
конструкций. Например,
технические решения,
заложенные в СТЗ-НАТИ,
до сих пор
прослеживаются в
тракторах
Волгоградского,
Харьковского
тракторных заводов, в
китайских тракторах
ЮТО. Коллегам он
запомнился
энергичным, честным,
скромным,
высококультурным, с
большой выдержкой
человеком. Близко
знавшие В.Г.
Станкевича ценили его
за простоту обращения,
прямоту суждений, за
глубокое знание дела.
С ним считались как с
крупным
специалистом-конструктором,
человеком редкого
таланта, широкого
кругозора, отдавшего
себя любимому делу
целиком, без остатка. В
руководимом В.Г.
Станкевичем КЭО СТЗ
сформировались как
высококвалифицированные
специалисты в области
тракторостроения
будущие главные
конструкторы СТЗ М.М.
Романов, В.А.
Каргополов (в
дальнейшем главный
инженер и директор
Алтайского
тракторного завода,
затем директор НАТИ),
А.К. Платонов, будущий
главный конструктор
Минского тракторного
завода, а затем
начальник
технического
управления
Министерства
тракторного и
сельско-хозяйственного
машиностроения И.И.
Дронг и др.
К середине 1935 г.
опытные образцы
тракторов СТЗ-3, СТЗ-5 и
СТЗ-6 были изготовлены,
проведены их
предварительные
испытания. При
проектировании
тракторов их
создатели
придерживались
принципа «не
изобретать, а
конструировать» и
закладывали в
тракторы передовые на
тот период,
проверенные
технические решения.
СТЗ-3 получился и
оригинальным, и
удачным, существенно
превосходящим
колесный СТЗ-1 по
эксплуатационно-технологическим
показателям. Высокими
были эксплуатационные
показатели и
транспортного СТЗ-5.
16 июля 1935 г. на опытном
поле НАТИ в Лихоборах
под Москвой состоялся
демонстрационный
показ руководству
страны как тракторов
СТЗ, так и
разработанных
Харьковским
тракторным заводом
(ХТЗ) на конкурсной
основе тракторов В-30/40
и ГТ-35/50. На сайте
«Документы советской
эпохи» имеются
фотографии с этого
показа. По результатам
испытаний и
сравнительного показа
предпочтение было
отдано тракторам СТЗ,
во многом благодаря
применению
эластичной, а не
полужесткой подвески.
Специалистам СТЗ, ХТЗ
и НАТИ поручалось
сформировать
объединенное
конструкторское бюро,
его силами довести
конструкцию и
подготовить тракторы
СТЗ-3 и СТЗ-5 к
серийному
производству.
|
|
11
июля 1935 г.
Подмосковные
Лихоборы. Опытное
поле НАТИ. На
показе новых
тракторов
руководству
страны. Теперь
можно с
уверенностью
говорить, что на
том снимке
пояснения
секретарю ЦК
ВКП(б) дает
главный
конструктор СТЗ
В.Г. Станкевич |
11
июля 1935 г.
Лихоборы. На
показе новых
тракторов
руководству
страны. Слева
направо:
председатель ЦИК
СССР М.И. Калинин,
зам. начальника
Оперативного
управления ГУГБ
НКВД СССР Б.Я.
Гулько, главный
конструктор СТЗ
В.Г. Станкевич,
нарком путей
сообщения СССР
Л.М. Каганович,
секретарь ЦК
ВКП(б) И.В. Сталин |
|
|
11
июля 1935 г.
Лихоборы.
Руководители
СССР, ВКП(б) и
участники
демонстрационного
показа наблюдают
за проходом
трактора СТЗ-3 с
плугом |
11
июля 1935 г.
Лихоборы.
Участники и гости
показа новых
тракторов. Слева
от наркома
тяжелой
промышленности
СССР Г.К.
Орджоникидзе -
главный
конструктор СТЗ
В.Г. Станкевич. В
центре, в темном
костюме с орденом
Красного Знамени
на груди -
инженер-испытатель
СТЗ А.М.
Левандовский,
справа от него -
директор СТЗ В.В.
Фокин. Слева от
секретаря ЦК
ВКП(б) И.В. Сталина
- технический
директор СТЗ Э.А.
Сатель. Второй
справа от И.В.
Сталина - по всей
вероятности
руководитель
бригады
специалистов
НАТИ, работавших
на СТЗ, В.Я.
Слонимский. |
По
окончании показа все
конструкторы и
экспериментаторы СТЗ,
ХТЗ и НАТИ,
принимавшие участие в
сравнительном показе,
были приглашены в
Кремль.
Сталинградских
конструкторов
возглавлял В.Г.
Станкевич. Ему, как
писали тогда
центральные газеты,
И.В. Сталин и члены
правительства уделили
особое внимание. Много
задавали вопросов, на
которые он давал
грамотные,
обстоятельные ответы.
|
Гусеничный
сельскохозяйственный
трактор СТЗ-НАТИ
(СТЗ-3),
разработанный под
руководством
главного
конструктора В.Г.
Станкевича, рядом
со своим
предшественником
– колесным
трактором СТЗ-1.
Кабину и
выведенную вверх
выхлопную трубу
трактор приобрел
уже в процессе
доработки после
показа |
По
завершении подготовки
производства 11 июля 1937
г. выпуск трактора
СТЗ-НАТИ (СТЗ-3) начался
на СТЗ. Несколько
позже, 17 сентября того
же года, изготовление
этого трактора было
налажено и в Харькове
под маркой СХТЗ-НАТИ,
или ХТЗ-НАТИ. Во время
Великой Отечественной
войны, в 1942 г.,
производство трактора
(АСХТЗ-НАТИ или
АТЗ-НАТИ) было
организовано на вновь
созданном Алтайском
тракторном заводе.
А через год, 11 июля 1938
г., В.Г. Станкевич
вместе с большой
группой работников
СТЗ по ложному
обвинению (статьи
Уголовного Кодекса
РСФСР: 58-7 - подрыв
государственной
промышленности,
транспорта,…
совершаемые в
интересах…
заинтересованных
капиталистических
организаций, т.е.
промышленный
саботаж...; 58-10 -
пропаганда или
агитация, содержащие
призыв к свержению,
подрыву или
ослаблению Советской
власти или к
совершению отдельных
контрреволюционных
преступлений…; 58-11 -
всякого рода
организационная
деятельность,
направленная к
подготовке или
совершению
предусмотренных
настоящей статьей
преступлений…) был
арестован.
Под арестом В.Г.
Станкевич провел 2
года и 5 месяцев. В
тюрьме вел себя с
достоинством,
несмотря на пытки, в
предъявляемых
обвинениях не
признался и никаких
компрометирующих его
или коллег документов
не подписал. И в
октябре 1940 г. был
освобожден. После
освобождения В.Г.
Станкевич на СТЗ не
вернулся. По
приглашению бывшего
технического
директора СТЗ Э.А.
Сателя он уехал в
Москву и работал в
области ракетной
техники.
Умер В.Г. Станкевич в
1968 или 1969 году.
Вячеслав Георгиевич
Станкевич является
автором тракторов
СТЗ-НАТИ, СТЗ-5 так же,
как, например, М.С.
Кошкин – автором
среднего танка Т-34,
С.В.Ильюшин –
штурмовика Ил-2, Р.Е.
Алексеев - судов на
подводных крыльях
«Ракета» и «Метеор».
|
|
Разработанный
под руководством
В.Г. Станкевича
транспортный
трактор СТЗ-5. Во
время Великой
Отечественной
войны это был
самый
распространенный
артиллерийский
тягач в Красной
Армии. СТЗ
изготовил их
более 9 тысяч |
Трактор-тягач
СТЗ-6, также
разработанный под
руководством
главного
конструктора В.Г.
Станкевича,
остался только в
опытных образцах |
|