WWW.TECHSTORY.RU
Сайт о механических экскаваторах, старой строительной,
авто- и железнодорожной технике.

 
Главная
От автора
Мой фотоархив
 
Новости
 
Фотогалереи:
Экскаваторы
Краны
Трактора
Автотехника
Другая техника (СДМ)
Специальная техника
Железнодорожная техника
Импортная техника
Промзона
 
Технические описания:
Экскаваторов
Кранов
Тракторов
Автотехники
Другой техники (СДМ)
 
Масштабные модели
 
Фотообзоры техники
 
Наши поиски
 
Статьи и литература
 
Ссылки
 
Спасибо за сотрудничество!
 

Экскаваторы Э-10011А и Э-10011АС
описание и технические характеристики

Экскаватор Э-10011А с ковшом емкостью 1,0 м3 может работать с прямой и обратной лопатой, драглайном и грейфером. Длина основной решетчатой стрелы 12,5 м. При работе с крановым оборудованием решетчатая стрела может быть удлинена до 25 м.
Экскаватор Э-10011АС (скорей всего, такой модификации не существовало, и здесь идет речь об экскаваторе ЭО-5111АС) является модификацией экскаватора Э-10011А и предназначен для работы в северных районах. Ответственные детали экскаватора выполнены из высококачественных сталей, дополнительно термически обработанных. Для запуска двигателя установлен предпусковой подогреватель. Поворотная платформа установлена на роликовое опорно-поворотное устройство. Кабина машиниста утеплена и обогревается от отопительно-вентиляционной установки. В систему пневмоуправления введены спиртовой осушитель и дополнительный масловлагоотделитель.
Электрооборудование экскаватора имеет более мощный генератор переменного тока; установленны электрические приборы для контроля работы двигателя и гидротрансформатора.

Высокий коэффициент полезного действия экскаватора Э-10011А достигается тем, что большинство передач машины смонтировано на подшипниках качения. Уплотнения узлов подшипников выполнены из севанитовых колец, надежно удерживающих масло от вытекания из мест смазки. На экскаваторе применено гусеничное ходовое устройство многоопорного типа с цепным приводом ведущих колес. Гусеницы стопорятся храповыми устройствами. Пульт управления машиной находится в кабине машиниста, изолированной от механизмов. В холодное время года кабина обогревается.
В экскаваторе Э-10011А применены односкоростной реверс и фрикционная муфта двойного действия, используемая для возврата рукояти прямой лопаты и разматывания тягового каната при подъеме ковша драглайна. С помощью муфты двойного действия тяговый барабан может принудительно вращаться в направлении разматывания каната. Обоими барабанами главной лебедки управляют одной рукояткой на пульте машиниста. При этом скорости тягового и подъемного канатов равны. Такая схема работы драглайна дает возможность безопасно погружать грунт в транспортные машины и способствует лучшему наполнению ковша вследствие меньшего осыпания «шапки».

Технические характеристики экскаватора Э-10011А

Объем ковша прямой лопаты, м3 1,0
Сменное рабочее оборудование драглайн, кран, прямая и обратная лопата, грейфер
Двигатель дизель Д-108
Мощность двигателя, л.с. 108
Управление пневматическое
Скорость передвижения, км/ч до 2,0
Проектная производительность для лопаты, м3/ч 210
Удельное давление на грунт, кГ/см2 0,87
Общий вес, т 35,0
Длина крановой стрелы, м 12,5; 25; 25 с гуськом
Максимальная грузоподъемность, т 16; 5,3; 2

Силовая установка 1 (дизель Д-108) установлена в задней части платформы. С правой стороны дизеля смонтирован радиатор 24, а с левой стороны - гидротрансформатор 2. Все эти агрегаты закреплены на раме 25. Цепной редуктор 3 расположен на левой стороне платформы.
В верхней части кожуха редуктора установлено натяжное устройство 4 со звездочкой, регулирующей нагяжение цепи. Вал 6 первой передачи заканчивается ленточным тормозом 5. Зубчатая передача, соединяющая валы главной лебедки, расположена в кожухе 18.
Фрикционные муфты 7 механизмов реверса находятся с левой стороны платформы. На заднем валу 9 главной лебедки помещены подъемный барабан 23 и механизм 8 ограничения скорости опускания стрелы, на переднем валу 12 - стреловой барабан 14 с тормозом 15 и блок 17 напорных звездочек с фрикционной муфтой и тормозом 18.
Вал 11 механизма реверса и передача 22 на механизмы поворота и хода расположены между валами главной лебедки (при работе краном устанавливают планетарный редуктор 10). Вертикальный вал 16 механизма хода находится под передним валом главной лебедки.
В передней части платформы смонтированы промежуточные звездочки 19, а в правой передней части платформы помещены пульт управления 20 и сиденье 21 машиниста.

Расположение механизмов на поворотной платформе экскаватора Э-10011А

Кинематическая схема экскаватора Э-10011А приведена ниже.
От коленчатого вала двигателя 1 экскаватора вращение передается через соединительную муфту 2 и гидротрансформатор 3 шестирядной цепной звездочке 4. В главную трансмиссию экскаватора Э-10011А входят: цепная передача 4 - 5, промежуточный вал 6, находящийся в постоянном зацеплении шестерни 7, 8, и 14, а также валы 24 и 17.
П о д ъ е м
- к о в ш а осуществляют барабаном 27, установленным на валу 24 и управляемым при помощи ленточного фрикциона 28 внутреннего типа и тормоза 29 наружного типа.
П о д т я г и в а н и е
- к о в ш а - д р а г л а й н а производят барабаном 18, управляемым ленточным фрикционом 23 внутреннего типа и тормозом 19 наружного типа. Если экскаватор оборудуют прямой лопатой, барабан 18 заменяют (аналогично экскаватору Э-652Б) сдвоенной цепной звездочкой, которую крепят болтами к шкиву фрикциона 25. Эта звездочка связана одной цепью с напорным барабаном, а другой со свободно вращающейся на валу 24 звездочкой 26 возврата ковша. При втягивании рукояти эта звездочка соединяется с валом 24 ленточным фрикционом внутреннего типа. При оборудовании экскаватора драглайном звездочку 26 не используют.
П о д ъ е м
- с т р е л ы осуществляют барабаном 15, свободно вращающимся на валу 17 и управляемым ленточным фрикционом 22 внутреннего типа и тормозом 16 наружного типа. Стрела опускается на тормозе 16, однако для ограничения скорости опускания барабан 15 связан цепной передачей 21 с противообгонной муфтой 25 роликового типа.
М е х а н и з м
- р е в е р с а состоит не из конических, а из цилиндрических шестерен. В отличие от экскаваторов Э-652Б и Э-1251 у экскаватора Э-10011А реверсируют не вертикальный, а горизонтальный вал 20. Механизм реверса работает следующим образом.
Шестерни 9 и 13 соединяются с валами 24 и 17 ленточными фрикционами 10 и 12 внутреннего типа. Валы 24 и 17 вращаются в разные стороны. При включении фрикциона 10 шестерня 9 вращается вместе с валом 24 против часовой стрелки, а шестерня 11, находящаяся в постоянном зацеплении с шестернями 9 и 13 - по часовой стрелке. Если включить фрикцион 12, то вращение через шестерню 13 передается шестерне 11 и она вращается против часовой стрелки. На вал 20 движение передается с шестерни 11, жестко укрепленной на нем.
Движение от шестерни 11 передается через вал 20 и коническую передачу 30 к находящимся в постоянном зацеплении цилиндрическим шестерням, установленным на подшипниках на поворотном валу 32 и вертикальном валу 36 ходового механизма.
М е х а н и з м п о в о р о т а включается кулачковой муфтой 31. Платформу поворачивают так же, как это делают на экскаваторе Э-652Б при обкатывании шестерни 33, жестко укрепленной на валу 32, по венцу 34 с внутренним зацеплением, приваренному к раме ходовой части.
Х о д о в о й м е х а н и з м включают кулачковой муфтой 35. Кинематическая схема ходового механизма экскаватора Э-10011А не отличается от кинематических схем экскаваторов Э-652Б и Э-1251.
Экскаватор фиксируют на месте при работе управляемым стопором 37.
К особенностям кинематической схемы экскаватора Э-10011А относятся следующие:
1) наличие гидротрансформатора;
2) стрелоподъемный механизм может работать одновременно с механизмом поворота платформы и независимо от него; передача движения стрелоподъемному механизму - шестерепная; ;
3) механизм поворота платформы и передвижения экскаватора реверсируют цилиндрическими шестернями и ленточными фрикционами;
4) рабочее оборудование прямой лопаты имеет зубчато-реечный (кремальерный) напорный механизм.

Кинематическая схема экскаватора Э-10011А

Главная лебедка экскаватора состоит из переднего и заднего валов. На этих валах расположены все механизмы.
При работе прямой лопатой на переднем валу размещают стреловой барабан 25 и блок 29 напорных звездочек. На заднем валу монтируют подъемный барабан 7, механизм реверса 8 напорного механизма и обгонную муфту 12.
При работе драглайном на переднем валу размещают стреловой 25 и тяговый 5 барабаны. Передний вал 1 устанавливают на двух роликоподшипниках 2, обоймы которых закрепляют в гнездах станины поворотной платформы. На валу с левой стороны (на рисунке справа) на консольной части находится фрикционная муфта 20 механизма реверса. Ведущая часть муфты - крестовина 21 установлена на шлицах вала, а ведомая - ступица шкива с закрепленным на ней зубчатым колесом 22 - на подшипниках качения 24. Ведущее зубчатое колесо 23 закреплено на валу жестко с помощью шлицев.
За опорными роликоподшипниками 2 на валу 1 размещаются на двух сферических роликоподшипниках ступица стрелового барабана 25, правая часть которого служит одновременно шкивом тормоза и ведомой частью для фрикционной муфты. К внутренней торцовой поверхности ступицы приварена цепная звездочка 26; втулочно-роликовой цепью 11 она приводит в действие механизм ограничения скорости опускания стрелы. На валу 1 помещена также крестовина 27 фрикционной муфты стрелового барабана.
Ступица блока напорных звездочек установлена на подшипниках качения, а крестовина 3 фрикционной муфты этого барабана - жестко на шлицах.
На консольной части второго вала размещена фрикционная муфта 15 механизма реверса, на ступице ведомой части этой муфты - зубчатое колесо 14 того же механизма. На валу жестко закреплено ведущее колесо 13, а также установлена обгонная муфта 12 с укрепленной на ее корпусе звездочкой, которая соединена со звездочкой 26 переднего вала втулочно-роликовой цепью 11. На ступице фрикционной муфты механизма реверса 8 установлена звездочка, связанная втулочно-роликовой цепью 6 со звездочкой 28 блока 29. С помощью муфты осуществляется возврат рукояти.
На валу расположен также подъемный барабан 7, тормозной шкив 4 которого является одновременно ведомой частью фрикционной муфты. Детали лебедки закрепляют на валу с помощью круглых гаек 18 и стопорных шайб.
Фрикционная муфта главной лебедки и механизма реверса состоит из крестовины 3, фрикционной ленты и механизма управления. Одно плечо рычага 16 соединено регулировочной тягой с лентой 10 муфты, а второе - с пневмоцилиндром 17, укрепленным на ступице крестовины. Для быстрого оттормаживания устанавливают возвратную пружину 9. Воздух к пневмоцилиндру подводят через вращающееся соединение 19, установленное на торце вала, и по каналу, просверленному внутри вала.
При подъеме стрелы барабан 25 также включают фрикционной ленточной муфтой.
Скорость опускания стрелы ограничивается обгонной муфтой 12, по конструкции аналогичной применяющейся на экскаваторе Э-652Б.

Главная лебедка экскаватора Э-10011А

Механизм поворота монтируют в масляной ванне поворотной платформы. Поворотный вал 7 вращается в сферических роликоподшипниках (верхнем 8 и нижнем 2), закрепленных в корпусах верхнего и нижнего листов поворотной платформы.
В средней части вала на роликовых подшнпниках расположены коническая шестерня 5 и цилиндрическая шестерня 4. Эти шестерни соединяют с валом при помощи кулачковой муфты 6, ведомую полумуфту которой перемещают по шлицам вала.
На нижней части вала под поворотной платформой на шлицах закреплена обегающая шестерня, находящаяся в зацеплении с зубчатым венцом.
Шестерня 1 удерживается от осевого перемещения торцовой крышкой, репящейся к валу болтами.

Механизм поворота экскаватора Э-10011А

Механизм хода экскаватора показан на рисунке ниже.
Ходовая рама 9 соединена с поперечными балками 11, которые приварены к рамам 10. Ходовая рама состоит из стального цилиндра, усиленного внутри диагональными и поперечными ребрами.
К верхней плоскости рамы приварен опорно-поворотный круг 8, внутри которого помещен зубчатый венец 7.
В центре ходовой рамы размещен литой стакан 6 с отверстием для центральной цапфы 4. Внутри цапфы на подшипниках качения 5 установлен вертикальный вал 3 механизма хода.
Вал 3 приводится в действие от шестерни 2, которая находится в зацеплении с шестерней 4 (см. рис. выше) механизма поворота. Шестерня 2 (см. рис. ниже) соединяется с валом 3 кулачковой муфтой 1, перемещаемой по шлицам на валу.
Конические шестерни 23 и 18, жестко установленные на вертикальном 3 и горизонтальном валах механизма хода, постоянно находятся в зацеплении.
Центральная часть 16 горизонтального вала вращается на подшипниках скольжения, закрепляемых в разъемных корпусах 15 стакана 6 ходовой рамы.
Центральная часть ходовой рамы снизу закрывается картером 17. Шестерни 23 и 18 работают в масляной ванне и защищены от влаги и пыли. В торцовых отверстиях центральной части вала установлены втулки, в которых размещены внутренний опоры полуосей (правой 12 и левой 21). Вторыми опорами полуосей являются втулки, установленные в отверстия корпуса ходовой рамы.
К концевым частям центральной части вала приварены ведущие неподвижные кулачковые полумуфты 14 и 19. Подвижные полумуфты 13 и 20 установлены при помощи шлицев на полуосях. При включении муфт реверса полуоси начинают вращаться вместе с центральной частью вала.
Если одну из подвижных полумуфт 13 и 20 переместить в сторону внешнего конца полуосей 12 и 21, то она входит в зацепление со стопором 22, закрепленным на ходовой раме. Полуось, а вместе с ней и соответствующая гусеничная лента стопорятся, что необходимо для разворота экскаватора. Наружный обод полумуфты 19 является храповиком тормозного устройства; собачки закреплены на кронштейнах, приваренных к ходовой раме.
Кулачковые муфты и храповое стопорное устройство включают с помощью системы рычагов, приводимых в действие пневматической системой управления.
Гусеничное ходовое устройство экскаватора Э-10011А состоит из двух гусеничных рам 10, на которых размещены ведущие и направляющие колеса, опорные и поддерживающие катки и гусеничные ленты.

Механизм хода экскаватора Э-10011А

Электрооборудование экскаватора Э-10011А обеспечивает питание системы наружного и внутреннего освещения, электростартера 18 пускового двигателя, звуковой и световой сигнализации ограничителя грузоподъемности при крановом рабочем оборудовании.
Источником электроэнергии при работающем дизеле служит генератор переменного тока 1, ведущий перезарядку аккумуляторной батареи 19 через селеновый выпрямитель 5. Генератор имеет мощность 300 вт при напряжении 12 в.
При остановленном дизеле с помощью пакетного выключателя 7 включается освещение кабины машиниста и кузова от аккумуляторной батареи, а пакетным выключателем 22 - фара 23.
Пакетный выключатель 6 служит для включения аккумуляторной батареи на зарядку и отключения ее при остановленном дизеле. Для защиты генератора от коротких замыканий служат плавкие предохранители 2, 3 и 4.
Амперметр 17 с двусторонней шкалой указывает зарядный и разрядный ток аккумуляторной батареи. Штепсельная розетка 15 служит для включения переносной лампы и двигателя вентилятора отопителя кабины.
Сигнальная лампа 20 и звуковой сигнал 21 предназначены для указания моментов срабатывания ограничителя грузоподъемности.

Электрооборудование экскаватора Э-10011А

Озникомиться с наглядными схемами механизмов и управления экскаватором, а также с рабочим оборудованием и его характеристиками можно на странице описания последующей модификации экскаватора - Э-10011Д

Фотогалерея экскаватора Э-10011А

На страницу "Механические экскаваторы. Описания и технические характеристики"

Автор сайта будет признателен за любую информацию и за фотографии этих экскаваторов. E-mail: Techstory@mail.ru


Copyright © 2002-2010 TechStory.ru

Главная