Придавая
исключительно важное
значение развитию
топливно-энергегических
и горнодобывающих
отраслей отрасли для
народного хозяйства
страны. Правительство
СССР приняло решение
об организации
отечественного
производства мощных
промышленных
тракторов на Волге, в
г. Чебоксары.
Строительство
завода-гиганта
началось 12 января 1972 г.
Постановлением ЦК
ВЛКСМ Чебоксарский
завод был включен в
число Всесоюзных
Ударных комсомольских
строек.
Одновременно со
строительством завода
началось формирование
коллектива. Приказом
МТСХМ № 276 от 21 октября
1971 г. организована
Дирекция строящегося
ЧЗПТ (Чебоксарского
завода промышленных
тракторов). Директором
завода назначен
Виктор Тимофеевич
Десятов. С января 1972 г.
начался прием рабочих,
инженерно-
технических
работников, служащих,
специалистов и
руководителей.
30 декабря 1974 г. вступил
в строй первый
производственный
корпус завода -
сдаточный корпус, на
производственных
площадях которого и
началось изготовление
узлов и деталей
будущего серийного
трактора Т-330
мощностью 330 л.с.
Уже 25 октября 1975 г. был
сдан ОТК первенец
завода - бульдозер Т-330
под маркой "ЧЗПТ".
Этот день для
коллектива
предприятия считается
днем рождения
тракторного завода. До
конца 1975 г. было
собрано еще 5 машин
мощностью 330 л.с. К
1976 г. на введенных
производственных
площадях ЧЗПТ было
сдано в эксплуатацию
технологического
оборудования на 20 млн.
рублей, освоено
изготовление около 3
тыс. наименований
деталей и 25 узлов
трактора, численный
состав вырос до 5 тыс.
человек. Было создано
32 отдела, 7 служб, 13
цехов.
На базе трактора Т-330
Отделом главного
конструктора в 1974 г.
был спроектирован
трактор-трубоукладчик,
предназначенный для
укладки труб большого
диаметра в траншею,
сопровождения
очистных изоляционных
машин и выполнения
подъемно-транспортных
работ на
магистральных газо- и
нефтепроводах. Первым
опытный образец был
собран 7 мая 1977 г.. В 1980
г. трактор ТТ-330 (ТГ-502)
прошел приемочные
испытания
Государственной
комиссией утвержден
акт и протокол с
рекомендацией
трубоукладчика к
серийному
производству.
В 1976-1980 гг. перед
коллективом
тракторостроителей
стояла главная задача
- организация
серийного
производства
тракторов Т-330. К 1980 г.
было собрано 350
тракторов Т-330 - это
первая промышленная
партия. 1 сентября 1982 г.
с главного конвейера
сошел юбилейный 1000-ый
трактор.
Для изготовления
опытных образцов
тракторов на ЧЗПТ
построен
Экспериментальный
Корпус (ныне
Опытно-Механический
завод) проектной
мощностью 100 машин в
год. Сдан он в июле 1980
г., а в ноябре 1980 г.
здесь начали собирать
первьй Т-500.
К 1985 г. ГСКБ
разработало основную
концепцию семейства
промышленных
тракторов классов 25, 35,
50 т. В этом году
были изготовлены
первые три трактора Т
25.01 с планетарной КПП.
Через три года
Госкомиссия
рекомендовала его для
производства с
установлением высшей
категории качества.
На базе Т-25.01 созданы
модификации
трубоукладчика ТГ-321А
(первый трактор собран
в 1987 г.) и
мелиоративный ТМ-25.01
(1988 г.).
В 1989 году был
изготовлен
экспериментальный
образец самоходного
универсального
роботизированного
автономного шасси
"СУРА",
предназначенного для
работы в условиях
радиационного и
химического заражения
и успешно работавшего
в Чернобыле.
В этом же году собран
первый опытный
трактор Т-50.01
(мощностью 750 л.с.).
Трактор Т-35.01 принят к
производству после
завершения приемочных
испытаний в 1991 г. А
конструкторы
завершили разработки
уже нового трактора -
колесного бульдозера
КБ-25.02 и колесного
погрузчика ПК-12.01,
опытные образцы
которых собраны
соответственно в 1993 и
1994 гг.
В 1995 г. начато серийное
производство
тракторов Т-25.01 и Т-35.01,
оснащенных
двигателями
Ярославского
моторного завода.
В 1996 г. завод приступил
к созданию тракторов
Т-20.01 и Т-15.01 мощностью
280 и 240 л.с., а также
трубоукладчиков на их
базе
грузоподъемностью 22,
32, 50 т.
Первый трактор Т-20.01
собран в декабре 1997 г.,
его трубоукладочная
модификация - в 1998 г.
25 октября 1999 г. собран
первый трактор Т-15.01.
В 1999 г. началась
разработка проекта на
создание трактора
мощностью 160 л.с -
Т-11.01. Также заводом
создан колесный
бульдозер ТК-25.02 на
базе узлов и агрегатов
трактора Т-35.
В 2002 г. на ОАО
"Промтрактор"
прошла презентация
бульдозера
"Четра" (Т-11.01К)
тягового класса 10 т
и оснащенным дизелем
Cummins 6CT8.3-C мощностью 168 л.с. |
|