WWW.TECHSTORY.RU
Сайт о механических экскаваторах, старой строительной,
авто- и железнодорожной технике


Слово о В.Т.Сепитом

60 лет назад Сталинская премия третьей степени за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы была присуждена нашим землякам за создание универсально-огородного трактора.
Премии удостоились четыре работника ХТЗ и три работника Харьковского тракторосборочного завода (ХТСЗ), ныне ХЗТСШ - прекрасные, заслуженные люди. Но, среди них не было главного исполнителя - руководителя проектно-компоновочной группы тракторного КБ отдела главного конструктора ХТЗ Виктора Тимофеевича Сепитого. Более того, после постановки трактора на производство за полтора года до присуждения премии, Сепитого уволили с завода. Но, обо всём по порядку.
Речь идёт о тракторе ХТЗ-7. Он был спроектирован в ОГК ХТЗ, собирался на ХТСЗ из деталей и узлов, изготавливаемых по всей Украине. На ХТЗ изготавливалась большая часть узлов, включая двигатель. Этот трактор стал существенным шагом вперёд в советском тракторостроении. Многие технические решения применялись впервые.Отмечу основные:
...регулировки колеи, базы и дорожного просвета (по сути -ширины, длины и высоты);
...применение пневмоколёс;
...установка гидравлической навесной системы;
...становка полностью реверсивной коробки передач.
...на тракторе устанавливался одноцилиндровый карбюраторный мотор мощностью 7 л. с.
За прошедшие годы трактор много раз модернизировался: ХТЗ-7 > ДТ-14 (одноцилиндровый дизельный мотор мощностью 14 л.с.) > ДТ-20 (то же мощностью20 л.с.) > Т-25 (двухцилиндровый дизельный мотор мощностью 25 л.с.) > Т-25Ф > ХТЗ-2511 > ХТЗ-3510 (двухцилиндровый дизельный мотор мощностью 35 л.с.). ХТЗ-2511 выпускается до сих пор.
Именно с трактора ДТ-14 начался экспорт советских тракторов. Только в Индию были проданы 22000 тракторов, изготовленных наХТЗ. Сборка тракторов была перенесена на ХТЗ, а на ХТСЗ наладили выпуск унифицированного с ДТ-14 тракторного самоходного шасси и, соответственно, завод стал называться ХЗТСШ. В 1972 г. после внедрения Т-25 его производство перевели в г.Владимир (производство двигателей перевели несколько раньше). В конце прошлого века производство тракторов Т-25 на ХТЗ было возобнолено.
Выпускается этот трактор в Харькове и Владимире до сих пор, побив все рекорды долгожительства. Мощность двигателя повышена в 5 -7раз. Сейчас готовится его очередная модернизация - оснащение передним ведущим мостом, двигателем мощностью до 45 л.с., новой кабиной. Тракторов такого типа изготовлено почти 1200000 шт. Огромный вклад в создание этого замечательного трактора внёс его компоновщик Виктор Тимофеевич Сепитый.
Конструктор-компоновщик - это особая профессия! Ведь требования, предъявляемые к трактору,его узлам, почти всегда противоречат друг другу! Например: садово-огородный трактор при работе в саду должен быть низким, чтобы проходить под кронами деревьев, а при работе на огороде - быть повыше,иметь увеличенный агротехнический просвет, чтобы не повредить растения при культивации. Компоновщик не только должен знать все требования к тракторам и сельхозмашинам, но и превосходить узких специалистов в их ремесле. Допустим, что компоновщик из своих каких-то соображений задал ограничения на габарит коробки передач, а трансмиссионщик не смог в эти размеры уложиться, доказывая, что это невозможно. Тогда у компоновщика один выход - спроектировать малогабаритную коробку самому. Компоновщик должен предвидеть тенденции мирового тракторостроения, обладать художественным вкусом, развитой интуицией и везением. Поэтому компоновщик - это инженер самого высокого уровня. Не случайно, что главные конструкторы ХТЗ: А. А.Сошников, С.Л.Абдула, Е.П.Пономарёв - все из «компоновки».

В.Т.Сепитый родился в 1894 г. в городе Полтаве. В 1916 г. окончил Петроградский политехнический институт по специальности «инженер-механик». В том же году он окончил Николаевское юнкерское военно-инженерное училище. До конца войны служил на радиостанции штаба дивизии. В двадцатые годы работал в организациях по закупке и эксплуатации тракторов в г.Полтаве. В тридцатые годы - инженер- конструктор в УкрНИИ сельхозмашиностроения ( УкрНИСХОМ ), г.Харьков, ВНИИСХОМ, г.Москва, инженер-конструктор на заводе «Серп и Молот», г.Харьков.
Когда началась эвакуация, Сепитый, будучи инвалидом, ещё и заболел тифом. В вагон его не пустили, и правильно сделали - перезаразил бы пол -эшелона. Так он оказался на оккупированной территории. Сначала вернулся в Полтаву, а затем был отправлен в Германию, где работал сначала чернорабочим, затем чертёжником и даже конструктором на заводе сельхозмашин. В 1945-1946 г.г. по заданию комендатуры Советской Армии выполнял инженерные работы по демонтажу и отправке оборудования немецких заводов в СССР по репарации.
С 1947 г. инженер-конструктор ОГК ХТЗ, руководитель проектно-компоновочной группы. После внедрения трактора ХТЗ-7 в конце 1950 г. Сепитый был уволен с завода.
После смерти Сталина в период «оттепели» под личную ответственность главного конструктора Б.П.Кашубы Сепитый был снова принят на ХТЗ. Выполняя обязанности начальника КБ, он был оформлен инженером-конструктором 2 , а затем 1 категории. Разницу в зарплате восполняли премией, которая, как выяснилось, не защитывалась в пенсию. В истории завода Виктору Тимофеевичу уделено две строчки, а трактор выпускается до сих пор. Прошли годы, постепенно переосмысливается прошлое. В чём был виноват Сепитый?
Блестящее образование, большой опыт экслуатации и проектирования тракторов, учёт последних достижений в Европе - судьба как будто специально готовила его к выполнению своей миссии, и он её достойно выполнил.

Материал подготовлен Главным инженером проекта технической дирекции ОАО "ХТЗ" З.Э.Забелышинским

Назад на страницу "История отечественного тракторостроения"

Автор сайта будет признателен за любую информацию и фотографии. E-mail: Techstory@mail.ru


Copyright © 2002-2016 TechStory.ru

Главная

Стоимость железобетонного фундамента Ф 5-4 для металлических опор ВЛ 35–330 кВ.