WWW.TECHSTORY.RU
Сайт о механических экскаваторах, старой строительной,
авто- и железнодорожной технике


"День Железнодорожника"
М.Беднарский

Отчаявшись уже когда-нибудь увидеть ещё «живой» трактор Т-100МБ на широких «болотных» гусеницах, я решил использовать последнюю возможность, и посетить место, где по рассказам знающих людей мог находиться один из таких тракторов, причём в рабочем состоянии. Мне сказали, что трактор находится рядом с посёлком Болонь Клепиковского района Рязанской области. Кроме того, там могло находиться ещё много интересной техники.
Надо сказать,что посёлок Болонь, основанный в 1952 году, расположен на холме посреди торфяных болот (откуда, видимо, и его название), и входит в систему торфопредприятий, добывающих торф для подмосковной Шатурской ГРЭС. Остановки рядом с посёлком нет и пришлось возвратиться немного назад по трассе. К своему удивлению, в лесу я вдруг увидел рельсы, да ещё и узкой колеи! Разумеется, я пошёл по линии УЖД, тем более, что мне было с ней по пути!
Рельсы вывели меня к станции Пилёво, или, как называют её местные жители - Пилево, с ударением на первый слог (видимо, в тех краях принято давать названия населённым пунктам по их принадлежности!). От самой станции УЖД практически ничего не осталось, но до сих пор работает лесопилка, стоит кран БКСМ и несколько трелёвочников ТДТ-55А, причём один из них оборудован лесопогрузчиком ПЛ-1В 1988 г. выпуска.

Местная бабушка задала мне направление на Болонь и скоро я уже был там. Держа ориентир на высокую трубу котельной при торфозаводе, я прошёл по главной улице, сфотографировав по пути сарай, сделанный из кузова крана КПТ-1 1970 г. выпуска. Это вселило надежду увидеть там такой же кран, но на ходу.
На территории торфопредприятия первым делом меня удивило почти полное отсутствие техники, кроме прицепной торфоуборочной машины и нескольких ржавых кабин от тракторов ДТ-75. Пройдя дальше, я с удивлением обнаружил действующее узкоколейное депо с несколькими тепловозами и сделал вывод, позднее оказавшийся правильным: вся техника разбросана по торфоучасткам в лесах, а торф до сих пор вывозят в посёлок по УЖД! Сфотографировав стоящий на платформе кран КТГ на базе ДТ-75Б и пожарный насос, сделанный из такого же трактора, я пошёл по рельсам в направлении торфополей.

Вскоре показался торфоперегруз, на котором стоял кран МТТ-16 с грейфером (увы, не КПТ) и лежала поворотная платформа от такого же крана. Сфотографировав всё это, я направился по запасным путям, отмечая про себя обилие подвижного состава: вагонов для торфа ТСВ, цистерн и грузовых платформ. Скоро дорога слилась в одну колею, с глубокими канавами по бокам. На насыпи лежал в изобилии торф и я понял, что я на верном пути.
Пройдя несколько километров, я увидел приближающийся тепловоз! Машинисты долго удивлялись моему присутствию в этих лесах, и предложили выпить: оказалось, что шестое апреля - День Железнодорожника! Я вежливо отказался, но расспросил их про местонахождение торфополей. Оказалось вроде бы недалеко…
Пройдя ещё несколько километров, я с облегчением услышал среди болот характерный шум тракторных дизелей. Это и был торфоучасток №1, как мне и сказали машинисты.
На огромной поляне стояла долгожданная техника, причём сразу же в глаза бросился небольшой серый трактор! Правда, это был не ДТ-54А (как я сначала подумал), а Т-74. Но и он является уже настоящим раритетом, как и стоящий с ним рядом «круглый» ДТ-75! Ещё один бульдозер ДТ-75 «ранней» оранжевой окраски ещё с дизелем СМД-14 стоял невдалеке. Эти три трактора - единственные там с «нормальными» гусеницами, остальные - болотоходы. В основном это ДТ-75Б, которые работают с прицепными торфокомбайнами МТФ-43 и конечно, тракторный кран МТТ-12. Есть несколько новых тракторов «Беларусь». Кроме этого, я с удивлением увидел Т-130МБГС-1 с прицепленной к нему машиной для глубокого фрезерования МТП-42А. Второй такой же агрегат находился в то время где-то на дальнем конце участка. Об этом мне сказал начальник участка №1 Владимир Алексеевич Анисин. На мой вопрос о тракторе Т-100МБ он ответил, что этих тракторов в здешних местах нет уже лет двадцать. Про экскаватор ТЭ-3м тоже не слышно уже давно, хотя по дороге, возле насыпи, мне попалась смятая и ржавая от него кабина.

Я спросил начальника о структуре торфопредприятия, и оказалось, что кроме них, в окрестностях расположены ещё три торфоучастка! Вполне возможно, что трактор находится на одном из них. Кстати, по словам Владимира Алексеевича база торфодобычи в окрестностях Рязани, которую мы с автором этого сайта посещали в прошлом году, не что иное, как участок №5 того же Мещёрского торфопредприятия. Обойдя территорию, я сфотографировал останки ещё одного Т-74 и ещё один кузов от крана КПТ. Кранов на ходу (даже МТТ-16) на участке, к сожалению, не было…
Выяснилось, что идти десяток километров назад в Болонь не придётся, так как за рабочими придёт вечером тепловоз. Дождавшись его, я попросился в кабину (в первый раз в жизни!), где был встречен весёлыми по случаю праздника машинистами. Под музыку из магнитофона и перестук колёс до посёлка доехали удивительно быстро. Диспетчер по рации поздравила бригаду с праздником и я подумал, что зря считается, что у нас в стране покончено с узкоколейными железными дорогами!
Попрощавшись с машинистами и рабочими, я поспешил по направлению к трассе, ждать автобус до дома. По дороге я уже твёрдо знал, что обязательно вернусь в эти края, чтобы исследовать остальные полевые базы в поисках машин и механизмов прошлых лет, и пешком мне туда идти уже точно не придётся! : )


Назад на страницу "Фотосессии"

Назад на страницу "Наши поиски"


Copyright © 2002-2014 TechStory.ru