|
Уважаемым
молодым Коллегам по нашему
общему интересу – Для начала - немного романтики и политэкономии ...Если идти от
главного вокзала Перми –
станции Пермь-2я – не в сторону
центра, а в сторону р.Камы, то
пройдя по пешеходному туннелю
под Горнозаводской линией в
сторону Университета, через
пару кварталов вы попадаете в
старинный заводской район,
который существовал здесь с
середины 19 в. и назывался
Заимка по существовавшей здесь
когда-то реальной заимке.
Название помнят до сих пор и
даже молодёжь, чьи «баушки»
(это не опечатка, это –
по-уральски!) и дедушки когда-то
работали на здешних заводах,
так и называют этот район
«Заимка». Из истории заводской Перми В 1850-х, за окраиной Перми, на так называемой Заимке, около устья речки Данилихи, английским подданным Гербертом Гуллетом были поставлены механические мастерские. В 20-м веке он разросся в огромный машзавод им. Дзержинского с почти 10 000 работников. На нём, кроме секретной продукции, выпускались известнейшие мотопилы «Дружба» и «Урал», а также молочные, масляные (для судовых систем смазки) и даже фармацевтические сепараторы. К слову сказать, первый мотоблок (одноосный садовый трактор) был изготовлен именно на этом заводе в 1948 году! Причём и бензиновый двигатель на нём был своего производства. В газетах тогда официально писали об огромной потребности сельского хозяйства не только в мощных, но и в маленьких тракторах с большим количеством сменных навесок и прицепов. Но вопреки простой логике рабочего человека и крестьянина, трактор был надёжно забыт...
Вернёмся в 19 век.
На 1859 здесь были построены два
первых паровых судна. В конце
1870 завод сгорел, но на этот
момент там уже успели
построить около 50 (пятидесяти!)
речных пароходов и других
судов. К тому времени он
принадлежал уже другому
англичанину – некоему Тету.
Восстанавливать его Тет не
стал, и заводик временно пришёл
в запустение. И всё-таки немного политэкономии Обратите внимание – «Шло бурное развитие промышленности на Урале», а представитель передовой «торгово-промышленной» Великобритании даже не понял перспектив и выгод... Забавно? Funny? I can’t imagine... Тогда-же, выше по течению речки Данилихи, около устья её маленького притока – речки Пермянки, в междуречье – ещё один купец основал гвоздарный завод (это место сегодня – конец ул.Екатериниской (бывш.Коммунистической)). Завод стал выпускать гвозди и разные мелкие метизы. Именно этот завод впоследствии был переименован в «Коммунар», а потом объединён со «Старым Бурлаком» под общим названием «Коммунар». Друг от друга эти заводы отстояли недалеко (на рис – жёлтым показаны территории: «СБ» = Старый Бурлак = з-д бр. Каменских; «К» = Коммунар = гвоздарный завод; красным «ЗиД» = завод им. Дзержинского = завод И. Любимова; синим – бывший «Механолит = «Торгмаш» сегодня). Оранжевой стрелкой – специально для коллег по Techstory – показано место, где до середины 70-х работали БКСМ-1М и ПБК-750 (см. фотогалерею сайта). Чуть дальше автор сфотографировал и БКСМ-3 с редкой пирамидальной кабиной и короткой башней с КБ-100.1 на заднем плане (в цехе мелкотоварного железобетона Пермской дистанции Свердловской ЖД).
В 1920-е на бывшем
гвоздарном заводе «Коммунар»
была построена вагранка
производительностью до 3 т/час
жидкого чугуна. Уличка, ведущая
к воротам гвоздарного завода,
по крайней мере до 50-х,
называлась «Гвоздарная» а
потом была переименована в
ул.Гайдара, впоследствии при
реконструкции близлежащих
улиц, вообще исчезнувшая;
ул.Гайдара появилась в другом
районе Перми.
Примерно с 1946
завод «Старый Бурлак» начал
выпуск паровых
полноповоротных кранов на
рельсовом ходу, для установки
на понтоны. Понтоны караванами
тянули паровые колёсные
буксиры из Сормова. На
«Бурлаке» прямо из сборочного
цеха рельсовая колея 1524 мм шла
на берег (где располагался
деревообрабатывающиё цех и
причал). Понтон подводили
кормой плотно к берегу,
соединяли конец рельсовых
путей из сборочного цеха с
рельсами на понтоне, и своим
ходом перегоняли кран.
На рисунке ниже
показаны сохранившиеся здания
завода и соседние места:
Автокран «Bleihert» В послевоенный
период, примерно до 1948, на
«Коммунаре» (бывшем
гвоздарном) собирали 3-тонные
электрические автокраны
«Bleihert». Их по частям в ящиках
привозили из Германии, а шасси
было ЗИС-5 или аналогичные
Урал-ЗИС (с деревянными
кабинами). На месте пассажира в
кабине устанавливался
генератор, на раму шасси
монтировалась крановая рама и
поворотная часть Bleihert. Ящики с
узлами кранов тащили зимой с
товарного двора станции
Пермь-2я (это по дороге менее 1
км) прямо волоком по снегу
трактором С-80. По словам
ветерана завода (Евгений
Попков), после сборки первого
автокрана, он и монтировал
следующие автокраны на шасси
ЗИС-5. «Автодеррик» На «Старом Бурлаке» кроме парового крана на понтоне, изготавливали в небольших количествах разные приспособления для сплотки плотов, а также простые вантовые деррик-краны на базе грузовика ЗИС-5 (или Урал-ЗИС). Назвали этот кран «Автодеррик». На чертеже (который удалось скопировать автору в 80-х) показана схема вывешивания крана на козелки (там употребляется милое слово «козлинка»). Привод грузовой лебёдки был от заднего колеса машины (при вывешенном состоянии). Машину вывешивали домкратом на деревянные козелки, поднимали деревянную мачту, расчаливали её, снимали (помнится, левое) заднее колесо; на его место монтировали шкив для ременного привода лебёдки. Поднимали деревянную-же стрелу и кран работал на погрузке леса. Q была в пределах 1-1,5 тонн. Работа производилась на первой передаче. Собственно, на заводе изготавливались металлические узлы для комплектации таких кранов, а монтировались на машины они уже в леспромхозах. Машины потом были не только ЗИС-5, но ЗИС-150 и Урал-ЗИС-355М (т.к. крановые комплекты оказались гораздо более долговечные, чем базовые автомобили).
Портальные и доковые краны В начале 50-х
начали выпускать
электрические плавкраны,
причём, понтон с
дизель-генератором пригоняли с
Волги (вроде бы с того-же
Сормова). Краны поднимали 5 т, и
с 1954-55 поворотную часть стали
монтировать на порталах (это
было временное объединение с
пермским заводом «ГШМ» -
заводом горно-шахтного
машиностроения) краны стали
портальными и получили марку
КППГ-5. «Старый Бурлак»
полностью переключили на
выпуск этих портальных кранов.
В этот период завод
переименовали в «Уральский
Водник». Один КППГ-5 на портале
оставался и работал на заводе
до конца 80-х – разгружал
металл.
В период производства портальных кранов в 50-х годах, было изготовлено несколько доковых полноповоротных кранов, установленных на плавучих доках. Один такой плавучий док, изготовленный в Риге с двумя пермскими кранами, был изготовлен на экспорт и долго работал в Финляндии. К-сожалению, данным по ним нет и автору не удалось встретиться с главными участниками производства тех кранов.
БКСМ В середине 50-х,
когда развернулось огромное
жилищное строительство
«хрущёвских» пятиэтажек,
заводам «Уральский Водник» и
«Коммунар» параллельно с
портальными кранами и другой
продукцией, поручили
изготавливать башенные краны
БКСМ-5-5А. Порознь такое
производство было
организовать сложно, и поэтому
заводы объединили (благо и
расстояние по улицам было
очень небольшое). Тогда и
переименовали «Водник» –
бывший «Старый Бурлак» – в
«Коммунар» и общее
заводоуправление
переместилось туда, т. к. этот
завод был больше и лучше
благоустроен. На «Коммунаре»
(бывшем гвоздарном)
организовали производство
стрел и какое-то время -
деревянных кабин, а всё
остальное делали на бывшем
«Бурлаке». Половинки стрел с
площадки «Коммунара» на
площадку «Бурлака» возил
роспусковый автопоезд с
тягачом ЗИС-5 (или Урал-ЗИС) года
до 1974, когда производство
кранов серии БКСМ прекратили.
Параллельно, начиная с
середины-конца 60-х, а потом и
пару лет после БКСМ-5-5А, года до
1973-74, на заводе выпускали
родственный по конструкции
кран БКСМ-14П на портале, для
лесной промышленности. Таким
образом, с середины 60-х завод
начали понемногу
переориентировать на лесную
промышленность. После БКСМ он
приступил к выпуску крана для
лесных складов КБ-572, а после
него в 80-х завод изготавливал
лесные машины ЛП-18 (бесчокерный
трелёвочный трактор) и ЛП-49 (для
валки и погрузки леса) - обе на
алтайском ТТ-4 мощностью 110 л.с.
Заключение Практический конец всех упомянутых заводов пришёлся на 90-е. Сегодня остались здания лишь от «Коммунара» (площадка «Бурлака») и работает крошечная часть его цехов. Все уцелевшие здания активно используются посторонними фирмами, в том числе и высокий, разгороженный на этажи, сборочный цех паровых «Старых Бурлаков». На месте гвоздарного завода между спрятанными в землю речками Пермянкой и Данилихой стоят теперь несколько высоких жилых зданий и университетские общежития. Торгмаш (Механолит) скромно существует, и выпускает несложные комбайны и тестосмесители для столовых. На месте постепенно расчищаемой территории огромного «Дзержинского завода», как его все называли, будет жилой или деловой микрорайон – прямо с выходом на будущую набережную. Завод ещё существует, но производственные площади значительно сокращены и продолжают уменьшаться.
Заключение В городе принято
решение постепенно освободить
длинный берег Камы от старых
предприятий, создать там
элитные микрорайоны и красивую
длинную набережную с
лесопарковой зоной. Но историю
славных заводов никогда не
забыть... А как же пермские экскаваторы? А ведь были ещё и «долгоиграющие», «всесезонные», полностью механические, экскаваторы ОМ-201 и ОМ-202, производимые в первые послевоенные десятилетия – тоже на огромном пермском заводе, расположенном на берегу Камы, но на несколько км выше по течению. Это – основанный ещё в Петровские времена, знаменитый Мотовилихинский завод. Славился он и славится до сих пор артиллерийскими системами, а для «мирных целей» выпускал надёжнейшие экскаваторы и алмазодобывающие драги. Но об этих интересных экскаваторах расскажу в следующий раз. |
Использованная
литература и источники:
1. Книга «Завод на Каме» Пермского
книжного издательства 1967 (история
завода им. Дзержинского);
2. Ветераны заводов «Бурлак»,
«Коммунар»: Е. А. Попков, Г.В.
Перескоков и другие (всем им – RIP),
ветераны заводов им.Дзержинского,
Торгмаш, им.Ленина (Мотовилихинский
завод), мебельной фабрики «Дружба»,
участвовашие в сборке или
изготовлении деталей и узлов для
«Блейхертов», «Бурлаков», БКСМ,
КБ-572. Основные данные по кранам
услышаны и записаны в 1985-88 годах, во
время работы автора на «Коммунаре».
Материал
подготовлен В.В.Филатовым (© 2016)
Автор
будет признателен за отзывы
читателей, объективную критику,
поправки и дополнения (techstory@mail.ru)
Назад на страницу "История заводов" |
|