Экскаватор
ЭКГ-5А с ковшом
вместимостью 5 м3 -
электрическая
карьерная
полноповоротная
лопата на гусеничном
ходу, предназначенная
для выемки и погрузки
в транспортные
средства полезных
ископаемых и
вскрышных пород, в том
числе тяжелых
скальных,
предварительно
разрыхленных взрывом.
Разрабатываемые
породы с объемной
массой более 2 т/м3
должны быть
предварительно
разрыхлены.
Экскаватор является
модификацией ранее
выпущенных
Уралмашзаводом
моделей ЭКГ-4,6, ЭКГ-4,6А
и ЭКГ-4,6Б.
Экскаватор
предназначен для
умеренного климата с
интервалом температур
от -40 до +40°С, а также
для тропического
климата на высоте не
более 1000 м над
уровнем моря.
Экскаватор ЭКГ-5А
состоит из следующих
составных частей:
поворотной части,
включающей в себя
поворотную платформу
с расположенными на
ней механизмами, и
рабочее оборудование:
ходовой
тележки, состоящей из
нижней рамы, двух
гусеничных рам с
колесами и
гусеничными цепями;
ходового механизма,
зубчатого венца,
роликового круга. Все
механизмы на
платформе закрыты
кузовом.
Для удобства ремонта и
монтажа механизмов на
платформе кровля
кузова имеет съемные
панели. Расположение
основных агрегатов и
узлов экскаватора
обеспечивает
свободный доступ к ним
для осуществления
монтажных,
демонтажных и
ремонтных работ.
Большинство
механизмов и составных
частей экскаватора
ЭКГ-5А имеют блочную
конструкцию и
взаимо-заменяемы, что
позволяет применять
при ремонтах
агрегатно-узловой
метод.
Экскаватор ЭКГ-5В
выполнен на базе
серийного ЭКГ-5А. Ковш
экскаватора
оборудован
пневмоударными
зубьями,
автоматически
включаемыми в работу
при увеличении
сопротивления при
копании,
обеспечивающими
разрушение горной
массы в процессе
черпания и позволяет
разрабатывать
трещиноватые породы и
угли малой и средней
крепости без
предварительного их
рыхления взрывом.
Применение этой
машины перспективно в
тех случаях, когда
проведение
буро-взрывных работ
невозможно по
экологическим или
каким-либо иным
причинам. Удельный
расход электроэнергии
не превышает расхода
при работе
экскаватора с обычным
ковшом. Экскаватор
оборудован
пневмосистемой для
питания молотов
сжатым воздухом.
Экскаватор ЭКГ-5Д
создан на базе
серийного экскаватора
ЭКГ-5А, оборудован
дизель-электрическим
приводом, дающим
возможность
эксплуатировать
машину в условиях
отсутствия линий
электропередачи.
Первичными
двигателями
экскаватора являются
дизели, приводящие во
вращение генераторы
постоянного тока,
питающие двигатели
основных механизмов.
Топливный бак объемом
3800 л рассчитан на 24
часа непрерывной
работы. Система
дистанционного
контроля позволяет
следить за работой
дизелей из кабины
машиниста.
Основные
параметры экскаватора
ЭКГ-5А
Емкость
основного ковша
лопаты, м3 |
5,2 |
Емкость
сменных ковшей, м3 |
3,2; 4,6; 6,3; 7 |
Напряжение
питающей сети, кВт |
3; 3,3; 6; 6,6 |
Тип
электропривода |
Г-Д с МУ |
Мощность
сетевого
двигателя, кВт |
250 |
Наибольший
преодолеваемый
уклон пути, град. |
12 |
Расчетная
продолжительность
рабочего цикла на
угол 90°, сек. |
23 |
Скорость
передвижения, км/ч |
0,55 |
Масса
рабочая, т |
196 |
Рабочее
оборудование включает
ковш, рукоять ковша,
механизм открывания
ковша, стрелу с
напорным механизмом и
двуногую стойку.
Нижний конец стрелы
опирается на
подпятники поворотной
платформы, а верхний -
поддерживается на
весу канатным
полиспастом.
На поворотной
платформе установлены
подъемная лебедка, два
поворотных механизма,
электрооборудование,
пневмосистема,
двуногая стойка,
стреловая лебедка и
кузов.
В передней правой
части платформы
расположена кабина
машиниста.
Поворотная платформа
через роликовый круг
опирается на ходовую
тележку и соединена с
ней центральной
цапфой. Между
поворотной и нижней
рамами установлен
высоковольтный
токоприемник.
Ходовая тележка
состоит из нижней
рамы, гусеничного
хода, зубчатого венца
с нижним кольцевым
рельсом, редуктора
хода с тормозом,
гидросистемы
управления тормозом,
муфтами переключения
гусеничного хода.
Ковш состоит из
передней и задней
стенок, днища,
коромысла и обоймы с
уравнительным блоком.
Передняя стенка из
высокомарганцовистой
стали снабжена пятью
съемными зубьями из
той же стали. Передняя
стенка и зубья
наплавляются твердым
сплавом типа
«Сормайт». Корпус
ковша соединяется
пальцами с коромыслом
и днищем.
Рукоять ковша состоит
из двух сварных балок
прямоугольного
сечения,
изготовленных из
листов
низколегированной
стали с приваренными
цельнокатаными
рейками. Стрела
представляет собой
сварную металлическую
конструкцию
коробчатого сечения.
На стреле экскаватора
установлены напорный
механизм, головные
блоки, блоки
стрелового каната и
лебедка открывания
ковша. Для
устойчивости стрела
закреплена к
поворотной платформе
боковыми тягами.
Лебедка подъема
стрелы имеет привод от
электродвигателя
лебедки подъема ковша.
Напорный механизм
приводится от
электродвигателя, на
валу которого
закреплена шестерня,
находящаяся в
зацеплении с зубчатым
колесом
промежуточного вала
редуктора.
Поворотный механизм
состоит из двух
одинаковых агрегатов.
Каждый из них имеет
вертикальный
электродвигатель с
фланцем, опирающимся
на корпус редуктора.
Ходовой механизм
приводится в движение
электродвигателем,
установленным на
передней стенке
нижней рамы.
Пневматическая
система предназначена
для управления
тормозами подъема,
поворота, напора,
продувки
электрооборудования
от пыли, подачи
звукового сигнала и
привода различного
пневматического
инструмента сжатым
воздухом от
одноступенчатого
двухцилиндрового
компрессора подачей 580
л/мин рабочим
давлением 0,7 МПа.
Гидросистема
предназначена для
управления тормозом
ходового механизма и
механизма
переключения гусениц.
Основные детали
гидросистемы
расположены на задней
стенке нижней рамы.

Схема
рабочих размеров
экскаватора ЭКГ-5А |
Экскаватор
получает питание от
высоковольтного
пункта. Потребляемая
мощность экскаватора
в получасовом режиме
составляет 250 - 275 кВт
при средневзвешенном
коэффициенте мощности
0,6. Для питания
экскаватора от
приключательного
пункта рекомендуется
высоковольтный кабель
КШВГ-Зх16+1х6 для
условий умеренного
климата или
КШВГ-Т-Зх25+1х10 для
условий тропического
климата.
Для управления
высоковольтным
электродвигателем
Аг-М (пятимашинного
преобразовательного
агрегата) и силовым
трансформатором
собственных нужд Тр1
применено
малогабаритное
высоковольтное
комплектное
распределительное
устройство РУ с общим
разъединителем,
масляным выключателем
на ток отключения 1,25 кА,
имеющими ручной
привод, и
предохранителями на 8 А
или 16 А при
напряжении питающей
сети 6000 В или 3000 В
соответственно.
Релейная токовая
защита, а также защита
от грозовых
перенапряжений и учет
расхода потребляемой
электроэнергии
обеспечивается
потребителем на
электроподстанции или
на приключательном
пункте. Заземление
корпуса экскаватора
производится к
контуру заземления
карьера через
заземляющую жилу
кабеля КШВГ. Питание
электродвигателей
подъема, напора,
поворота, хода
осуществляется по
системе генератор -
двигатель постоянным
током с управлением от
силовых магнитных
усилителей УК-УМСП,
УК-УМСН, УК-УМСВ,
кулачковыми
командоконтроллерами
ККП, ККН, ККВ. В системе
управления
предусмотрены блоки и
узлы, обеспечивающие
стабильность
механических
характеристик главных
приводов при
изменении температуры
электрических машин:
блоки токоограничения
- УК-БТОП, УК-БТОН,
УК-БТОВ; блок
стабилизации токов
возбуждения
двигателей главных
приводов - УК-БСТВ;
узел автоматического
копания - УК-БАК.
На экскаваторе
предусмотрен контроль
состояния изоляции
электросети 220 В
переменного тока РУ-Р,
также силовых цепей и
цепей управления
постоянного тока.

Схема
электрическая
однолинейная
экскаватора ЭКГ-5А |
Экскаваторы
ЭКГ-5А относятся к
тяжеловесным и
крупногабаритным
грузам. Перевозка
экскаваторов ЭКГ-5А
может осуществляться
специальными
автотранспортными
средствами или
транспортерами на
железнодорожном ходу.
При транспортировке
экскаватора ЭКГ-5А
необходимо опустить
(или снять), рабочее
оборудование и
демонтировать
двуногую стойку.
Для
перевозки экскаватора
автотранспортом
рекомендуется
спользовать прицеп
ЧМЗАП-5530 или ЧМЗАП-8388 и
тягача КЗКТ-537Л.

Перевозка
экскаватора
автотранспортом |
Перевозка
экскаватора по
железной
дороге выполняется на
специальном
подвижном составе -
транспортерах
грузоподъемностью 180 -
220 тс.

Расположение
экскаватора на
железнодорожной
платформе-тяжеловозе |
|