Управление
всеми рабочими
механизмами
экскаватора можно
разделить на основное
и вспомогательное.
Основная
система управления
- это комплекс
устройств для
управления
экскаватором при
выполнении рабочего
цикла. Сюда входит
управление
фрикционами и
тормозами подъемного
и напорного
механизмов главной
лебедки, фрикционами
механизма главного
реверса, а также
тормозами механизма
поворота платформы и
механизмом открывания
днища ковша.
Все эти механизмы
должны включаться и
выключаться в течение
рабочего цикла,
длительность которого
составляет 15 - 20 с.
Таким образом, для
основного управления
экскаватором
характерны частые
включения (до 35—50 в
минуту) и значительные
усилия, необходимые
для включения
фрикционов и тормозов.
Вспомогательная
система управления
экскаватором -
это дополнительный к
основной системе
управления комплекс
устройств для
управления
экскаватором между
рабочими циклами.
Для вспомогательного
управления характерно
редкое включение,
например:
переключение
кулачковых муфт
механизмов поворота и
передвижения
экскаватора в забое;
переключение
подвижных шестерен,
обеспечивающих высшую
или низшую скорость
поворота платформы
или передвижения
экскаватора;
переключение
двусторонней
кулачковой муфты или
шестерни, включающей
стрелоподъемный
барабан или звездочку
возврата рукояти;
переключение
кулачковых муфт
горизонтального вала
механизма
передвижения и пр.
Усилие на рычагах
основной системы
управления не должно
превышать 3 - 4 кгс,
величина хода - 150 мм
в каждую сторону от
нейтрального
положения, так как при
больших усилиях и
ходах рычагов
машинист быстро
утомляется. Для
облегчения условий
работы машиниста
применяют устройства,
уменьшающие
необходимые усилия на
рычагах и величину их
хода. Для рычагов
вспомогательной
системы управления,
включаемых редко,
можно допустить
сравнительно большое
усилие (до 12 - 15 кгс),
необходимое для
включения
соответствующих
механизмов.
Системы управления
подразделяют на механические,
гидравлические и
пневматические.
Механическая
(рычажная) система
управления
наиболее проста в
изготовлении, надежна
в эксплуатации и
обеспечивает
благодаря
непосредственной
связи руки (или ноги)
машиниста с
фрикционом (или
тормозом) высокую
«чувствительность»
управления. Для этой
системы характерно
большое число тяг,
рычагов и шарнирных
соединений. Трение в
каждом из шарниров
увеличивает усилие,
которое должно быть
приложено машинистом
к рычагу или педали
управления. Шарнирные
соединения рычагов и
тяг, несмотря на
использование в них
стальных закаленных
втулок и пальцев,
быстро изнашиваются.
Износ шарниров
вызывает
необходимость часто
регулировать систему
управления и заменять
изношенные детали, что
связано с простоями
экскаватора. Для
уменьшения трения
износа шарниры
рычажной системы
необходимо регулярно
смазывать, что
усложняет
эксплуатацию
экскаваторов.
На экскаваторах 3-й и
4-й размерных групп
механическую систему
используют для
управления
вспомогательными
механизмами.

Схема
механического
управления
экскаватором
В гидравлической
системе управления
усилие, необходимое
для включения
фрикционных и других
механизмов, создается
исполнительным
гидроцилиндром, на
поршень которого
воздействует
жидкость, подаваемая
под давлением.
Жидкость в
исполнительный
гидроцилиндр можно
подавать насосом,
создающим давление (в
этом случае машинист
лишь управляет
подачей жидкости,
открывая доступ для
нее от насоса к
гидроцилиндру), или
гидроцилиндром -
датчиком, на поршень
которого машинист
нажимает рычагом или
педалью. В первом
случае система
управления называется
насосной, а во втором
-безнасосной.
Гидравлическая
система управления
применяется на
экскаваторах Э-1252Б -
более мощных, чем
экскаваторы 3-й или 4-й
размерных групп.
Пневматическая
система управления
принципиально
отличается от
насосной
гидравлической тем,
что рабочие механизмы
включаются не
жидкостью, а сжатым
воздухом, подаваемым к
исполнительным
пневмоцилиндрам от
компрессора через
специальный
пневмораспределитель
и пневмоклапаны
управления.
Основные преимущества
пневматического
управления по
сравнению с
гидравлическим
заключаются в более
плавном включении
механизмов благодаря
способности воздуха
сжиматься, а также в
использовании
атмосферного воздуха
в качестве рабочего
тела, что исключает
необходимость
снабжения маслом.
Плавное включение
достигается
конструктивными
особенностями:
изменением величины
сечений входных
каналов
(дросселированием) и
применением
регулируемых
пневмоаппаратов
управления. Однако при
пневматическом
управлении давление,
под которым воздух
подается к
исполнительным
пневмоцилиндрам,
обычно не превышает 6 -
8 кгс/см2, т. е.
намного меньше, чем
при гидроуправлении.
Поэтому размеры
исполнительных
пневмоцилиндров
должны быть
соответственно
больше.
Пневмокамерные
фрикционы позволяют
избежать этого
недостатка.
На экскаваторах 3 - 4-й
размерных групп с
механическим приводом
применяют
пневматическую
систему управления.
|