Гудронатор
(распределитель
битума) – дорожная
машина,
предназначенная для
нанесения на дорожное
основание вяжущего
материала (битума,
битумной эмульсии).
Машина используются
для укрепления грунта,
нанесения
гидроизолирующих
слоев, подготовки
оснований под укладку
асфальтобетонных
покрытий и выполнения
других операций.
Первый отечественный
автогудронатор А-Г-1
емкостью 3000 л
системы заводского
инженера Обухова Н. П.
на шасси автомобиля Я-5
(бывшего в
употреблении) был
изготовлен в 1931 г. на
Детскосельском
ремонтно-механическом
заводе в Детском Селе
(ныне - ООО «Пушкинский
машиностроительный
завод» г.Пушкин)
Ленинградского
облдортранса. Зимой 1932
года машина успешно
прошла испытания.
Конструкция без
преувеличения была
революционной - для
подключения
специального
оборудования был
использован
гидропривод с
дроссельным
регулятором,
обеспечивающим
независимость привода
от оборотов основного
двигателя. Не трудно
представить каких
высот достигла бы наша
страна в производстве
дорожно-строительной,
пожарной,
коммунальной и пр.
техники, если бы это
изобретение нашло
применение.
 |
 |
Авторское
свидетельство Н.
П. Обухова № 30703,
заявленное 7 мая
1931 года (спр. о
перв. № 88060). О
выдаче авторского
свидетельства
опубликовано 30
июня 1933 года (открываются
в большем размере) |
«Предметом
предлагаемого
изобретения является
самодвижущаяся
повозка,
приспособленная для
заливания шоссейных и
тому подобных дорог
разжиженной гудронной
массой. Вообще такие
машины, в которых
мотор повозки служит
одновременно и для
приведения в действие
насоса,
разбрасывающего на
полотно дороги эту
массу (битум),
известны, но в
предлагаемой машине, в
целях подачи битума в
желаемом количестве
при постоянной
скорости машины, между
мотором и насосом
включена
гидравлическая
передача известного
типа, например типа
Дженни.
Автогудронатор
представляет собой
грузовой автомобиль с
поставленным на нем
котлом для битума.
Котел снабжен насосом
для наполнения его
битумом,
подогревательными
приборами и
соответственно
расположенною сетью
приемных и
распределительных
труб с кранами и с
разливными соплами.
Выведенный из коробки
скоростей механизм,
которым снабжаются
современные грузовые
автомобили, соединен
карданным валом с
приемной частью,
примененной в
качестве
гидравлической
передачи муфты Дженни,
каковая часть ее
заключает в себе
высокой
производительности
гидравлический насос,
а передающая часть -
гидравлический мотор.
На одной оси с
последним расположен
действующий от него
битумный насос,
выбрасывающий битум
через сопла разливных
коллекторов машины.
Наблюдая счетчик
оборотов и управляя
дроссельным
регулятором части
муфты Дженни, водитель
машины может дать
битумному насосу
любое число оборотов,
независимо отскорости
движения автомобиля и
от числа оборотов
мотора.»

Автогудронатор
А-Г-1

Схема
общего вида
автогудронатора А-Г-1
Выдающееся
изобретение,
опередившее время
почти на 40 лет, когда
гидропривод в нашей
стране начал получать
более-менее широкое
распространение. Увы
«нет пророка в своем
Отечестве», машина не
пошла в производство,
скорее всего из-за
проблем с
изготовлением муфты
Дженни на «Красном
Путиловце».
А конструкторы
разработали
автогудронатор с
приводом рабочего
оборудования от
автономного
бензинового
двигателя. Такая схема
позволяла разливать
битум вне зависимости
от скорости движения
машины, что являлось
большим преимуществом
перед машинами с
механическим приводом
от двигателя шасси. В
1934 г. на Кременчугском
заводе им.Сталина
Главстроймаша был
изготовлен
автогудронатор АГЦ
«Комсомолец» на шасси
ярославского
грузовика ЯГ-4.
Автогудронатор
состоял из следующих
основных частей:
- бака емкостью 3000 л
с изоляцией,
- отопительной
системы,
- шестеренчатого
насоса с системой
циркуляционных труб,
- мотора для
приведения в действие
насоса типа ГАЗ-НАТИ
мощностью 27,5 л.с.,
- распределительного
устройства,
- рабочего управления
гудронатора,
- измерительной
аппаратуры.
Бак автогудронатора
цилиндрической формы,
имел переднее днище
выпуклое, заднее -
плоское. Внешняя
поверхность бака для
уменьшения тепловых
потерь изолирована
слоем ньювель-асбеста
толщиной 50 мм и
закрыта кожухом из
листового железа.
Внутри бака
помещается система
жаровых и дымогарных
труб, служащих для
поддержания
постоянной
температуры
битуминозного
материала. В верхней
части бака имеелся
откидной люк, служащий
для проникания внутрь
бака на случай
ремонта, очистки и
осмотра его.
Бак гудронатора
крепился к раме
грузовика и соединен
тройником с насосом и
наборной трубой,
которая в свою очередь
соединяется со
шлангом для набора
материала.
Шестеренчатый
коловратный насос,
приводимый в действие
двигателем ГАЗ- НАТИ
(Форд-НАТИ), расположен
под баком
автогудронатора в
задней его части, в
месте присоединения к
баку наборной трубы, и
состоит из двух
стальных шестеренок.
Движение от двигателя
к насосу передавалось
через редуктор.
Отопительная система
состояла из трех
баков: первого
(верхнего) для
горючего, второго
(нижнего) для сжатого
воздуха с давлением до
10 атмосфер и третьего -
расходного с
давлением до 5
атмосфер.
Для подогрева
материала имелись две
стационарные
форсунки, питающиеся
горючим из бака
давления, и третья,
переносная, с длинным
гибким шлангом, при
помощи которого
возможно разогревать
застывший материал в
распределительных
трубах и насосе.
Распределительное
устройство
(дистрибьютор),
укрепляемое на
защелках к выходным
отросткам
циркуляционной трубы,
устраивается трех
типов: малого,
среднего и большого
размеров. Сопла, из
которых происходит
истечение
битуминозного
материала,
изготовляются двух
размеров: малого с
щелью 10,0х3,5 мм и
большого, со щелью
13,0х4,5 мм.

Автогудронатор
АГЦ

Схема общего вида
автогудронатора АГЦ
Конструкцию
этой машины
признавали
удовлетворительной и
выпуск по количеству
достаточным.
Автогудронатор АГЦ
выпускался до
нескольких десятков в
год по 1938 г. и был
заменен
модернизированным
типом АГЦ-1 (Д-30) на
шасси ЯГ-5 с
эллиптическим баком. В
1941 г. его должен был
сменить
автогудронатор
аналогичной
конструкции АГЦ-2 (Д-31)
на шасси ЯГ-6.

Автогудронатор
АГЦ-1 (Д-30)
 |
 |
Схема
общего вида
автогудронатора
АГЦ-1 |
Схема
общего вида
автогудронатора
АГЦ-2 |
До войны
производство
автогудронаторов
отличалось не
большими объемами, в
1940 году
промышленность
произвела всего 34
машины. С началом
Великой Отечественной
войны в августе 1941
года Кременчугский
завод был эвакуирован
в Курган, где на его
основе в последствии
создали Курганский
завод дорожных машин.
Кременчугский завод,
полностью разрушенный
фашистами, вернулся к
жизни только в 1946 году.
В числе дорожной
техники, освоенной на
этих предприятиях был
и автогудронатор Д-141
на стандартном шасси
грузовой автомашины
ЗиС-5. В 1946 году
усилиями курганского
и кременчугского
заводов было
изготовлено 75 таких
автогудронаторов. Они
отличались от
предшествовавших
моделей отсутствием
отдельного двигателя
для привода битумного
насоса. Последний
приводится в действие
от двигателя
автомашины при помощи
трехскоростной
коробки отбора
мощности.Конструкция
насоса обеспечивает
продувку
циркуляционных труб и
дает также
возможность
использовать его для
перекачки
битуминозных
материалов из емкости
в емкость, минуя
цистерну
автогудронатора.
Подогрев битума в
цистерне
осуществлялся
посредством жаровых
труб и двух
механических
керосиновых форсунок.
Подача топлива к
форсункам
производится сжатым
воздухом от
компрессора для
накачивания шин
автомобиля.
Регулирование нормы
розлива производится
путем изменения
передаточных
отношений коробки
скоростей автомашины
и коробки отбора
мощности
автогудронатора.
Подобная конструкция
автогудронатора
просуществовала
примерно 60 лет...

Автогудронатор
Д-141 с цистерной
емкостью 3000 л.

Схема
общего вида
автогудронатора Д-141
Дальнейшее
создание новых
гудронаторов было
непосредственно
связано с освоением
автомобильной
промышленностью
грузовиков нового
поколения. В конце 1948
года Курганский завод
дорожных машин
приступил к выпуску
автогудронатора Д-164,
созданного по проекту
ВНИИ Стройдормаш на
шасси ЯАЗ-200. Новинка
была аналогична
довоенным
автогудронаторам АГЦ,
т.е. привод
специального
оборудования
осуществлялся от
автономного двигателя
ГАЗ-НАТИ (МК). Емкость
цистерны увеличилась
до 5 м3. Ширин
разлива - 2,75-7 м.
Впоследствии машина
была модернизирована
и производилась под
индексом Д-164А на шасси
МАЗ-200.

Автогудронатор
Д-164

Автогудронатор
Д-164А
Первой по
настоящему массовой
моделью
распределителя
битумастал
автогудронатор Д-251 на
базе ЗиС-150, выпуск
которого был начат в
1950 году. По
конструкции он был
аналогичен Д-141, но
увеличенная по
сравнению с ЗиС-5
грузоподъемность
позволила установить
цистерну объемом 3,6 м3.
Отбор мощности для
привода битумного
насоса производится
от коробки перемены
передач автомобиля
при помощи
дополнительного
редуктора и
карданного вала.
Редуктор имел три
передачи, из которых
две рабочие и одна
обратного вращения
насоса, служащая для
отсоса жидкости из
битумной системы.
Для монтажа
гудронатора шасси
автомобиля
подвергнуто некоторым
переделкам: усилены
рессоры и изменены
установка глушителя и
крепление запасного
колеса.
Автогудронатор
состоит из цистерны
для вяжущего
материала, систем
подогрева и
распределения и
рычагов управления.
Цистерна изготовлена
из листовой стали и
имеет изоляцию из
стекловаты. Система
подогрева включает в
себя топливный бак
емкостью 25 л., две
стационарные и одну
переносную горелки и
воздухопроводы.
Воздух для
отопительных горелок
поступает из ресивера
тормозной системы
автомобиля.
Система распределения
состоит из большого
крана,
присоединенного к
фланцу цистерны,
шестеренчатого
насоса, трубопровода
разлива, двух малых
кранов и
распределительных
труб. Для
регулирования норм
разлива
распределительные
трубы снабжены
соплами трех размеров.


Автогудронатор
Д-251

Схема
общего вида
автогудронатора Д-251
Освоение в 1964
году заводом
им.Лихачева грузовика
нового поколения
ЗиЛ-130 привело к замене
выпускавшегося в
Кургане
автогудронатора Д-251
на модель Д-640 (ДС-39)
полезной емкостью 3,5 м3.
Значительных
конструктивных
изменений машина не
получила.

Схема
общего вида
автогудронатора Д-640
Специально
для производства
битумной изоляции
труб при
строительстве
магистральных
трубопроводов в СКБ
«Газстроймашина»
разрабатывались
гудронаторы-битумозаправщики
для доставки горячей
битумной мастики с
битумоплавильных баз
к местам производства
работ и заправки
изоляционных машин. От
гудронаторов для
дорожников они
отличались
отсутствием системы
распределения и
применением, как
правило, шасси
автомобилей
повышенной
проходимости или
шасси трактора ТТ-4.
В конце 70-х годов
производство
автогудронаторов
возвращается в
Кременчуг. Первой
моделью стал ДС-137 на
шасси ЗиЛ-130.
|