В 1994
году, 25 лет назад, на
Волгоградском
тракторном заводе
(ВгТЗ) началось
производство нового
гусеничного
сельскохозяйственного
трактора общего
назначения ВТ-100 [рис.1,
2]. Этот трактор явился
основоположником,
началом нового
семейства, пришедшего
на смену широко
известным тракторам
типа ДТ-75.
|
|
Рис.
1. Предсерийный
образец трактора
ВТ-100Д. Съемные
секционные
балластные грузы
расположены с
боков по 4 шт.
Вентиляционные
щели на капоте еще
отсутствуют. По
бокам масляного и
топливного баков
установлены
декоративные
накладки. Трактор
укомплектован
составными
секционными
ленточными
резиноармированными
гусеницами (РАГ)
конструкции
Днепропетровского
НИИКГШ и
обрезиненными
опорными катками |
Рис.
2. Серийный
трактор ВТ-100Д,
зав. №1000. Съемные
секционные
балластные грузы,
20 шт, установлены
спереди. На
боковых
поверхностях
капота выполнены
вентиляционные
щели |
Появление
этого трактора было
обусловлено
несколькими
причинами. С одной
стороны, конструкторы
ВгТЗ постоянно вели
работы по
совершенствованию
внешнего облика своих
машин.
Разрабатывались
различные варианты
дизайнерских решений
кабины, облицовки.
Обновленное верхнее
строение
первоначально
планировалось
внедрить на
энергонасыщенном
тракторе типа ДТ-175М
«Волгарь». С другой
стороны, в середине 90-х
гг. изменились
стандарты,
регламентирующие
условия труда на
рабочем месте
тракториста. И тогда
новые наработки было
решено внедрить
сначала на
выпускавшихся в
больших количествах
тракторах средней
мощности ДТ-75В, ДТ-75МВ.
Естественно,
изменения коснулись в
первую очередь кабины
и рабочего места
тракториста.
Установка кабины на
раме на резиновых
амортизаторах
отдельно от
топливного бака,
большая площадь ее
остекления,
двухслойная крыша с
люком и встроенным в
нее
воздухоохладителем
испарительного типа с
воздухофильтром
большой пылеемкости,
современные
шумопоглощающие
панели на стенках и
потолке, многослойный
виброизоляционый
коврик на полу,
лобовой и задний
двухслойные
герметизированные
стеклопакеты,
отопитель
калориферного типа,
электрические
стеклоочистители,
пневмофиксаторы
дверей, зеркала
заднего вида,
солнцезащитный
козырек в сочетании с
пневмосервированием
управления сцеплением
и механизмом поворота
обеспечили полное
соответствие
ужесточившимся
требованиям
стандартов по
безопасности и
условиям труда.
Пост управления,
включающий пульт
индикации,
подрессоренное,
регулируемое по весу и
росту сиденье
тракториста, рычаги и
подвесные педали
управления,
разработан с учетом
требований эргономики
и промышленной
эстетики. Пост
управления расположен
симметрично по ширине
кабины, что обеспечило
возможность работы с
получавшими
распространение
оборотными плугами.
Слева от поста
управления
установлено сиденье
пассажира.
Поскольку
было ясно, что новый
трактор будет дороже,
чем ДТ-75В, ДТ-75МВ, для
обеспечения
экономической
эффективности
применения по
сравнению с
предшественниками
было решено повысить
его мощность до 100 л.с.
(отсюда и марка - ВТ-100).
Но испытания показали,
что при такой мощности
использование
трактора в сельском
хозяйстве не всегда
оказывалось выгодным.
Поэтому в процессе
дальнейших испытаний
мощность трактора
была увеличена до 120
л.с. при работе в
тяговом режиме. А для
обеспечения
возможности работы с
приводными от вала
отбора мощности (ВОМ)
машинами,
предназначавшимися
для энергонасыщенных
тракторов (ДТ-175С/М,
Т-150, Т-150К, ЛТЗ-155,
МТЗ-142), в
сотрудничестве с
конструкторами-мотористами
дизели трактора
снабдили возможностью
в таком случае
работать с повышенной
мощностью.
Подверглись
существенным
усовершенствованиям и
другие узлы и агрегаты
трактора.
Трактор
комплектовался двумя
типами 4-цилиндровых
4-тактных дизелей с
турбонаддувом и
промежуточным
охлаждением
наддувочного воздуха:
- Д-442-24 (с бензиновым
пусковым двигателем)
или Д-442-25 (с прямым
стартерным пуском)
Алтайского моторного
завода (АМЗ), г.
Барнаул; трактор с
этими дизелями имел
марку ВТ-100Д;
- СМД-20ТА Харьковского
завода «Серп и Молот»;
трактор с таким
дизелем имел марку
ВТ-100Н.
Основная особенность
дизелей Д-442-24/25 и
СМД-20ТА, как указано
выше, -возможность
работы на двух уровнях
мощности:
- 88,3 кВт (120 л.с.) при
работе в тяговом
режиме;
- 103-107 кВт (140-145 л.с.) при
работе с энергоемкими
приводными от ВОМ
трактора машинами.
Дизель снабжен
системой
автоматической защиты
(САЗД), которая
останавливает
двигатель при
аварийных ситуациях:
перегрев, падение
давления в системе
смазки и др.
2-дисковое сцепление
постоянно замкнутого
типа, смонтированное в
одном блоке с дизелем,
соединяет последний с
механической
ступенчатой
трансмиссией с
комбинированной
системой смазки;
принудительно
смазывались
работающие шестерни
коробки передач (КП),
главная передача и
планетарный механизм
поворота, остальное -
разбрызгиванием. КП
обеспечивает 5 передач
переднего хода
(сокращение числа
передач по сравнению с
тракторами типа ДТ-75
достигнуто благодаря
большому запасу
крутящего момента
дизелей, который у Д-442
составляет 35%) с
шестернями
постоянного
зацепления с
переключением
зубчатыми муфтами, что
исключило торцовый
износ первых,
облегчило
переключение передач,
и 1 передачу заднего
хода. Диапазон
скоростей переднего
хода 6,0 - 14,6 км/ч,
скорость заднего хода
- 6,02 км/ч. По заказу
потребителя
трансмиссия может
быть укомплектована
ходоуменьшителем или
реверс-редуктором .
Конечные передачи
имеют плавающие венцы
ведомых шестерен, что
повысило их несущую
способность.
Ходовая
система с упругой
балансирной подвеской
унифицирована с
трактором ДТ-175М
«Волгарь», то есть,
имеет улучшенные
торцовые уплотнения
подшипниковых узлов,
усиленные пружины
кареток подвески,
большее усилие
срабатывания
амортизаторов
направляющих колес,
большей ширины
опорные катки и
отличается лишь
меньшим диаметром
последних (350 мм против
400). Гусеницы со
звеньями шириной 470мм
и пальцами диаметром 25
мм из более
износостойкой
марганцовистой стали
также унифицированы с
ДТ-175М.
Рабочее оборудование
ВТ-100 включает
раздельно-агрегатную
гидравлическую
систему с рабочим
давлением 16 МПа (160
кгс/см2), заднее
навесное устройство
(НУ-3),
переналаживаемое по
2-точечной или
3-точечной схеме,
тягово-сцепное
устройство и
2-скоростной (540 и 1000
об/мин) ВОМ.
Быстросоединяемые
устройства нижних тяг
ЗНУ облегчили
соединение машин и
орудий с трактором, а
установка
гидроцилиндра
диаметром 125 мм
увеличила
грузоподъемность на
56%.
Гидрораспределитель
установлен сзади на
правом крыле, рядом с
маслобаком, что
укоротило трассы
маслопроводов,
облегчило его
обслуживание и
соединение с орудиями.
Трактор был
оборудован
пневмосистемой для
сервирования
управления сцеплением
и механизмом поворота,
а по заказу
потребителя – и для
управления тормозами
прицепа;
пневмосистема может
также использоваться
при техобслуживании
трактора и
агрегатируемых с ним
машин и орудий
(продувка от пыли,
накачка шин и др.).
Пневмосервирование
позволило
сблокировать
управление
планетарными и
остановочными
тормозами механизма
поворота,
задействовав для
этого только рычаги.
Благодаря этому
исключается
возможность
затягивания
остановочных тормозов
до выключения
планетарных, тем самым
их срок службы
увеличивается.
Каркасно-панельный
капот состоит из 2
частей, шарнирно
связанных между собой.
Откидывание всего
капота вокруг
расположенного в
передней части
нижнего шарнира
обеспечивает хороший
доступ к агрегатам
дизеля, а откидывание
передней части капота
вокруг верхнего
шарнира – доступ к
радиаторам.
Спереди на тракторе
установлены съемные
секционные балластные
грузы, применение
которых улучшает
положение центра масс,
тяговые качества
трактора на тяжелых
работах и повышает
навесоспособность.
Первоначально ВТ-100
комплектовался 8-ю
грузами по 20 кг,
установленными по
четыре по бокам в
передней части рамы,
перед направляющими
колесами (рис. 1). Затем
количество этих
грузов увеличили до 20
и установили их внизу,
перед радиаторами
(рис. 2).
Технические
характеристики
тракторов ВТ-100Д,
ВТ-100Н, а также ВТ-150Д
нового семейства
приведены в табл. 1.
Сначала ВТ-100
позиционировали, как
трактор тягового
класса 3. Но
вышеупомянутые
увеличения мощности
до 120 л.с. и массы из-за
большего
балластирования
позволили повысить
тяговые показатели и
трактор на основании
результатов испытаний
отнесли к тяговому
классу 4.
В конце 90-х гг. в связи
с прекращением
поставок с
Ярославского завода
топливной аппаратуры
(ЯЗТА) двухуровневых
топливных насосов
дизели Д-442-24 и Д-442-25
стали поставляться в
варианте с одним
уровнем мощности - 95,7
кВт (130 л.с.).
На испытаниях ВТ-100 по
сравнению с
тракторами типа ДТ-75, в
частности по
сравнению с ДТ-75Н
(табл. 2), на
большинстве
сельхозопераций
показывал повышение
производительности на
16-47% при меньшем на 5-11%,
а на некоторых
операциях до 26%,
погектарном расходе
топлива [2].
Эксплуатация
тракторов ВТ-100
подтвердила
результаты испытаний.
Уточненные по
результатам испытаний
прочностные расчеты
трактора ВТ-100, в
первую очередь,
трансмиссии, показали
возможность
дальнейшего
увеличения мощности. В
итоге был разработан
трактор ВТ-150Д (рис. 3, 4)
с дизелем Д-442ВСИ
мощностью 110 кВт (150
л.с.) с прямым
электростартерным
пуском.
|
|
Рис.
3. Серийный
трактор ВТ-150Д с
металлическим
капотом, фото |
Рис.
4. Трактор ВТ-150Д,
чертеж |
|
Рис.
5. Комбинированная
(индивидуально-балансирная)
подвеска трактора
ВТ-150Д,
переналаживаемая
на различные
режимы
подрессоривания |
Для трактора
ВТ-150Д разрабатывались
и поэтапно были в
значительной степени
внедрены
усовершенствованные
узлы и агрегаты:
- коробка передач с
шестернями
увеличенной ширины и
улучшенной коррекции;
- дисковые
остановочные тормоза,
имеющие больший срок
службы по сравнению с
ленточными:
- конечные передачи со
смешанным
(эвольвентно-точечным)
зацеплением шестерен,
имеющим повышенную
нагрузочную
способность и
долговечность;
- комбинированная
(индивидуально-балансирная)
подвеска, каретки
которой (рис. 5) с
помощью сменных
упоров можно было
настраивать на
различные режимы
подрессоривания
опорных катков
(индивидуального,
балансирного,
смешанного); тракторы
ВТ-150Д отгружались с
завода с настройкой на
смешанное
подрессоривание:
крайние, 1-й и 4-й, катки
имели индивидуальное
подрессоривание, а 2-й
и 3-й -
сбалансированное
соответственно с 1-м и
4-м; такая настройка
способствовала
снижению амплитуды
продольных угловых
колебаний и повышала
навесоспособность
трактора;
-
амортизационно-натяжные
устройства
направляющих колес с
промежуточным звеном
между
гидронатяжителем
гусеницы и пружинным
амортизатором, что
увеличило усилие
срабатывания;
- заднее навесное
устройство повышенной
грузоподъемности за
счет установки
гидроцилиндра
большего диаметра (125
мм вместо 100);
- привод более
производительного
насоса гидросистемы
от трансмиссии
(независимый);
- коробка передач с
шестернями с
увеличенными модулем
(с 4 до 5) и шириной, что
повысило их несущую
способность;
- пластиковый капот
новых форм
аллигаторного типа с
вынесенными по
стойкам кабины
воздухозаборной и
выхлопной трубами
дизеля (рис. 6, 7), что
придало внешнему
облику трактора более
современный вид;
- новый, более
современных форм
щиток приборов, в т.ч. и
с электронным блоком
индикации (рис. 8, 9) ;
- пластмассовый
топливный бак;
- хладоновый
кондиционер (рис. 10 - по
заказу потребителя
вместо
вентиляционно-охладительной
установки
испарительного типа);
- более долговечные
гусеницы
прогрессивных
конструкций с
резинометаллическими
шарнирами, ленточные
резиноармированные и
др. (рис. 1, 11-14).
С целью повышения
навесоспособности и
тяговых показателей
масса передних
съемных секционных
балластных грузов на
ВТ-150 увеличена до 780
кг.
|
|
Рис.
6. Трактор ВТ-150Д с
пластиковым
капотом
аллигаторного
типа нового
дизайна |
Рис.
7. Трактор ВТ-150Д с
пластиковым
капотом нового дизайна
в агрегате с
пружинной бороной
АБ-24 |
|
|
Рис.
8. Щиток приборов
трактора ВТ-150
первоначальной
конструкции |
Рис.
9. Щиток приборов
тракторов
семейства “ВТ”
новых форм с
электронным
блоком индикации
НПК “Элара” |
|
Рис.
10. Трактор ВТ-150Д с
установленным на
крыше кабины
хладоновым
кондиционером
моноблочной
конструкции |
Во время
испытаний трактора
ВТ-150Д в сравнении с
ВТ-100Д в
Северо-Кавказской МИС
и ВТ-150Л в сравнении с
трактором Т-4А в
Узбекском
государственном
центре испытаний с.-х.
техники и технологий
(УзГЦИТТ) новые машины
показали на
большинстве основных
полевых работ:
вспашка, в т.ч.
глубокая, культивация,
сев - повышение
производительности на
2-26% при меньшем на 5-24%
погектарном расходе
топлива (только на
культивации пара и
предпосевном
бороновании расход
топлива был выше, чем у
аналогов).
В 2003 г. выпуск трактора
ВТ-150Д был начат
опытно-промышленными
партиями, а серийное
производство,
параллельно с ВТ-100Д, -
в 2005 г.
На тракторах ВТ-100,
ВТ-150 было успешно
опробовано применение
дизелей других
производителей:
- рядных 6-цилиндровых
(полностью
уравновешенных):
- минского Д-260 (трактор
с этим дизелем
испытывались под
марками ВТ-100Л и, как
указано выше, ВТ-150Л);
- словацкого Martin Z8604
(тракторы ВТ-100М,
ВТ-100МД, рис. 12);
- американского Cummins
QSВ6,7 (трактор ВТ-150К);
- финского SISU 74DSE,
воспроизводство
которого
планировалось на
Владимирском
моторо-тракторном
заводе - ВМТЗ (трактор
ВТ-150Л); - а также
V-образных:
- 6-цилиндрового ЯМЗ-236
(трактор ВТ-150Я);
- 8-цилиндрового
КамАЗ-740 (трактор
ВТ-150Ш).
|
|
Рис.11.
Трактор ВТ-100Д на
гусеницах с
резинометаллическими
шарнирами (РМШ) и
ограничителями
угла обратного
складывания в
агрегате с
дисковой бороной
во время
испытаний в
Англии |
Рис.
12. Опытный трактор
ВТ-100МД со
словацким дизелем
Martin Z8604 на
ленточных
резиноармированных
гусеницах (РАГ)
конструкции НАТИ |
|
|
Рис.
13. Трактор ВТ-150Д с
пластиковым
капотом в новом
цветовом решении
на ленточных
резиноармированных
гусеницах (РАГ) |
Рис.
14. Трактор ВТ-150Д с
пластиковым
капотом на
экспериментальных
гусеницах с
пневмобашмаками |
На базе
трактора общего
назначения ВТ-100 было
разработано несколько
модификаций
специального
назначения: пропашная,
свекловодческая,
рисоводческая,
торфяная [1],
промышленная-бульдозерная
и др.
Пропашные
(пахотно-пропашные)
тракторы ВТ-100ДП и
ВТ-100НП
предназначались для
использования как на
работах общего
назначения, так и на
возделывании
пропашных культур
(кукурузы,
подсолнечника,
картофеля, клещевины,
сои и др.),
выращиваемых с
принятыми в России
междурядьями шириной
45, 70 (рис.15), а также 60 и
90 см. Отличались
дополнительной
комплектацией:
- наряду со штатными
гусеницами шириной 470
мм, узкими гусеницами:
- шириной 240 мм для
работы в междурядьях
45, 60 и 70 см;
- шириной 390 мм, на
которых возможна
работа в междурядьях 70
и 90 см;
- повысителями,
устанавливаемыми
вместо штатных цапф
рамы и увеличивающими
агротехнический
просвет на 180 мм;
- ходоуменьшителем для
получения низких
технологических
скоростей движения.
Рис.15.
Схема вписываемости
трактора ВТ-100ДП/НП в
междурядья пропашных
культур шириной 70 см
(вверху) на гусеницах
шириной 390 мм и 45 см
(внизу) на гусеницах
шириной 240 мм; справа -
с повысителями
агропросвета
(выделены
затемнением), слева -
без повысителей; L -
высота обрабатываемых
растений; П -
агротехнический
просвет; kст -
коэффициент стойкости
растений
Испытания
ВТ-100ДП, ВТ-100НП в
Северо-Кавказской
машиноиспытательной
станции (Сев-Кав МИС)
показали, что на
возделывании
кукурузы,
подсолнечника (ширина
междурядий 70 см) они
могут
агрегатироваться с
12-рядным комплексом
машин захватом 8,4 м,
тогда как колесный
трактор МТЗ-80 - только
с 8-рядным (захват 5,6 м).
При этом ВТ-100ДП,
ВТ-100НП превосходил
МТЗ-80 по
производительности на
26-85% при меньшем на 9-35%
погектарном расходе
топлива. На штатных
гусеницах, без
установки повысителей
агропросвета тракторы
могут использоваться,
как и базовые ВТ-100Д,
ВТ-100Н.
Применение ВТ-100ДП,
ВТ-100НП в
сельскохозяйственном
производстве и на
работах общего
назначения, и на
возделывании
пропашных культур
позволяет увеличить
их годовую загрузку,
сократить сроки
выполнения полевых
работ, сэкономить
топливо и снизить
потребность в
колесных пропашных
тракторах тягового
класса 1,4.
Свекловодческий
трактор ВТ-100ДС (рис. 16)
[4] предназначен для
выполнения всего
комплекса работ по
возделыванию сахарной
свеклы, в т.ч. уборки в
агрегате с навесным
свеклоуборочным
комбайном типа «Франц
Кляйн» KR-6-II,
производство которого
планировалось в РФ.
Основные отличия
данной модификации от
базовой модели:
- кабина оборудована
реверсивным постом
управления,
обеспечивающим работу
задним ходом с
комбайном КR-6-II; этот
пост включает
поворотное на 180?
сиденье тракториста,
дублирующие органы
управления
сцеплением, подачей
топлива, поворота и
задний пульт
индикации с
контрольными
приборами;
- заднее навесное
устройство имеет
повышенную
грузоподъемность и
может
переналаживаться под
навешивание тяжелого
комбайна КR-6-II или
остальных «обычных»
орудий и машин;
- трактор имеет
переднее навесное
устройство; на которое
могут также
навешиваться машины и
орудия (для
составления
комбинированных
агрегатов), а при
агрегатировании с
комбайном KR-6-II на него
навешивается
балластировочный
груз;
- для уменьшения
продольных угловых
колебаний при работе с
тяжелыми комбайном и
его балластировочным
грузом на тракторе
устанавливались
комбинированные
каретки подвески
(унифицированные с
трактором ВТ-150Д),
настроенные на режим
индивидуального
подрессоривания
опорных катков;
- амортизаторы
направляющих колес
для обеспечения
работы задним ходом
имели большее, чем у
базового трактора
усилие срабатывания и
блокирующие
устройства-стяжки;
- реверс-редуктор
комплектовался
измененными
шестернями,
обеспечивающими
необходимые для
работы комбайна KR-6-II
технологические
скорости движения;
- для обеспечения при
работе с комбайном
KR-6-II обзорности назад
вместо единого
топливного бака
устанавливался
разделенный на 2 части
бак.
Трактор ВТ-100ДС на
испытаниях в
Кубанском НИИ
испытаний тракторов и
сельхозмашин
(КубНИИТиМ) на
операциях по
возделыванию сахарной
свеклы
агрегатировался с
18-рядным комплексом
машин захватом 8,1 м, в
то время как основной
свекловодческий
гусеничный трактор
Т-70С работал с 12-рядным
(захват 5,4 м);
производительность
ВТ-100ДС на севе и
междурядной обработке
была выше на 44-90%,
правда, как правило,
при большем
погектарном расходе
топлива. Особенно
эффективной была
работа трактора ВТ100ДС
на уборке сахарной
свеклы в
экстремальных
условиях (засушливая
или дождливая осень),
когда самоходные
колесные комбайны
убирать свеклу не
могли.
Была выпущена
опытно-промышленная
партия тракторов
ВТ-100ДС.
Рисоводческие
тракторы ВТ-100ДР,
ВТ-100НР предназначены
для выполнения
комплекса работ по
почвообработке и
уборке в рисовых
чеках. От базовых
моделей они
отличаются
специальными
«рисовыми» гусеницами
шириной 670 мм, опорная
поверхность которых
обеспечивает малую
залипаемость и
сохранение сцепных
качеств на
высоковлажной почве
рисовых чеков. Для
установки таких
гусениц колея
тракторов увеличена
до 1570 мм. При работе на
богарных почвах на
трактор могут
устанавливаться
штатные, шириной 470 мм,
гусеницы базового
трактора общего
назначения. Дисковые
остановочные тормоза
(как на тракторе ВТ-150Д)
гарантируют надежную
работу в условиях
ограниченной длины
рисовых чеков с
частыми поворотами.
По заказу потребителя
трактор ВТ-100ДР мог
комплектоваться
кабиной с реверсивным
постом управления,
реверс-редуктором и
разделенным топливным
баком (как на
свекловодческой
модификации), что дает
возможность работать
задним ходом с рисовой
жаткой.
На испытаниях,
проведенных
КубНИИТиМом, ВТ-100ДР по
сравнению с трактором
ДТ-75Д (тоже на
«рисовых» гусеницах)
при выполнении работ в
чеках был на 13-48%
производительнее и
расходовал на 4-42%
меньше топлива на
единицу выполненной
работы.
Торфяная
модификация ВТ-100ДТ
(рис. 17) предназначена
для работы на слабых и
влажных грунтах
(почвах) в агрегате с
торфодобывающими,
мелиоративными,
сельскохозяйственными,
дорожными и другими
машинами и орудиями,
могут служить базой
для специальных машин:
бульдозеров,
погрузчиков,
каналоочистителей и
др.
ВТ-100ДТ имеет
увеличенную до 1570 мм
колею, комплектуется
широкими (670 мм,
средние условные
давления на почву при
этом составляют всего
32,51 кПа) или особо
широкими (750 мм)
болотоходными
гусеницами с
увеличенным шагом (184
мм). При работе на
плотных почвах можно
устанавливать штатные
гусеницы базового
трактора шириной 470мм.
Торфяная модификация
ВТ-150ДТ аналогичного
назначения была
разработана и на базе
трактора ВТ-150Д (рис. 18).
Была разработана
также промышленная
бульдозерная
модификация трактора
ВТ-100Д (рис. 19, 20) с
полужесткой
подвеской, которая по
сравнению со
снабженным
бульдозерным
оборудованием
трактором типа ДТ-75 с
эластичной подвеской
обеспечивала лучшее
качество
планировочных работ.
|
|
Рис.
16.
Свекловодческий
трактор ВТ-100ДС.
Еще не на
комбинированных,
а на балансирных
каретках подвески |
Рис.
17. Торфяной
трактор ВТ-100ДТ |
|
Рис.
18. Торфяной
трактор ВТ-150ДТ с
открытым капотом |
|
|
Рис.
19. Промышленная
бульдозерная
модификация
трактора ВТ-100Д с
полужесткой
подвеской |
Рис.
20. Ходовая система
промышленной
бульдозерной
модификации
трактора ВТ-100Д
унифицирована с
трактором Т-4А
Алтайского
тракторного
завода |
Особенного
внимания заслуживает
еще один трактор
нового семейства -
ВТ-200Д (рис. 21) [5, 6].
Конструкторы ВгТЗ
изыскали возможности
совместить в этой
машине:
- комфортабельную
кабину трактора ВТ-100
(ВТ-150);
- автоматическую
гидромеханическую
трансмиссию трактора
ДТ-175М «Волгарь»,
обеспечивавшую
плавное
бесступенчатое, без
вмешательства
тракториста,
регулирование
скорости и крюковой
тяги в зависимости от
сопротивления
агрегатируемого с
трактором орудия;
- новую, в значительной
степени
унифицированную с
трактором ВТ-150Д
смешанную подвеску,
имевшую по 5 опорных
катков на борт; 2
передних и 2 задних
опорных катка были
объединены в
комбинированные
каретки,
унифицированные с
ВТ-150; средний опорный
каток имел
независимую пружинную
подвеску;
- мощный рядный
6-цилиндровый с
турбонаддувом и
промежуточным
охлаждением
наддувочного воздуха
алтайский дизель
Д-461ВСИ,
унифицированный с
4-цилиндровым Д-442ВСИ.
Трактор ВТ-200Д получил
также заднее навесное
устройство НУ-4,
обеспечивающее
присоединение орудий,
предназначенных для
тракторов тягового
класса 5 (с
возможностью
агрегатирования и с
орудиями к тракторам
классов 3 и 4), и
аллигаторного типа
металлический капот
скругленных форм.
Основные технические
характеристики
трактора ВТ-200Д:
- тяговый класс - 5
- масса, кг; -
эксплуатационная - 9950
- в т.ч. съемных
балластных грузов - 780
(20 шт по 35 кг)
- габаритные размеры,
мм: - длина - 5700
- ширина - 2040
- высота - 3120
- продольная база, мм -
2100
- колея, мм - 1570
- дорожный просвет, мм -
370
- ширина гусениц, мм - 470
- средние условные
давления на почву, кПа
- 42,04
- номинальная мощность
дизеля, кВт (л.с.) - 158 (215)
при 2000 мин-1 - удельный
расход топлива, г/кВтч
(г/л.с.ч) - 211 (155)
- число передач
вперед/назад - 2 раб.+2
технол./1
- диапазон скоростей
переднего хода, км/ч - 0
- 16,8
- диапазон тяговых
усилий, кН - 25 - 65
- емкость топливного
бака, л - 360
Трактор
ВТ-200Д в 2005 г. был
выпущен небольшой
опытно-промышленной
партией.
|
Рис.
21. Трактор ВТ-200Д -
самый мощный в
семействе “ВТ” |
В 2009 г.
разработанные для
ВТ-100, ВТ-150 технические
решения: кабина с
постом управления,
пластиковый капот,
пневмосистема и
пневмосервирование
управления,
балластирование
секционными грузами, -
были в порядке
обратной унификации
перенесены на трактор
ДТ-75Д. Обновленный
таким образом трактор
с дизелем А-41ВСИ
получил марку ВТ-90Д
(рис. 22). На нем не
только улучшились
условия труда
тракториста, но,
благодаря введению
переменного
балластирования,
повысились
тягово-экономические
показатели.
Основные
характеристики
трактора ВТ-90Д:
- тяговый класс - 3
- масса, кг; -
эксплуатационная - 7100
- в т.ч. съемных
балластных грузов - 280
(10 шт по 20 кг)
- габаритные размеры,
мм: - длина - 4800
- ширина - 1850
- высота - 3080
- продольная база, мм -
1612
- колея, мм - 1330
- дорожный просвет, мм -
370
- ширина гусениц, мм - 390
- средние условные
давления на почву, кПа
- 50,11
- номинальная мощность
дизеля, кВт (л.с.) - 158 (90)
при 1750 мин-1
- удельный расход
топлива, г/кВтч (г/л.с.ч)
- 238 (175)
- число передач в
основной
комплектации,
вперед/назад - 7/1
- расчетные скорости
переднего хода, км/ч -
5,3 - 11,18
- расчетные тяговые
усилия, кгс - 1520 - 3915
- емкость топливного
бака, л - 300
Был
разработан,
изготовлен и испытан
также трактор ВТ-90С с
финским дизелем SISU 44DTA.
В планах
Волгоградских
конструкторов было и
дальнейшее развитие
семейства «ВТ». На
базе ВТ-90
планировалось
разработать более
мощный трактор ВТ-110, а
на базе ВТ-100, ВТ-150 -
трактор ВТ-170. Для
последнего
разрабатывались
механизм поворота с
бортовыми фрикционами
с большим сроком
службы (фрикционные
муфты поворота и
остановочные тормоза
были заложены
многодисковые,
работающие в масле) и
двухступенчатые
цилиндрическо-планетарные
конечные передачи с
большим передаточным
числом, что облегчило
бы условия работы
коробки передач и
другие
усовершенствования.
Таким образом
семейство «ВТ»
включало бы базовые
тракторы общего
назначения мощностью
90, 110, 130, 150, 170, 200-215 л.с.
тяговых классов 3, 4 и 5
и их различные
модификации
специального
назначения. К
сожалению, этим планам
не суждено было
сбыться. В силу
различных причин
организонно-экономического
характера на ВгТЗ было
прекращено
производство сначала
трактора ВТ-100, потом
ВТ-150. Трактор ВТ-200 не
был поставлен на
конвейер. ВТ-90 на
завершающей стадии
испытаний путем
замены кабины на
унифицированную с
колесными тракторами
ВМТЗ был переделан в
трактор
“Агромаш-90ТГ”,
технический уровень
которого из-за
ухудшившихся условий
труда тракториста
снизился. Выпуск
“Агромаша-90ТГ” и
тракторов вообще на
ВгТЗ был прекращен в
2015 г.
|
Рис.
22. Трактор ВТ-90Д -
глубокая
модернизация
хорошо известного
трактора ДТ-75Д - в
двух
комплектациях:
сельскохозяйственной
(слева) и
промышленной с
бульдозерным
оборудованием
ДЗ-42 (справа) |
|