WWW.TECHSTORY.RU
Сайт о механических экскаваторах, старой строительной,
авто- и железнодорожной технике


Монтаж башенных кранов с неповоротной башней в шестидесятые-семидесятые
Василий Владимирович Филатов

Небольшое вступление

...Недавно я занялся «дефрагментацией» своих фотоматериалов, и нашёл фотографии про то, как смоделировал из конструктора монтаж и демонтаж крана с неповоротной башней. Моделировал я по просьбе знакомых инженеров-нефтяников, интересующихся историей техники и, в частности, старыми схемами монтажа колонной аппаратуры и мачт-опор ЛЭП. Я понял, что эти фотографии могут быть полезны в рассказе про необычный сегодня монтаж башенных кранов проектов тридцатых-пятидесятых годов, который я и предлагаю вниманию. Прошу извинить «коллег по интересам», что пока иллюстрации к рассказу – лишь в виде модели из конструктора; в будущем рассказе про технологии «бескранового» монтажа обязательно подготовлю иллюстрации на основе старых фотографий и схем.

Что требовалось для монтажа

С помощью стрелы монтировали краны с неповоротной башней, известных серий СБК, БКСМ, строительных БК и других, более редких, марок. Главное, что у этих кранов была неповоротная башня, поворотная головка с противовесной консолью со съёмным противовесом, а внизу был шатровый или П-образный портал (и очень редко башня крепилась непосредственно к ходовой раме, как например, у БКСМ-1 до модернизации). Схем монтажа, в зависимости от конструкции крана и возможностей на стройплощадке, было несколько, но сегодня расскажу о той схеме, свидетелем которой был на протяжении почти 20 лет. Эта технология монтажа предусматривала использование неподвижной стрелы – оттяжки для монтажного полиспаста. Сама стрела, в отличие от описанных в литературе, заякоривалась не за вкопанные в землю якоря, а за тракторную лебёдку на базе С-80, С-100 и Т-100М. Пока не смог найти фото тех лет, поэтому предлагаю фото лебёдки на базе ЧТЗ-170, мало отличающейся по конструкции и по параметрам от старых моделей. Такие лебёдки широко использовались и в нефтедобыче, при прокладке ЛЭП, монтаже и ремонте оборудования нефтеперерабатывающих заводов (где её и сфотографировал в 2008-м). Веса трактора с такой лебёдкой (примерно 12-14 т) вполне хватало для надёжного удержания стрелы при монтаже крана или какой-либо мачты. В редких случаях заякоривали просто за тяжёлый трактор без лебёдки (например, брянский Т-140 или Т-180), но тогда требовался отдельный барабан на прицепе или на грузовике (сам видел году в 1963-65 такой барабан для сматывания монтажного каната, установленный в кузове ЗИЛ-164, с приводом от раздаточной коробки, предполагаю, взятой от самосвала).

В 60-е я видел монтаж-демонтаж только с помощью собственных стрел, но в 70-е в Перми появилась самодельная неразборная, на вид довольно массивная, монтажная стрела, которую перевозили целиком на 12-тонном трейлере или на роспуске к МАЗ-200. При этом башенный кран монтировали без стрелы, т.е. трудоёмкие процедуры поднятия, закрепления своей стрелы и проводки тросов всё равно остались. Преимуществом отдельной монтажной стрелы были четыре удобно расположенных блока для монтажного полиспаста, через которые проводить канат было проще, чем через штатную обойму крановой стрелы. Плюс эту обойму, для монтажа своей стрелой, приходилось переставлять на конец стрелы (имею в виду БКСМ-5-5А), что тоже требовало времени и сил. Эскиз такой стрелы, схемы запасовки канатов, расстановки техники для монтажа кранов БКСМ, высоких мачт и колонных аппаратов предоставлю в другом рассказе, а сегодня кратко проиллюстрирую саму процедуру монтажа.

Монтаж

Итак, кратко монтаж любого башенного крана с использованием неподвижной стрелы.
Рис. 1. Кран собран, подготовлен к монтажу; стрела закреплена на ходовой раме (как у БКСМ-5-5А) или на портале (как у СБК-1, БКСМ-3, Т-128 и как на фото). Монтажный полиспаст запасован на головке башни и стреле. Привезли трактор или тракторную лебёдку для «заякоривания», на нём закреплён трос от стрелы.

Рис. 2 и 3. Стрела поднимается в монтажное положение, оттяжной трос натягивают, трактор или тракторная лебёдка ставятся на тормоза.

Рис. 4. За противовесную консоль (без противовеса) закрепляют «тормозной» оттяжной трос; другой его конец закреплён на грузовике с небольшим грузом или на автокране (обычно видел ЗИЛ-164 или АК-32, даже пустой МАЗ-200-роспусковый тягач – что было под рукой; здесь не требовалась тяжёлая машина). В некоторых случаях к концу противовесной консоли временно прикреплялся короткий трос или стропа – для оттяжки консоли в начале подъёма башни, чтобы она меньше «ползла» по земле. Конечно, под конец консоли были подложены доски или брусья.

Рис. 5. Начало подъёма башни; противовесную консоль слегка оттягивает грузовик.

Рис. 6. Консоль почти оторвалась от земли – грузовик отцепляют от короткого троса, но подцепляют длинный трос для торможения башни.

Рис. 7-8. Подъём башни.

Рис. 9. Подход башни к вертикальному положению; грузовик чуть подтормаживает башню за оттяжной трос.

Рис. 10 . Башня в вертикальном положении, выверка и закрепление её на портале (или ног портала на ходовой раме).

Рис. 11. Уборка оттяжных канатов, распасовка монтажного полиспаста, сматывание его на внешний барабан (вот тут и нужна тракторная лебёдка или приводной барабан на грузовике).

Рис. 12. Грузовой канат закрепляют у пяты стрелы, а к головке прикрепляют оттяжной канат, другой конец которого будет тянуть грузовик (часто это делал автокран типа К-61 или АК-32).

Рис. 13-14-15. Стрелу открепляют от монтажных проушин и начинается её аккуратный подъём, взаимодействуя одновременно грузовой лебёдкой и оттяжным канатом, чтобы не повредить и не запачкать головные блоки (а у М-3-5-5, БКСМ-5-5А, БКСМ-14 – ещё и не помять площадку обслуживания головных блоков стрелы и не «свернуть» грузовую тележку). Стрелу доводят до проушин на поворотной части.

Рис. 16. Стрелу закрепляют на поворотной части, автомобиль отцепляют и поднимают грузовой канат.

Рис. 17. Грузовой канат перекидывают через блок противовесной консоли (на фото не показан), и протягивают его вниз, где уже разгружены блоки противовеса, или заготовлены каменные бруски, чугунные болванки или кирпичи, если противовес загружается в ящик на консоли (как у СБК-1). В это время запасовывают стреловой полиспаст.
Рис. 18. Поднимают противовес.

Рис. 19. Запасовывают грузовой канат «по-рабочему», через крюковую обойму.

Нет фото – опять к концу стрелы за недлинный трос прицепляют грузовик или трактор. Он оттягивает стрелу на 10-15°, чтобы начать её подъём стреловой лебёдкой. Эта проблема была потом решена простейшими упорами-оттяжками, столь характерными для серии КБ.

Рис. 20. Стрела поднята, механизмы опробованы, Котлонадзор принимает кран – и он готов к работе!

При хорошей организации работ сборка и монтаж (а это разрешено только в дневное время) занимали не меньше недели. Как правило, всё вместе занимало 2 недели, плюс время на подготовку путей. Естественно, в это время стройка не стояла, и подвальные помещения, первый и даже второй этаж спокойно строили с помощью крана на экскаваторе или же автокрана.
Как можно видеть, для сборки и монтажа требовалось очень много места в длину, поэтому стали искать другие варианты и поэтому сейчас краны монтируют более компактно. Оставшиеся кое-где в бывших республиках единичные краны БКСМ, работающие на стройках, собирают сегодня сразу в вертикальном положении с помощью кранов с телескопическими стрелами, подобно самым современным башенным кранам с неповоротной башней.

Материал подготовлен В.В.Филатовым (© 2016)
Автор будет признателен за отзывы читателей, объективную критику, поправки и дополнения (techstory@mail.ru)

Назад на страницу "История отечественного краностроения"

Автор сайта будет признателен за любую информацию и фотографии. E-mail: Techstory@mail.ru


Copyright © 2002-2016 TechStory.ru

Главная