WWW.TECHSTORY.RU
Сайт о механических экскаваторах, старой строительной,
авто- и железнодорожной технике


"Переславский музей"
П.Бизяев, 2008

Наконец-то мы с братом и собакой посетили Переславский музей паровозов - этот маленький оплот старой истории, место, где время замерло где-то на отметке 70-ых. Собственно самые старые экспонаты датированы самым началом 20-го века - есть даже вагон 1898 г., а наиболее «молодые» дрезины, мотовозы и тепловозы 70-ми годами.
Интерес вызывает само место расположения музея, живописное по природе, со зданием депо в стиле 50-ых,  с квадратным громкоговорителем на крыше. Того и гляди, сейчас из него раздастся «…Ура! Товарищи! Бригада передовиков-обмоточников, перенимая опыт Стахановцев, обязалась намотать на 3 км больше обмоток…», или что-то в этом роде. Картину довершают старые раритеты: Газ-51, ЗиС-5 (оба на ходу) и прочая старинная экзотика.
Честь и слава энтузиастам, сохраняющим этот маленький мирок со старой техникой. Но шпалы погрузились в землю и уже почти не пахнут креозотом, тепловозы и дрезины печально стоят на путях, теряя остатки краски на солнце и дождях, зарастая травой. Узкоколейка вдоль Переславского озера уже разобрана - необходимы миллионы инвестиций для продолжения этого благого дела (не разборки узкоколейки конечно, а для развития музея).
Мы сделали немного снимков на память, в том числе сфотографировали для TechStory: экскаватор ЭО-2621А на тракторе ЮМЗ-6АЛ/6АМ со снятой кабиной, болотоходный ДТ-75Б, мотовоз МД54-2 сделанный из элементов трактора ДТ-54 (такие мотовозы выпускал Истинский завод в Рязанской области).

Небольшой пикник под соснами восстановил силы, и мы направились пешком по уцелевшей узкоколейке в сторону Переславского озера, к шоссе. GPRS оптимистично подсказал, что идти тут недалеко. Рыжие рельсы то скрываются в траве, то вылезают вместе со шпалами на поверхность. А идти то не так уж близко, дорога тянется через лес, прямые участки сменяются пологими поворотами, пройдя которые вновь видишь уходящий вдаль прямик.  Справа возникает расширение - раньше тут было две колеи. Направо же, в лес, уходят несколько насыпей без рельсов, видимо на торфоразработки. Встретились фрагменты светофора и поодаль обнаружились остатки стрелки. Идем дальше, доходим до исправной стрелки, от нее (опять же на право) уходит целехонькая колея. Любопытно. Наконец, вот и цель похода - впереди на путях темнеет платформа (Коломенского завода, 1929 г. изготовления, грузоподъемность - 500 пудов) с лежащими на ней рельсами. Обходим ее. Колеи дальше нет - насыпь тянется еще метров триста, и в конце, в просвете, видны проезжающие по шоссе машины. Понятно, железнодорожного переезда нет, колею разобрали до этого места. Интересно будут ли разбирать дальше?
Темнеет, небольшой дождь взбодрил, и подгоняемые комарами мы пошли назад. Уже в сумерках вернулись к музею, где на стоянке для посетителей одиноко стояла наша машина. Возвращаемся домой. Все, поход закончен.

"Торфоразработки"
П.Бизяев, 2008

Прошлый раз исследую колею, что вела от Переславского музея паровозов, мы приметили боковое ответвление, уходящее в сторону. Посмотрели по карте - так и есть, ветка тянется от депо в Талицах до торфоразработок Федоцово (40 км на север от Сергиева Посада). Припоминаю, действительно лет 5-7 назад был осуществлен вояж за торфом для огорода, и там, на торфоразработках были видны шпалы и остатки какой то колеи - несомненно, это та самая колея! Кроме того, там стоял чумовой аппарат - невиданный мною доселе кран с грейфером, на широких гусеницах, с гнутыми боковыми стеклами и прожекторами на крыше. Это, как потом я узнал, был КПТ -1. Тогда новенькая сверкающая желтой краской машина (одна из последнего выпуска?) показалась космическим кораблем посреди торфяных насыпей. Отлично! Вот и цель нового похода - найти старую узкоколейку и сфотографировать торфяную технику, особенно тот самый кран (если найдется, конечно).
Едем в воскресенье в том же составе: я, брат и собака. Умеренно ровная дорога Р-104 позволяет двигаться довольно быстро. Проезжаем деревни, где на обочинах селяне продают свою продукцию - кто картошку, кто огурцы, кто надувные матрасы. Вскоре доезжаем до неприметного поворота на торфоразработки - его выдают черные, от просыпавшегося с самосвалов торфа, обочины. Там, несмотря на воскресенье, работа идет полным ходом. Несколько самосвалов стоят под погрузку у МТП-71. Поодаль стоят Э-10011Д и еще один МТП-71. Забор. Ворота. Домик диспетчерской:
- «Почем торф?».
- «200 руб. куб без транспорта».
- «А транспорт?».
- «Как договоришся».
- «А узкоколейка тут вроде раньше была?».
- «Давно нет».
Хм, непросто. Смотрим карту - около Кубринска узкоколейка пересекает дорогу, да и помнится проезжал я той дорогой, колыхался по рельсам. Решено, едем к переезду, а там посмотрим. Выезжаем обратно на шоссе и через пару километров на юг, сворачиваем на Торгашино. Вновь неплохая, но узкая дорога, едем около 90. А вот и конец цивилизации - через семь километров асфальт кончается дальше идет грунтовое шоссе. Скорость 30, колыхаемся в колеях и, наконец достигаем разъезда - ура! тут рельсы на месте! Сворачиваем за переездом налево к торфяникам, через километр открывается вид на торфоразработки. Ставим машину в тенек, выходим на рельсы, которые в отличие от Переславских немного блестят - значит ими еще пользуются. Идем по рельсам вглубь торфяника, обозревая окрестности. По краям глубокие канавы с темной водой. Впереди на рельсах видны какие-то вагоны. Далеко в стороне, оранжевые Камазы загружаются у экскаватора МТП -71. Недалеко от них видна стрела драглайна, вроде как Э-652.
Сначала идем к вагонам. При ближайшем рассмотрение это оказывается специализированный состав с путеукладчиком во главе. Рядом остовы штабелюющих машин: МТФ-71 и МТФ-71А. Далее, на соседнем пути, в тупике стоит пассажирский вагон (вроде как бытовка) и локомотив. Чья-то вандальная рука уже разбила парочку окон в локомотиве. На широкой площадке рядом с рельсами расположена непонятная торфяная техника вся довольно ржавая - какие-то торфяные комбайны. Среди них прячется парочка Т-100МБ. А вот и приз! - на другой стороне за рельсами и глубоким каналом расположился кран КПТ-1. 8-ми челюстной грейфер завис над темной водой таинственного шлюза. Проворно перебравшись по мосткам, подбираемся к крану. Вид у него довольно плачевный - чудесные гнутые оконца отсутствуют, вместо них прилажены плоские стекла, а образовавшаяся щель закрыта ржавым металлом. Несмотря на это аппарат похоже рабочий - пахнет смазкой, сбоку прилажены канистры с неприкосновенным запасом солярки и масла.
Фотосессию прерывают раскаты грома и быстро темнеющее небо - отступаем к машине. Ливень опережает! Молнии сотрясают воздух. Раздаётся громкий треск, через мгновение сверкает молния и раздается раскат грома - ого, как близко! В машину забрались основательно промокшие. Снаружи льет ливень, внутри все мгновенно запотело, мокрая собака с лапами, перемазанными торфом, забралась на заднее сиденье. Все комары с округи уже успели спрятаться у нас в салоне - просто праздник какой-то! Но летние ливни быстро заканчиваются - только успели перекусить, взятыми из дома припасами, как выглянуло солнышко.
Идти по образовавшейся торфяной жиже решительно невозможно. Выруливаем на дорогу и двигаемся вглубь торфяника на машине, тем более что по этой дороге снует подозрительно много легковых машин - там впереди что-то интересное! Брызги торфа весело барабанят по днищу, подъезжаем к драглайну. Ух-ты! - да это же редкостный ТЭ-3М! Стоит на приколе, давно передав эстафету в забое МТП-71. Делаем несколько снимков и едем дальше.
Что это там черненькое белеется? Вот это да! Водная гладь до горизонта (ну, по крайней мере на километр). Смотрим в карту - тут нет никаких озер - одни мелиоративные каналы. А вот и машины, что сновали по торфянику - стоят близ воды. Теперь все ясно - это вовсе не дачники или любители торфа, а самые настоящие рыбаки с удочками и лодками. Брат встречает знакомых со школы - как оказывается, когда были торфяные пожары, здесь поступили кардинально - затопили всю эту дымящуюся площадь водой из водохранилища - вот вам и озеро с рыбой.
Насыпь с узкоколейкой является берегом этого рукотворного озера. Уже поздно, нет времени идти дальше по рельсам - они тянутся до горизонта. Поэтому, раскрыв маленький секрет этого края возвращаемся назад. Через Кубринск, д.Ширяйку делаем большой круг по пустынным неожиданно ровным дорогам, выезжаем на шоссе Р-104, вливаемся в поток дачников и благополучно возвращаемся домой - поход закончен.

Назад на страницу "Фотосессии"

Назад на страницу "Наши поиски"

Автор сайта будет признателен за любую информацию и фотографии. E-mail: Techstory@mail.ru


Copyright © 2002-2016 TechStory.ru

Главная

закупка запчастей. Хиты продаж запчастей КамАЗ