WWW.TECHSTORY.RU
Сайт о механических экскаваторах, старой строительной,
авто- и железнодорожной технике


НА СТАРОМ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОМ ЗАВОДЕ (часть 2)
(продолжение темы «Старинные пермские заводы на Заимке»)
Василий Владимирович Филатов

Кузнечно-прессовый цех
В таком цехе стояли молоты и штампы разных систем. Часть их, до 50-х, приводилась в движение паром, часть – от механического ременного привода (на рис.13 видны маховики). Позже паровой привод заменили на пневматический, а ременный – на индивидуальный электрический, причём оборудование оставалось то же. Муфта включения привода ударной части у больших механических молотов включалась от пневмокамеры, а пневмозолотник чаще был с педальным приводом. Это было достаточно опасно, так как руки работающего могли попасть «не туда». Сейчас на этот случай предусмотрены разные блокировки, которых тогда не было.
Такой цех был на «Коммунаре» (рис. 1 поз. 4) а позже – ещё один на территории «Бурлака». Там он располагался в бывшем сборочном цехе паровых плавкранов до конца 80-х. Шум стоял в таком цехе сильный, а здание содрогалось от ударов тяжёлых бойков. Молоты использовались для проковки некоторых деталей, например, крюков, требующих особой прочности и некоторой пластичности (чтобы не треснули), поэтому и сталь подбиралась соответствующая, и классический крановый крюк должен был быть именно кованым. Штампы использовались для штамповки объёмных или гнутых деталей из листового и другого проката, а также для пробивания отверстий. Был ещё специальный болтоковочный пресс, который ковал заготовки для болтов. В ряде случаев около молотов располагались горны для разогрева заготовок до пластичного состояния, поэтому на крыше кузнечного цеха видно несколько высоких труб – они шли от горнов (рис. 15). Горны сначала работали на угле, а потом – на мазуте. Небольшие угольные горны автор застал на старых пермских автобазах ещё в конце 80-х. Думаю, что без горна и небольшой кузницы на серьёзном ремонтно-механическом производстве не обойтись и сейчас, поскольку этот процесс ничем не заменить. Участочек заводской кузницы попал в кадр на рис. 16, где происходит проверка размеров детали и мастер решает, проковать ли её ещё, для «дотягивания» размера.


Рис.15


Рис.16

Сегодня в гаражах для разогрева перед проковкой часто используют пламя газовой или бензиновой горелки, но это неправильно, так как заготовка может переохладиться в определённом месте, а нагревается неравномерно и сталь может потерять свои свойства; тогда и последующая проковка мало поможет.
Часто в кузнечно-прессовых цехах применялись консольные краны, закреплённые на колонне цеха. Один кран обслуживал, как правило, один тяжёлый молот. Заготовки подвозились на тележках.

Сборочный цех
На краностроительных заводах и заводах по производству землеройных и дорожных машин можно выделить два основных типа сборочных цехов:
а. «Классический» высокий цех со сборочной линией, представляющей собой рельсовый путь колеи около 2 и более метров, с низкими тележками, на которые сначала ставилась ходовая часть будущей машины, на неё ставили агрегаты или поворотную платформу, а к ней уже пристыковывали рабочее оборудование; такой цех был на «Коммунаре» (территория «Бурлака») когда он выпускал лесные машины ЛП-18 и ЛП-49. Трактор ТТ-4 без щита разгружался с ж-д платформ на стоянку, а затем буксировался на прицепе к такому-же трактору до ворот цеха. Перед самыми воротами его заводили с буксира, и на рельсовую тележку конвейера он въезжал сам. Готовые лесные машины снимал с тележки на другом конце конвейера мощный мостовой кран, и их тащили до отгрузочного ж-д перрона. Пустую рельсовую тележку поднимал тот-же мостовой кран и нёс в начало конвейера. Похожие цеха есть и на экскаваторных заводах, в том числе и сегодня.
б. Сборочный цех кранов башенного типа. Поскольку они не собирались полностью, сборка производилась по участкам: участок сборки секций башен, участок сборки стрел, оголовков, поворотных консолей, кабин, узлов ходовой части. Участки не имели конвейерной схемы, и каждая сборочная единица собиралась на одном месте. Участки могли быть разбросаны по разным зданиям, подходящим по размерам. Наиболее применяемый кран там был – мостовой, а раньше, в низких цехах – передвижные консольные и велосипедные.
На «Коммунаре» сборка стрел БКСМ-5-5А производилась на временной площадке, без здания, под навесом с мостовым краном. В сильные морозы или в метель работать там было практически невозможно, но частенько работали...
После остановки этого участка, через несколько лет, навес рухнул под тяжестью снега и так и оставался до разборки завода...

Вспомогательные и специальные участки
К специфическим вспомогательным подразделениям можно отнести участок пластмассовых изделий, на котором в эпоху выпуска лесных машин (80-е годы) делались пластмассовые головки рычагов со стальными резьбовыми вставками (для крепления головки на конце рычага), а также участки раскроя металла и раскроя картонной обивки кабин, участок сложной гибки трубок в сборочном цехе.
Раскрой листов вначале производился автогенной резкой, по шаблонам. Гибка сложно-гнутых трубок тоже вначале производилась вручную по шаблонам, а в 80-е стала производиться на специальном автоматическом станке. Станок был советского производства и имел простое электронное программное устройство («программатор»). Отрезанная заранее заготовка-трубка попадала в специальный тракт, где она зажималась, производился первый гиб, потом трубка передвигалась роликами, если надо – поворачивалась на угол, и производился второй гиб. Далее шли следующие повороты и гибы. Такая «хитрогнутая» трубка была нужна, чтобы на лесной машине (ЛП-18 или ЛП-49) маслопроводу обходить какие-то препятствия.
Автоматическую машину для газовой резки-раскройки стальных листов, тоже с электронным программатором, смонтировали году в 1987. Она представляла собой основание с направляющими, по которым ходил мост с кареткой, на которой была укреплена газовая горелка с тонким факелом, направленным вниз. Лист помещался между направляющими-рельсами моста, а горелка ходила над листом и вырезала достаточно сложные фигуры. Раскрой листа нужен был для изготовления добавочных фонарей кабин тракторов ТТ-4 (для удобного управления манипуляторами машин ЛП-18 и ЛП-49), а также для изготовления разных кожухов и щитков.
Для очень небольших и единичных, листовых заготовок был механический раскройный станок со специальным резцом (напоминающим долбёжный резец). Станок представлял собой станину, как у напольного вертикально-сверлильного или фрезерного станка, а на ней находилась подвижная каретка с резцом, совершающая возвратно-поступательные движения вверх-вниз, как на швейной машине. Резец находился над столом станка. Листок металла для раскроя укладывался на стол и передвигался и поворачивался вручную. На листке намечались контуры будущей заготовки, и резец небольшими резами «долбил» отверстия по линиям разметки. На таком станке было бы очень удобно вырезать небольшие детали из стального листа, например, для моделей.
Раскрой заготовок картона и утеплителя для кабин производился вручную.
Из «необычных» участков 50-60-х годов, можно упомянуть участок электродов на площадке «Коммунара» (рис. 1, поз. 6), где когда-то полностью изготавливались сварочные электроды: производилась правка проволоки из бухт, отрезка заготовок, затем обмазка и сушка электрода. Обмазочный состав готовился тут-же, в самодельном смесителе.
В середине 80-х появилась возможность сфотографировать и кузнечно-прессовый цех старого «Коммунара» (рис. 15 и поз. 4 на рис. 1). Высокие трубы из цеха – от горнов, где разогревались заготовки под ковку. На кадре (рис. 16) из старого английского фильма показан момент, когда рабочие держат кованую деталь на наковальне, а мастер проверяет деталь после проковки и решает, нужно ли нанести ещё несколько ударов, чтобы выйти в размер – у нас это выглядело точно так же. Ковалась такая деталь, конечно, на молоте; на ручную наковальню её поместили только для обмеров.
На площадке «Бурлака» в 80-е был маленький участок обкатки редукторов, где готовый собранный редуктор (собственно, это была коробка отбора мощности, она требовалась для привода насосов гидросистемы машин ЛП-18 и ЛП-49) ставился на специальный стенд с мощным электромотором и обкатывался около часа или более. Привод давал примерно те-же обороты, что и первичный вал привода редуктора на тракторе. Для контроля профиля зубчатых колёс, в главном металлообрабатывающем цехе, на участке ОТК, имелся интересный прибор - механический эвольвентомер (советское производство 1980-х, рис. 17). Вместо диска поз. 1 ставилось проверяемое зубчатое колесо, закреплённое на вертикальной на оправке, и эвольвентный профиль каждого зуба контролировался методом сравнения с эталонной эвольвентой из закалённой стали, находящейся внутри станины прибора. Разницу между эталонным и изготовленным профилем улавливал механический микронный индикатор часового типа. Результаты измерений заносились в тетрадь, находящуюся в ОТК. Никакой электроники или компьютерной технологии, более того, независимость от сети 220В!


Рис.17

И ещё один, тоже необычный, участочек. В небольшой комнате на 3-м этаже Заводоуправления (сейчас это деловой центр «Коммунар», Пермь, ул. Данщина, 5) располагался маленький участок для изготовления фирменных табличек на лесные машины ЛП-18 и 49. Они изготавливались нанесением на металлическую пластинку фотослоя и контактной фотопечатью на нём с прозрачной пластинки- негатива. Это не были литые «классические» таблички, какие мы обычно видим на старых механизмах; в силу недолговечности самих лесных машин (срок службы ЛП был всего несколько лет) и таблички были недолговечные и дешёвые. Фактически это была технология фотопечати начала века.
В силу разнообразия вспомогательных участков, подъемно-транспортные машины были разные, в зависимости от веса грузов и дальности перемещения: от мостового крана до лёгкой тали под потолком, от ручной тележки до автотракторного прицепа.
Подъемно-транспортные машины и внутризаводской транспорт заслуживают отдельного описания.

Подъёмно-транспортные машины
Несмотря на заметный недостаток механизации, разнообразие машин и механизмов для подъёма и перемещения тяжестей на старом заводе просто поражает!
Для начала предлагаю классификацию по выполняемым на заводе задачам:
1) разгрузка материалов и комплектующих с разных видов транспорта, сортировка их на складах и отгрузка со складов на производство;
2) перемещение материалов, узлов и деталей со складов и между цехами;
3) перемещение деталей в цехе между станками (межоперационные перемещения);
4) подъём и установка тяжёлых заготовок на станки, стенды, прессы и молоты;
5) сборочные операции в пределах сборочного стенда, площадки или тележки конвейера;
6) подъём и перемещение станков и другого тяжёлого оборудования в цехе при перепланировках;
7) подъём узлов и деталей при ремонте тяжёлого цехового оборудования;
8) специальные и редкие операции: монтаж или замена мостового крана, монтаж и ремонт башенного крана.
Для этих целей применялись:
а. Самоходные тележки и несамоходные; тележки рельсовые и безрельсовые, на обрезиненных колёсах (гусматиках) и на обычных пневматиках;
б. Вилочные погрузчики (например, львовский автопогрузчик с самодельной кабиной на рис. 18);
в. Различные краны и простейшие подъёмники;
г. Скиповые (ковшовые) подъёмники;
д. Ленточные и другие транспортёры.


Рис.18

Цеховые и заводские краны
Мостовые, козловые, полукозловые.
В цехах в основном использовались мостовые краны, а на складах – козловые, но были и интересные «гибриды», применяемые и поныне – это полукозловые краны. Полукозловой кран – это гибрид мостового и козлового крана (рис. 19, 20, 21). Чаще это - мостовой кран с опорами с одной стороны, иногда же за основу бралась конструкция козлового крана с готовыми «ногами». Современный полукозловой кран может быть весьма мощным (рис. 22). Полукозловые краны устанавливались в тех местах, где невозможно было разместить мостовой кран, а козловой бы мешал своими опорами и рельсами с двух сторон площадки. На «Бурлаке» полукозловой кран размещался в пролёте сварочно-сборочного цеха, и его мост с верхней опорой проходил над участком, совершенно не мешая работе; «козловая» же половина с рельсом на полу проходила параллельно проезду, что тоже не вызывало помех. Сам кран занимал часть пролёта. Над ним мог располагаться мощный мостовой кран, охватывающий весь пролёт. В какой-то степени полукозловой кран в цехе был аналогичен по назначению передвижному консольному или велосипедному кранам. Полукозловой кран, в частности, обслуживал участок обкатки редукторов в 80-х. Полукозловой кран позволяет обслужить транспорт, идущий в перпендикулярном направлении, например, передаточную тележку на рельсах в соседний цех или с улицы внутрь склада (рис. 19 и 21).

Рис.19 Рис.20 Рис.21

Передача грузов с улицы в цех чаще всего производится путём заезда грузовика или электрокара в цех, в зону действия цехового крана. Другой же способ передачи материалов из цеха (склада) наружу при помощи мостового крана показан на рис. 21-1: из цеха выведены балки с рельсами крана, опирающиеся на колонны. Преимущества такого решения – сквозной проезд транспорта вдоль ворот цеха, что не требует разворотов, но, правда, требует места.
Напольные стреловые краны представляли собой полноповоротные или неповоротные конструкции, иногда аналогичные известным кранам «Пионер», а иногда похожие на простейшие погрузчики, только вместо подъёмной каретки у них была вертикальная рама с гуськом, через блок на конце которого был перекинут канат с крюком. Тележка передвигалась вручную, а на раме крепилась простая ручная лебёдка.

Рис.21-1 Рис.22

«Классические» напольные краны были на небольшой тележке на гусматиках (рис. 23). Такие краны имели чаще ручной привод, а достаточно далеко по цеху их брали на буксир электрокары. Очень редки были конструкции, смонтированные на электрокарах (рис. 24). Напольные стреловые поворотные краны использовались при ремонте станков, а кран на электрокаре был удобен при перевозках деталей. Такие краны есть и сейчас, и у некоторых из них появился удобный электропривод от аккумулятора.


Рис.23


Рис.24

К башенным кранам, использовавшимся в заводском хозяйстве, относились списанные строительные краны самых разных моделей, в том числе, по-разному переделанные:
- с поворотной башней, переделанные на стреловые;
- с короткой поворотной башней;
- с укороченной неповоротной башней (рис. 25);
- с поворотной головкой, установленной через небольшой портал прямо ходовую раму (рис. 26) .

Рис.25 Рис.26

Кроме бывших паровых кранов с автомобильными и тракторными двигателями, встречались и паровые краны, переделанные на электричество, с питанием от кабеля. Такие краны обслуживали только свою площадку. В них иногда при капремонте старый паровой котёл и сильно изношенная паровая машина заменялись на электромотор и дополнительный противовес, при этом оставалась старая кинематическая схема; позже стали ставить стандартные крановые лебёдки, в том числе от списанных башенных кранов: рама и стрела парового крана были ещё очень прочные, лишь механизмы нужно было заменить. При этом, иногда такой кран работал на стационаре, на бетонном фундаменте.
Распространённым краном был и ГПК-5, но на «Бурлаке» и «Коммунаре» их не было; несколько этих кранов автор видел на Ковровском экскаваторном заводе, году в 1988. Сейчас на том месте, судя по Google maps, ещё осталась трасса железнодорожного тупика и просматриваются следы от подкрановых путей.
Интересную и необычную для советских заводов группу составляют «краны для двора», как можно буквально перевести их названия. Они настолько удобны именно для внутризаводского перемещения грузов, что автор не мог их пропустить в своём рассказе.
Такие краны проектировались специально для тесных заводских дворов. Оригинальны старинные простейшие краны на ж-д ходу, смонтированные или на платформе (рис. 27) или непосредственно на танк-паровозе (рис. 28). Паровой полноповоротный кран такого типа (рис. 29) имел короткую и часто изогнутую стрелу, чтобы иметь возможность работать внутри цеха с невысокой крышей.

Рис.27 Рис.28 Рис.29

Более современные «краны для двора» относятся к фронтальным (неповоротным) кранам на шасси автомобильного или тракторного типа (рис. 30) и работают на западных предприятиях до сих пор, наравне с автопогрузчиками.
Некоторые самоходные «краны для двора» имели небольшую грузовую платформу. Кран загружал к себе на платформу материалы, в сумме превышающие грузоподъёмность крана, и отвозил их куда требовалось. К самым малым кранам такого типа относится цеховой электрокар с краном (рис. 24).


Рис.30

Консольные краны - краны стрелового типа, стрела которых неподвижно закреплёна на колонне. К группе консольных кранов относятся: кран-укосина на колонне (например, над вагранкой – рис. 9 или рис. 31), настенный консольный кран (рис. 32 и 33), передвижной консольный кран (рис. 34) и велосипедный кран (рис. 35).

Рис.31 Рис.32 Рис.33 Рис.34


Рис.32-1

Стационарные консольные краны применяют для обслуживания отдельных станков, технологических агрегатов, сборочных и складских площадок. Интересным решением является консольный двухплечевой кран на колонне (рис. 36); он-же - «консольный кран с ломающейся стрелой»; такие краны предназначены для обслуживания станков в стеснённых условиях, так как благодаря складыванию плеч стрелы уменьшается радиус вращения. Управление таким краном производилось с пола, подъём гака и перемещение тельфера – с кнопочного пульта, повороты стрелы – верёвками.
Передвижные консольные краны применяют для обслуживания участков, находящихся около стены цеха (рис. 34). В этом случае они лучше полукозловых, так как совсем не имеют опорных путей на полу, но обслуживаемая площадь в ширину значительно меньше. Консольные краны с грузовой тележкой на стреле (или со стандартным тельфером) как правило, неповоротные.

Рис.35 Рис.36

Очень интересное использование консольного крана на металлургическом заводе в КНР (Beitai Steel Works) показано на рис. 32-1. Здесь кран смонтирован на стационарной портальной конструкции и имеет только 2 движения: поворот стрелы и подъём груза. Вместо крюка на канате подвешена баба для разбивания корки в ковшах с расплавленным шлаком, чтобы их опорожнить в отвал. Сброс бабы – растормаживанием барабана, по всей видимости, фрикционной лебёдки. Кроме этого, бабой можно ударить по днищу ковша для завершения его опорожнения.
В некоторых случаях консольно-поворотные краны устанавливаются на двухколесной ходовой тележке велосипедного типа (рис. 37). От бокового опрокидывания кран удерживается верхней двухроликовой опорой, двигающейся между двумя направляющими. По конструкции такой кран мало отличается от велосипедного крана (рис. 35) который на наших заводах уже, наверное, не встретить.


Рис.37

Велосипедный кран передвигается по однорельсовому наземному пути и удерживается верхним рельсом, закреплённым на балке. Этот кран при стреле, повёрнутой в направлении движения, занимает мало места, обслуживает площадь по обе стороны пути, т.е. может поворачивать стрелу в соседний пролёт. Велосипедные краны применялись в старых низких цехах, где невозможно было установить мостовой кран. В современных цехах с высокими потолками велосипедные краны больше не применяются, так как проигрывают по сравнению с более простыми мостовыми и консольными передвижными кранами.
Для межстаночных перемещений или для обслуживания конкретного станка или стенда (даже верстака) характерен консольный настенный кран, показанный на рис. 33. По стреле передвигается ручная таль-кошка с цепной подвеской крюка. Такие краны применялись как в начале века, так и сегодня. Просто, надёжно, недорого. В некоторых случаях таль-кошка двигалась по отрезку монорельса, прикреплённого к потолку. С одного конца можно было поднять заготовку с тележки, под другим концом находился станок. На площадке «Бурлака» в большом металлообрабатывающем цехе, в 80-е, было несколько отдельно стоящих консольных кранов на колонне, как на рис. 31, только полноповоротных. Поворот стрелы осуществлялся при помощи каната, вручную, а груз поднимал электротельфер. На одном из открытых складов, на площадке «Коммунара», стоял интересный кран, с электротельфером на стреле и с противовесной консолью. По конструкции он был переходным от консольных к башенным, так как стрела его, кроме жёсткого (консольного) крепления, была подвешена на тяге, закреплённой на верхнем конце поворотного оголовка башни (мачты, колонны). Кран, очень похожий на него по конструкции, автору недавно удалось сфотографировать (рис. 31-1).


Рис.31-1

Кстати, хотел бы привести классификацию подвесных грузоподъёмных устройств и крановых конструкций для их подвеса, которая была принята много десятилетий назад:
таль – подвесная лебёдка, управляемая снизу дистанционно, обычно цепью (ручная) или с пульта (электроталь, пневмоталь);
таль-кошка – таль, подвешенная к неприводной тележке для перемещения по монорельсу; таль-кошка может иметь только ручной привод, в том числе цепной редукторный;
тельфер – приводная таль на приводной тележке; обычно – электротельфер. Иногда, для взрывоопасных производств, применяли пневмотельферы;
Тали и тельферы применяются не только в кран-балках, мостовых или козловых кранах, а в разнообразных консольных кранах и на отдельных монорельсовых путях.
Более сложный механизм – некое развитие тельфера:
монорельсовая тележка (рис. 38) – своеобразный тельфер с кабиной управления; иногда имеет двухбарабанную грейферную лебёдку, или же работает с моторным грейфером с питанием от кабеля. Никаких поворотных приспособлений или стрелы монорельсовая тележка не имеет. Широко применялась раньше на самых разных заводах с фиксированными трассами перемещения материалов; сейчас её можно встретить «встроенную» в конструкцию мостового или козлового крана;
кран-балка – однобалочный мостовой кран, как правило, без кабины, управляемый с пола. По его двутавру ходит обычно электротельфер. На некоторых производствах, где кран-балка используется крайне редко, только для ремонта, она имеет полностью ручные цепные приводы. С такими кран-балками автор встречался на нефтезаводе, где они применялись, в частности, в насосных для редкого подъёма тяжёлых узлов при ремонтах;
мостовой кран – вместо простой балки-двутавра имеет мост более сложной конструкции; балка-монорельс, или двухрельсовая система, или даже 2 разных пути под различные грузовые тележки, подвешены к мосту. Мостовые краны управляются как из кабины, так и с пола. По мосту (под мостом) может ходить как электротельфер, так и ручная таль-кошка (редкоиспользуемый кран) или же грузовая тележка. Лебёдка может быть как на тележке, так и сбоку моста. В этом случае и привод передвижения тележки осуществляется канатами (такая система часто применялась раньше, особенно на мостовых кранах большой грузоподъёмности). На мостовом кране могла быть подвешена монорельсовая тележка, тогда машинист ездил по мосту в кабине.


Рис.38

Родственные конструкции:
а) козловые краны однобалочные или с мостом, с тельфером или с грузовой тележкой;
б) полукозловые «гибриды» разных систем;
в) огромные мостовые перегружатели, на которых вместо тележки поверху моста мог ходить специальный стреловой кран, в том числе грейферный. При этом, снизу моста могла ходить вспомогательная тележка с крюковой подвеской, или наоборот – ремонтно-вспомогательный стреловой кран сверху, а главная грузовая тележка – снизу моста.

<на первую часть
на третью часть>

Материал подготовлен В.В.Филатовым (© 2017)
Автор будет признателен за отзывы читателей, объективную критику, поправки и дополнения (techstory@mail.ru)

Назад на страницу "История заводов"

Автор сайта будет признателен за любую информацию и фотографии. E-mail: Techstory@mail.ru


Copyright © 2002-2017 TechStory.ru

Главная