Первый
гусеничный трактор С-60
"Сталинец",
работающий на
лигроине, был выпущен
заводом 1 июня 1933 г. и
выпускался до 1937 г. В
дальнейшем на его базе
был создан дизельный
гусеничный трактор С-65
мощностью 75 л.с.,
выпускавшийся с 1937 по
1941 гг. Всего было
изготовлено 37.626
тракторов марки С-65. На
Всемирной выставке в
Париже трактор С-65
отмечен высшей
наградой - дипломом
"Гран-при".
Во время ВОВ
оборудованиее
Кировского завода из
Ленинграда
эвакуировали на Урал,
где временно слили два
предприятия и в
течение 20-ти с лишним
лет ЧТЗ выпускал
продукцию под знаком
Кировского завода.
5 января 1946 г. собран
первый послевоенный
"Сталинец-80" (С-80),
с кабиной закрытого
типа, а с 12 июля 1946 г.
началось его массовое
производство. Эта
машина нашла широкое
применение в
различных отраслях
народного хозяйства:
Волго-Донской
судоходный канал -
более половины
земляных работ
выполнено этими
тракторами. Машины ЧТЗ
были широко
использованы при
распашке целинных и
залежных земель.
Трактор С-80 имел
болотоходную
модификацию С-80Б-2 с
увеличенной шириной
гусениц.
20 июня 1958 г. заводу
было возвращено его
историческое имя -
Челябинский
тракторный завод.
Серийно выпускается
трактор С-100. Эта
машина отмечена
золотой медалью
международной
выставки в 1961 г.
На гусеничном
тракторе
промышленного
назначения С-100
устанавливался дизель
КДМ-100 мощностью 100 л.с.
На базе С-100 было
создано несколько
модификаций: С-100Б -
трактор с увеличенной
шириной гусениц и
удлиненной базой с
установкой шестого
опорного катка;
трактор С-100БХ - имел
уменьшенное до 0,28 кг/см2
давление на почву, по
сравнению с С-100Б и
оборудовался
реверсивной тяговой
лебедкой, якорным
устройством и
коробкой передач с
ходоуменьшителем;
трактора С-100ГС и Т-100ГП
с
раздельно-агрегатной
гидравлической
системой. Первый
предназначен для
работы с с/х орудиями и
машинами, второй -
промышленного
назначения.
Некоторое время
выпускалась
переходная модель -
Т-108, на которой
устанавливался новый
дизель Д-108 взамен
КДМ-100; тогда же была
разработана модель
трактора Т-130 тягового
класса 9 т, с
дизелем КДМ-130,
оборудованном
турбонаддувом.
Промышленный
трактор ДЭТ-250 с
электромеханической
трансмиссией
мощностью 300 л.с.
выпускался с января 1961
г. В 1969 г. трактор
модернизируется и
такая машина
маркируется как
ДЭТ-250М. Это был самый
мощный трактор до
середины 70-х г. На его
счету три золотых
медали различных
международных
выставок. Эти машины
предназначены для
производства земляных
работ больших объемов
в строительстве,
мелиорации и горном
деле.
9 октября 1963 г. с
главного конвейера
сошел первый серийный
трактор Т-100М, сменив
на конвейере
выпускавшуюся ранее
модель С-100.
На первых моделях Т-100М
на радиаторной
решётке штамповали
букву "К"
- фирменный знак
Челябинского
Кировского завода.
На трактор
устанавливался дизель
Д-108, мощностью 108 л.с.,
который практически
без изменений ставили
на трактора семейства
Т-100 вплоть до начала
80-х г. На этом
двигателе впервые
применили пусковой
двигатель П-23М вместо
П-46, форсунки
закрытого типа с пятью
вместо одного
распыливающими
отверстиями,
появилась реактивная
центрифуга в масляном
фильтре тонкой
очистки, был несколько
снижен литраж,
увеличен до 82 кГм
макс.крутящий момент,
понижена степень
сжатия (что облегчило
пуск), за счёт
улучшения
смесеобразования и
сгорания топлива в
камере днища поршня
увеличена номинальная
мощность.
Кроме того, в системе
электроборудования
появился амперметр,
эл.стеклоочиститель,
аккумуляторные
батареи для питания
стартера, который тоже
впервые начали
ставить на пусковой
двигатель (если раньше
тот запускался
пусковой рукояткой,
теперь появилась
дублирующая система
пуска). В трансмиссии
особых изменений не
произошло, пока не
начали выпускать Т-130.
И наконец, по
сравнению с
предыдущими моделями
несколько изменили
внешний вид: передняя
стенка кабины в
верхней её части
скошена вовнутрь, что
увеличивает обзор
трактористу и немного
сужен капот двигателя
в его задней части,
засчёт чего увеличено
остекление кабины.
В 1968 г. на
международной
выставке трактор Т-100М
награжден золотой
медалью.
Наряду с базовой
моделью, выпускались
следующие
модификации: Т-100МГС -
сельскохозяйственная,
приспособленная под
заднюю
гидрофицированную
навеску различных с/х
машин; Т-100МГП -
промышленная с
гидроприводом,
вынесенным в переднюю
часть трактора; Т-100МБ -
болотоходная с
изменённой
конструкцией
гусеничного хода и на
её базе - приведённые
выше Т-100МБГС и МБГП.
Кроме того,
выпускались модели в
арктическом и
тропическом
исполнениях. Всего с
1964 г. выпускалось 22
варианта трактора
Т-100М!
С середины 70-х г.
перешли на выпуск
трактора Т-100МЗ
("З" - заменяемый;
переходная модель от
Т-100М к Т-130), который от
предшественника
отличался лишь
однорычажным (как на
Т-130) управлением
одновременно
тормозами и поворотом,
установкой (с того
же Т-130) ведущих
звёздочек гусениц и
наличием одного
поддерживающего
ролика вместо 2-ух. На
базе Т-100МЗ
выпускались
модификации Т-100МЗГС,
М3ГП, МЗБГС и МЗБГП и
др.
Промышленный трактор
Т-130 выпускался с конца
60-х по начало 80-х г.
Первые модели
оснащались дизелем
Д-130 с турбонаддувом
мощностью 140 л.с.,
с середины 70-х г. на
трактора
устанавливался дизель
Д-160 мощностью 160 л.с.
Базовым
гидрофицированным
трактором является
модель Т-130МГ-I;
выпускались также
модификации Т-130ГП,
Т-130БГ (болотный), Т-130-I -
с передней и задней
гидравлическими
системами, Т-130.1.Г-I -
промышленный,
оборудованный
гидросистемой и
передним механизмом
навески (бульдозер и
др.)
В 1983 г. был собран
первый сверхмощный
энергонасыщенный
трактор Т-800 с
гидромеханической
трансмиссией. Машина
достигала скорости до
14 километров в час и
была предназначена
для разработки особо
тяжелых мерзлых и
скальных пород без
взрыва.
С марта 1988 г. начато
производство
гусеничного трактора
Т-170, оснащенного
модернизированным
дизельным двигателем.
Промышленный,
гусеничный, общего
назначения, тягового
класса 10. Предназначен
для эксплуатации в
агрегате с
бульдозерным и
рыхлительным
оборудованием и
другими
дорожно-строительными
и мелиоративными
машинами и орудиями.
Один из самых
распространенных
тракторов на
отечественных
стройках. Трактор Т-170
внешне очень походит
на своего
предшественника -
трактор Т-130 и
отличается от него
модернизированной
трансмиссией.
В конце 90-х г. на
Челябинском
тракторном заводе был
создан новый
дизель-электрический
трактор ДЭТ-320.
Сохранив все
достоинства своего
предшественника -
трактора ДЭТ-250
(электрическая
трансмиссия,
эластичная подвеска
гусениц, низкое
удельное давление на
грунт, высокая
транспортная скорость
и бесступенчатое
регулирование тяговых
и скоростных
диапазонов и тд.)
трактор имеет более
современный дизайн
кузова и усиленную
ходовую. Трактор ДЭТ-320
оснащается дизелем
В-35ИН мощностью 350 л.с.
вместо В-31М2
мощностью 323 л.с.
как у ДЭТ-250М2; тяговый
электродвигатель
развивает мощность 272 л.с.(266
л.с. - у ДЭТ-250М2).
С 2004 г. на
тракторе ДЭТ-320
устанавливается
дизель ЯМЗ-7512.10-04
мощностью 330 л.с. |
|