60 лет
назад Сталинская
премия третьей
степени за выдающиеся
изобретения и
коренные
усовершенствования
методов
производственной
работы была
присуждена нашим
землякам за создание
универсально-огородного
трактора.
Премии удостоились
четыре работника ХТЗ и
три работника
Харьковского
тракторосборочного
завода (ХТСЗ), ныне
ХЗТСШ - прекрасные,
заслуженные люди. Но,
среди них не было
главного исполнителя -
руководителя
проектно-компоновочной
группы тракторного КБ
отдела главного
конструктора ХТЗ
Виктора Тимофеевича
Сепитого. Более того,
после постановки
трактора на
производство за
полтора года до
присуждения премии,
Сепитого уволили с
завода. Но, обо всём по
порядку.
Речь идёт о тракторе
ХТЗ-7. Он был
спроектирован в ОГК
ХТЗ, собирался на ХТСЗ
из деталей и узлов,
изготавливаемых по
всей Украине. На ХТЗ
изготавливалась
большая часть узлов,
включая двигатель.
Этот трактор стал
существенным шагом
вперёд в советском
тракторостроении.
Многие технические
решения применялись
впервые.Отмечу
основные:
...регулировки
колеи, базы и
дорожного просвета (по
сути -ширины, длины и
высоты);
...применение
пневмоколёс;
...установка
гидравлической
навесной системы;
...становка
полностью реверсивной
коробки передач.
...на тракторе
устанавливался
одноцилиндровый
карбюраторный мотор
мощностью 7 л. с.
За прошедшие годы
трактор много раз
модернизировался:
ХТЗ-7 > ДТ-14
(одноцилиндровый
дизельный мотор
мощностью 14 л.с.) >
ДТ-20 (то же мощностью20
л.с.) > Т-25
(двухцилиндровый
дизельный мотор
мощностью 25 л.с.) >
Т-25Ф > ХТЗ-2511 > ХТЗ-3510
(двухцилиндровый
дизельный мотор
мощностью 35 л.с.).
ХТЗ-2511 выпускается до
сих пор.
Именно с трактора ДТ-14
начался экспорт
советских тракторов.
Только в Индию были
проданы 22000 тракторов,
изготовленных наХТЗ.
Сборка тракторов была
перенесена на ХТЗ, а на
ХТСЗ наладили выпуск
унифицированного с
ДТ-14 тракторного
самоходного шасси и,
соответственно, завод
стал называться ХЗТСШ.
В 1972 г. после внедрения
Т-25 его производство
перевели в г.Владимир
(производство
двигателей перевели
несколько раньше). В
конце прошлого века
производство
тракторов Т-25 на ХТЗ
было возобнолено.
Выпускается этот
трактор в Харькове и
Владимире до сих пор,
побив все рекорды
долгожительства.
Мощность двигателя
повышена в 5 -7раз.
Сейчас готовится его
очередная
модернизация -
оснащение передним
ведущим мостом,
двигателем мощностью
до 45 л.с., новой
кабиной. Тракторов
такого типа
изготовлено почти 1200000
шт. Огромный вклад в
создание этого
замечательного
трактора внёс его
компоновщик Виктор
Тимофеевич Сепитый.
Конструктор-компоновщик
- это особая профессия!
Ведь требования,
предъявляемые к
трактору,его узлам,
почти всегда
противоречат друг
другу! Например:
садово-огородный
трактор при работе в
саду должен быть
низким, чтобы
проходить под кронами
деревьев, а при работе
на огороде - быть
повыше,иметь
увеличенный
агротехнический
просвет, чтобы не
повредить растения
при культивации.
Компоновщик не только
должен знать все
требования к
тракторам и
сельхозмашинам, но и
превосходить узких
специалистов в их
ремесле. Допустим, что
компоновщик из своих
каких-то соображений
задал ограничения на
габарит коробки
передач, а
трансмиссионщик не
смог в эти размеры
уложиться, доказывая,
что это невозможно.
Тогда у компоновщика
один выход -
спроектировать
малогабаритную
коробку самому.
Компоновщик должен
предвидеть тенденции
мирового
тракторостроения,
обладать
художественным
вкусом, развитой
интуицией и везением.
Поэтому компоновщик -
это инженер самого
высокого уровня. Не
случайно, что главные
конструкторы ХТЗ: А.
А.Сошников, С.Л.Абдула,
Е.П.Пономарёв - все из
«компоновки».В.Т.Сепитый
родился в 1894 г. в
городе Полтаве. В 1916 г.
окончил Петроградский
политехнический
институт по
специальности
«инженер-механик». В
том же году он окончил
Николаевское
юнкерское
военно-инженерное
училище. До конца
войны служил на
радиостанции штаба
дивизии. В двадцатые
годы работал в
организациях по
закупке и
эксплуатации
тракторов в г.Полтаве.
В тридцатые годы -
инженер- конструктор в
УкрНИИ
сельхозмашиностроения
( УкрНИСХОМ ),
г.Харьков, ВНИИСХОМ,
г.Москва,
инженер-конструктор
на заводе «Серп и
Молот», г.Харьков.
Когда началась
эвакуация, Сепитый,
будучи инвалидом, ещё
и заболел тифом. В
вагон его не пустили, и
правильно сделали -
перезаразил бы пол
-эшелона. Так он
оказался на
оккупированной
территории. Сначала
вернулся в Полтаву, а
затем был отправлен в
Германию, где работал
сначала чернорабочим,
затем чертёжником и
даже конструктором на
заводе сельхозмашин. В
1945-1946 г.г. по заданию
комендатуры Советской
Армии выполнял
инженерные работы по
демонтажу и отправке
оборудования немецких
заводов в СССР по
репарации.
С 1947 г.
инженер-конструктор
ОГК ХТЗ, руководитель
проектно-компоновочной
группы. После
внедрения трактора
ХТЗ-7 в конце 1950 г.
Сепитый был уволен с
завода.
После смерти Сталина в
период «оттепели» под
личную
ответственность
главного конструктора
Б.П.Кашубы Сепитый был
снова принят на ХТЗ. Выполняя
обязанности
начальника КБ, он был
оформлен
инженером-конструктором
2 , а затем 1 категории.
Разницу в зарплате
восполняли премией,
которая, как
выяснилось, не
защитывалась в пенсию.
В истории завода
Виктору Тимофеевичу
уделено две строчки, а
трактор выпускается
до сих пор. Прошли
годы, постепенно
переосмысливается
прошлое. В чём был
виноват Сепитый?
Блестящее
образование, большой
опыт экслуатации и
проектирования
тракторов, учёт
последних достижений
в Европе - судьба как
будто специально
готовила его к
выполнению своей
миссии, и он её
достойно выполнил.
|