WWW.TECHSTORY.RU
Сайт о механических экскаваторах, старой строительной,
авто- и железнодорожной технике


Нелегкая судьба "тристапятого"
А.Буздин

Испытания гидравлической лопаты Э-151 на базе автомобиля ГАЗ-63, проведенные по инициативе Министерства Обороны СССР в 1953 году, показали её как положительные, так и отрицательные стороны. Высокая мобильность и маневренность - несомненные преимущества машины, чего нельзя сказать о скромных рабочих характеристиках и медлительности движений рабочего оборудования. Тем не менее, по причине потребностей народного хозяйства в таких экскаваторах на строительных объектах с малыми объемами земляных работ, Краснопресненский завод строительных механизмов (г.Москва), изготовил в 1954 году партию Э-151, несколько улучшенных по результатам испытаний. Но, так как применение гидравлической лопаты на военно-инженерных работах исключалось, военные продолжили работы по анализу как выпускающихся, так и разрабатываемых народнохозяйственных землеройных машин на соответствие войсковым тактико-техническим требованиям (ТТТ). А пока, как вынужденная мера, на снабжение армии принимались гусеничные и пневмоколесные экскаваторы, которые показывали хорошую мобильность только при транспортировке грузовыми автомашинами.

Переломным стал 1956 год. Ленинградскими филиалом ВНИИстройдормаш и экскаваторным заводом разработана конструкция нового пневмоколесного экскаватора Э-302. Низкие капоты, расположенная поперек силовая установка, пневматическое управление основными механизмами и отдельная от машинного отсека кабина управления характеризовали его как довольно компактного и легкого. На данном этапе, это были единственные положительные стороны машины. В остальном присутствовали множество конструктивных ошибок и недоработок. Несмотря на явно "сырую" конструкцию, зам.министра Министерства СД и КМ СССР Н.К.Гречин утвердил план по кооперации выпуска этой модели сразу на двух экскаваторных заводах: Ленинградском и Калининском. Классический пример поведения советской административной системы, когда "наверху" сказали "надо", совершенно не учитывая мнения исполнителей. Однако, так появился герой нашего повествования.

На плечи Отдела главного конструктора Калининского экскаваторного завода легло тяжёлое бремя по доводке конструкции экскаватора Э-302 до должного технического уровня. В процессе его серийного выпуска все нововведения сразу внедрялись в производство, в результате, калининцы добились выпуска более-менее работоспособных машин.

Экскаватор Э-302

Естественно, за ходом модернизации экскаватора внимательно следили военные. С учетом вышеперечисленных положительных качеств и началом серийного выпуска, ими было подготовлено тактико-техническое задание на разработку на его базе модификации, где ходовой частью служит автомобиль ЯАЗ-214.

В декабре 1957 года, при Главном инженере Управления машиностроения Калининского Совнарохоза М.А.Аренгольда, в присутствии представителя ВНИИстройдормаша А.С.Реброва, а так же заинтересованных лиц из Госстроя СССР и Инженерного Комитета Инженерных Войск, состоялось техническое совещание. Объект рассмотрения - техно-рабочий проект автомобильного экскаватора-крана с ковшом емкостью 0,3 м3 и грузоподъёмностью 5 т, выполненный специалистами калининского завода под руководством главного конструктора проекта С.А.Щётки. По результатам совещания принято решение изготовить опытный образец по разработанным ОГК чертежам.

4 апреля 1958 года главным инженером завода Н.Н.Кучминским и начальником ОТК Ю.С.Прокофьевым произведен осмотр опытного экскаватора, получившего марку Э-305. Проверкой установлено, что сборка машины удовлетворительная, соответствует чертежам и ТУ. При опробовании на холостом ходу по работе механизмов замечаний не было - экскаватор допущен к проведению заводских испытаний.

Заводские испытания, проходившие с 10 апреля по 27 июня 1958 года со всеми видами заявленного рабочего оборудования, а так же пробеговые, показали, что фактическая техническая характеристика соответствует данным, предусмотренными проектом, за исключением крановой. Устранение выявленных дефектов (10 пунктов) не вызывает изменения основных размеров и значительных переделок. По заключению комиссии, Э-305 является работоспособным и годен для дальнейших испытаний.

Экскаватор Э-305 на базе ЯАЗ-214 Экскаватор Э-305В на базе КрАЗ-214

На основании приказа Начальника инженерных войск от 9 октября 1958 года, комиссия в составе семи представителей Инженерного Комитета ИВ, среди которых был только единственный гражданский - главный конструктор, с 10 октября по 12 декабря 1958 года провела полигонные испытания экскаватора. Цель: проверить соответствие машины заданным ТТТ и выявить её эксплуатационные качества на военно-инженерных работах.

По работе с обратной и прямой лопатой замечаний не было. Серьезные нарекания вызвало оборудование драглайна, использующее решетчатую 10-метровую стелу. Несмотря на работоспособность, оно резко снижало транспортабельность экскаватора в целом. В транспортном положении высота по оголовку стрелы составила 6,9 м (!), что делало невозможным передвижение не только в населенном пункте или в лесу, но и в поле. Как альтернативный, рассматривался вариант транспортировки экскаватора с опущенной стрелой позади машины. Но и здесь ковш, раскачивая экскаватор, не позволял двигаться быстрее 10-12 км/час.

Использование решетчатой стрелы длиной от 10 до 15 м предусматривалось и для крановых работ. Но, в связи с установкой на автомобиле шин низкого давления, при подъеме грузов происходила их просадка, что резко увеличивало вылет крюка. Явление тем опасней, чем больше масса подвешенного груза и длиннее стреловое оборудование. Ситуацию можно было бы исправить установкой на шасси простейших аутригеров, но они не предусмотрены в конструкции из-за достижения предела по грузоподъемности базового автомобиля. В результате принято решение отказаться от применения решетчатой стрелы для крана и использовать в этих целях стрелу экскавационного оборудования. По грузоподъёмности (5 т), высоте подъема и вылету она вполне удовлетворяла военных по характеру выполняемых работ.

Экскаватор Э-305 с различными видами стрелового оборудования (слева-направо): обратная лопата, прямая лопата, драглайн, грейфер и кран

Несмотря на выявленные в ходе испытаний комиссией дефекты конструктивного и производственного характера, экскаватор по своим эксплуатационным характеристикам в основном соответствовал ТТТ. И главное - Э-305 показал себя действительно высокомобильным, развивающим скорость до 55 км/час. Такая машина необходима войскам немедленно! В итоге, для потребности инженерных войск в повышении маневренности и проходимости землеройных машин, на основании Приказа Начальника ИВ №8 от 9 января 1959 года, экскаватор Э-305 принят на снабжение.

В этом же году Калининский экскаваторный завод выпустил установочную партию экскаваторов, головной образец из которой успешно прошел заключительные войсковые испытания с 21 по 31 декабря в Киевском военном округе.

В 1960 году, по дополненным тактико-техническим требованиям, экскаватор Э-305 доработан и получил марку Э-305В. Буква "В" в индексе не указывает третью модернизацию, если расшифровать его согласно действующей системе индексации, а обозначает "Войсковой". В качестве базы теперь использован автомобиль КрАЗ-214 - аналог ЯАЗ-214, производство которого передано Кременчугскому автозаводу с Ярославского, в связи с изменением профиля последнего. Экскаватор Э-305В принят на вооружение не только инженерных, но и других родов войск, а так же частей Военно-Морского флота СССР (Приказ Министерства Обороны №24 от 20 февраля 1960 года).

Тем временем в ОГК калининского завода продолжаются работы по повышению надежности рабочего оборудования экскаватора Э-305В и улучшения механизмов его привода. Проведенные технические мероприятия позволили устанавливать на поворотной платформе с экскаватора зав.№32 более мощный двигатель марки Д-48Л-С (48 л.с.). На экскаваторах №№ 1-31 применялись двигатели Д-38 или Д-38М (38 л.с.).

Один из экскаваторов Э-305В, в рамках научно-исследовательской работы, оснащен специальной герметизированной кабиной экскаваторщика для выполнения работ на химически- или радиактивно-зараженной местности. Кабина оборудована фильтровентиляционной установкой типа ФВУА, предназначенной для подачи внутрь очищенного воздуха и создания подпора, и отопителем для подогрева подаваемого воздуха в зимнее время. Проверка условий обитаемости в кабине и эксплуатационные испытания экскаватора показали вполне удовлетворительные результаты.

Экскаватор Э-305В с кабиной экскаваторщика в специальном исполнении

В целях повышения применяемости решетчатой стрелы конструкторами на базе экскаватора Э-305 создан экскаватор-кран Э-306 с шарнирным изломом стрелы. Однако, это не единственное отличие: использовано шасси КрАЗ-214 с выносными опорами; в кинематику дополнительно введены две ступени зубчатых передач для уменьшения скорости подъёма и опускания груза и вращения поворотной платформы; на первом барабане установлен пневмотормоз и др. Более того, Э-306 оборудован указателем вылета и грузоподъемности, ограничителем подъема стрелы, т.е. функционально это больше грузоподъемная машина, чем экскаватор. Но, тема была закрыта, после проведения испытаний двух изготовленных в 1961 году опытных образцов, ввиду чрезвычайно малой грузоподъемности - чуть более 2 т.

Экскаватор-кран Э-306 на базе КрАЗ-214

Рано или поздно, любая военная техника, базирующаяся на автомобилях, попадает в Научно-исследовательский институт Министерства обороны №21 (НИИ-21) в г.Бронницы. Куда, в соответствии с приказом НИВ №95 от 26 мая 1962 года, был отправлен один из серийных Э-305В для проведения контрольных испытаний.

Проверку экскаватор проходил с 8 июня по 30 октября на работах, связанных со строительством трассы для испытаний колесной техники при Институте. Теперь заступиться за машину было некому и, как следствие, неутешительный результат: 46 замечаний по экскаваторной установке и 12 - по базовому автомобилю. Итог разгромный: обусловленные программой контрольные испытания экскаватор не выдержал и дальнейшая реализация поставок Э-305В в войска (на 1963 год) может быть допущена лишь при условии выполнения калининским заводом мероприятий, связанных с устранением всех (!) замечаний.

В свою очередь, заводские конструкторы выразили несогласие по многим пунктам замечаний, что прилагается к протоколу актом "Особое мнение". Не всё зависело от них или рабочих, осуществляющих сборку. Первым, в приказном порядке "свалили на голову" наспех сконструированный экскаватор и всё, что пока было в силах исправить и улучшить - сделано. Вторым - некоторые узлы не изготовлялись в Калинине, а поставлялись по кооперации или покупались и за их качество сборщики не могли нести ответственность. Естественно, некоторые пункты признаны справедливыми и относятся они, прежде всего, к недостаточной надежности рабочего оборудования и качеству сварных швов.

Ситуация накалялась. Оставить войска без столь необходимых машин, конструкция которых работоспособна и имеет запас по улучшению, при полном отсутствии альтернативы - преступление. В более широком масштабе - загубить дело, в которое уже вложены государственные миллионы. Ответственность огромная! Кто её на себя возьмёт? Выход из сложившейся ситуации найден верный, и вполне достойный своего времени - специалисты НИИ-21 сами подготовили рекомендации по устранению замечаний, плюс ещё 10 возможных улучшений экскаватора Э-305В на перспективу.

Проверку эффективности внесенных изменений по результатам контрольных испытаний проходил летом 1963 года один из серийных экскаваторов Э-305В в Звенигородском санатории МО. Несмотря на малый срок, калининцы смогли устранить замечания по 14 пунктам, однако основные недостатки снова повторились (21 пункт). За время испытаний имело место 14 поломок экскаваторного оборудования и 5 поломок базовой машины. И снова встал вопрос по приостановки поставок экскаваторов в войска (на 1964 год).

Дальнейшая напряженная работа ОГК калининского завода позволила исправить большинство замечаний, отмеченных в актах контрольных испытаний 1962 и 1963 годов, однако, некоторые пункты оказались в плане решения тупиковыми. Но, как бы то ни было, внесенные изменения в экскавационную установку, выявили, что основные эксплуатационные характеристики стали значительно разниться с первоначальными в лучшую сторону. Тем более, что изменилась марка базового автомобиля: взамен снятого с производства КрАЗ-214 в Кременчуге начат выпуск улучшенной модели КрАЗ-214Б. Пришла пора первой серьезной модернизации.

Экскаватор Э-305АВ на базе КрАЗ-214Б Экскаватор Э-305БВ на базе КрАЗ-255Б

В 1965 году изготовлен опытный образец экскаватора Э-305АВ на базе КрАЗ-214Б. По сравнению с Э-305В, на нем применены ковш с увеличенной до 0,4 м3 ёмкостью и более мощный двигатель привода рабочего оборудования Д-65 (65 л.с), что сразу отразилось на производительности - она повысилась с 40-45 до 53-60 м3/час. Вместо опорно-поворотного устройства каткового типа установлен унифицированный роликовый опорно-поворотный круг. Усилена конструкция поворотной платформы и ходовой рамы. Решетчатая стрела навсегда исключена из списка сменного оборудования.

Контрольные испытания Э-305АВ проходил на полигоне военно-политической академии им.Ленина с 25 августа по 10 ноября 1965 года. Здесь экскаватор так же не в пустую перекидывал землю, а выполнял полезную работу, связанную со строительством трассы для вождения гусеничных машин. Комиссия признала, что у экскаватора значительно повышена надежность, улучшены условия ремонта, регулировки агрегатов и узлов. По базовому автомобилю каких либо серьезных замечаний не выявлено. Единственное, не удовлетворяло значительное время, затрачиваемое на перемонтаж экскавационного оборудования в крановое. Эта проблема была решена применением специальных фиксаторов стрела-рукоять и особая схема запасовки крюка, позволившая не демонтировать рукоять и сократить время на переоборудование в 6-7 раз! Экскаватор Э-305АВ начал поступать в войска с 1966 года.

Схема запасовки крюка и фиксации "стрела-рукоять" при оборудовании экскаваторов Э-305АВ и Э-305БВ в кран

Но уже в следующем, 1967 году, с производства снят КрАЗ-214Б и начат выпуск знаменитого "лаптёжника" - автомобиля КрАЗ-255Б. На его базе, после проведения всех необходимых испытаний, с 1969 года поставлен в производство войсковой экскаватор Э-305БВ. Технические характеристики новой машины в основе остались без существенных нововведений - конструкция достаточно отточена годами производства. Главное - использование более мощного автомобиля позволило значительно повысить транспортную скорость - до 71 км/час!

С 1973 года Калининский экскаваторный завод, как и многие заводы отрасли, начал постепенный переход на выпуск экскаваторов с гидравлическим приводом. Их конструкция в корне различна с механикой, что потребовало соответствующего переоснащения производства. В результате, с 1975 года завод прекратил выпуск машин с механическим приводом унифицированного ряда Э-302Б, Э-304В и ... сделал исключение для 305-ого. Главная цель для основного заказчика - Министерства Обороны - осталась прежней: в насыщении войск столь необходимыми землеройными машинами. Естественно, дальнейшая модернизация Э-305БВ признана нецелесообразной. Но, минимальные улучшения в процессе выпуска все же вносились: кабина экскаваторщика получила увеличенную площадь остекления, базовый автомобиль КрАЗ-255Б заменен модернизированным КрАЗ-255Б1 (с 1979 года) и др.

Конечно, морально и технически устаревшие, но - простые и надежные! Как и в любой технике, механизмы экскаватора требуют точной настройки в процессе эксплуатации. В нём регулируется всё - от затяжки тормозных лент до усилия нажатия педалей. При бездарном механике работа экскаваторщика может превратиться в пытку. При грамотном подходе, управление не требует приложения чрезмерных физических сил. Машинист манипулирует с помощью рычагов золотниками пневматического управления и всю тяжелую работу по включению-отключению муфт выполняет воздух. Не стоит забывать и о преимуществах механического привода перед гидравлическим в работе при минусовых температурах. Однако, самый весомый аргумент - навыками работы на механических экскаваторах в те времена обладал каждый машинист, так как парк экскаваторов СССР до 80-х годов в подавляющем своём большинстве состоял из машин именно этого типа. Поэтому не удивительно, что экскаваторы модели Э-305БВ выпускались вплоть до середины 80-х годов!

В 90-х годах в различных частях Союза на текущем довольствии находилось значительное количество этих машин. Как правило, поддержание их в рабочем состоянии производилось за счет разбраковки образцов, не подлежащих восстановлению. На волне конверсии большая часть экскаваторов Э-305БВ была реализована и успешно использовалась (и используется!) в гражданском строительстве.

Без преувеличения сказать - эти легендарные экскаваторы стали неким символом мощи Советской Армии. Трудно оценить тот объем работ, который был проделан ими для повышения обороноспособности и становления народного хозяйства Страны. Cудьбу "тристапятого" семейства можно назвать вполне счастливой. Единицы машин в Союзе можно отнести к таким "долгожителям", ведь серийный выпуск Э-305 в различных модификациях (сюда же следует добавить Э-305А и Э-305Б для работы на "гражданке") продолжался без малого 35 лет! Экскаватор "примерили на себе" пять базовых моделей автомобилей высокой проходимости - от ЯАЗа до КрАЗа.

Ни для кого не секрет, что военная техника в СССР всегда была в авангарде технической мысли и производственных достижений. Появление в 70-х годах народнохозяйственных землеройных машин с прогрессивным гидравлическим приводом никак не могло обойти стороной военных. Настало время создания специального войскового экскаватора, как наиболее полно отвечающего значительно возросшим тактико-техническим требованиям. Работа по данной теме велась под шифром "Кирасир"...

Материал подготовлен Александром Буздиным (© 2011)
Автор будет признателен за отзывы читателей, объективную критику, поправки и дополнения (techstory@mail.ru)

Фотогалерея экскаватора Э-305

Статья в журнале "Грузовик Пресс" №6, 2012 год

На страницу "Тематические статьи"

Автор сайта будет признателен за любую информацию и фотографии. E-mail: Techstory@mail.ru


Copyright © 2002-2016 TechStory.ru

Главная