Волгоградский
(до 1961 г.
Сталинградский)
тракторный завод
имени Ф.Э.
Дзержинского,
введенный в строй в 1930
г., до 1937 г. выпускал
колесные с.-х. тракторы
СТЗ-1 (известные также
под маркой СТЗ-15/30).
Всего было выпущено
390500 этих машин.
В 1937-1949 гг. завод
производил гусеничные
с.-х. тракторы СТЗ-НАТИ
(СТЗ-3, СТЗ-НАТИ 1ТА). В
предвоенные и военные
годы выпускался
транспортный трактор
СТЗ-5 (СТЗ-НАТИ 2ТВ). 20
апреля 1947 г. с главного
конвейера сошел 10000-й
трактор СТЗ-НАТИ.
Всего тремя заводами -
СТЗ, ХТЗ и АТЗ - было
собрано 191 тысяча (по
другим данным - более
210 тысяч) таких
тракторов.
С 1949 по 1957 год
выпускался трактор
ДТ-54, существенно
отличавшийся от
предшественника
СТЗ-НАТИ в первую
очередь установкой
дизельного, более
экономичного
двигателя. С 1952 г.
двигатель трактора
оборудуется счетчиком
моточасов; с 1956 г. на
тракторе применено
раздельное управление
муфтами поворота и
тормозами, что
облегчило управление
трактором.
В 1957 г. трактор был
оборудован
гидравлической
раздельноагрегатной
системой, задним
навесным устройством,
что обеспечивало
возможность работы с
навесными и
гидрофицированными
машинами, и стал
выпускаться под
маркой ДТ-54А.
Производство трактора
ДТ-54А продолжалось до
1963 г. Следует отметить,
что, начиная с 1959 г.
проводились испытания
трактора ДТ-54А с
автоматизированным
вождением (с
«автоматом Логинова»),
с кабельным
телеуправлением, а
также с аппаратурой
для дублированного
управления по радио.
На базе ДТ-54, ДТ-54А
выпускались
болотоходные тракторы
ДТ-55 (1956-1958 гг.), ДТ-55А
(1958-1963 гг.),
отличавшиеся
увеличенными длиной
опорной поверхности и
шириной гусениц.
Предназначались для
выполнения с.-х. работ
на заболоченных
почвах с низкой
несущей способностью;
использовались также
на мелиоративных
работах и на
торфразработках.
В 1953-1956 гг. на базе
дизельного ДТ-54
выпускался
газогенераторный
трактор ГБ-58,
применявшийся в
отдаленных районах,
куда подвоз жидкого
топлива был затруднен.
Была также
разработана и
испытывалась
крутосклонная
модификация - трактор
ДТ-57.
ДТ-54 был основным
пахотным трактором,
использовавшимся при
освоении целинных и
залежных земель.
Помимо
сельскохозяйственного
производства тракторы
семейства ДТ-54 имели
широкое применение и в
других отраслях
народного хозяйства.
Всего три завода -
СТЗ/ВгТЗ, ХТЗ и АТЗ -
выпустили почти 958
тысяч тракторов этого
семейства.
В конце 1950-х гг.
началась разработка
более совершенного
трактора, который
должен был заменить
ДТ-54А. Испытывались и
исследовались
экспериментальные
тракторы ДТ-56, ДТ-65,
превратившиеся в
итоге в ДТ-75.
В сентябре-декабре 1963
г. выпускался трактор
ДТ-54В - переходная
модель, имевшая раму,
трансмиссию, ходовую
систему еще от
трактора ДТ-54А, а
кабину - уже от
трактора ДТ-75; с
последним по
большинству агрегатов
был унифицирован и
двигатель СМД-14Б (60
л.с.).
30 декабря 1963 г. без
остановки конвейера
было начато
производство нового
трактора ДТ-75 с
дизелем СМД-14
мощностью 75 л.с.
В 1967 г. параллельно с
ДТ-75 начат выпуск и
более мощного (90 л.с.,
дизель А-41) трактора
ДТ-75М.
В 1969 г. была внедрена в
производство
болотоходная
модификация - трактор
ДТ-75Б. Предназначался
для выполнения с.-х.
работ на почвах с
низкой несущей
способностью
(заболоченных землях,
осушенных болотах) и
механизации работ в
мелиорации и на
торфороазработках.
Существенное снижение
давления на почву
достигнуто за счет
увеличения ширины
гусениц и снабжения
направляющих колес
механизмом
опускания-подъема.
14 января 1970 г. был
выпущен миллионный
трактор СТЗ/ВгТЗ. Это
был ДТ-75.
В 1973 г. начат выпуск
крутосклонного
трактора ДТ-75К,
предназначенного для
выполнения с.-х. и
других работ в горах,
на склонах крутизной
до 20?. Его
особенностью, как
ранее и
экспериментального
ДТ-57, являлось
выполнение работ
челночным
(реверсивным)
способом, без
разворотов в конце
гона, когда ходы
трактора вперед и
назад являются
рабочими. Для этого
одинаковые орудия
навешивались и сзади,
и спереди трактора. На
ДТ-75К устанавливался
дизель СМД-14Н с
непосредственным
впрыском топлива
мощностью 80 л.с. Эти же
дизелем стали
комплектоваться и
тракторы ДТ-75, ДТ-75Б.
15 августа 1976 г. завод
выпустил свой
полуторамиллионный
трактор.
Осенью 1977 г.
Волгоградский
тракторный завод
получил право собрать
10-миллионный
советский трактор.
В 1979 г. дизайн
тракторов семейства
ДТ-75 был кардинально
изменен. Были внедрены
смещенная вправо
герметизированная,
шумоизолированная,
подрессоренная кабина
прямоугольных форм,
обеспечивающая
эргономически
правильную позу
тракториста
(оборудованная
подрессоренным
регулируемым сиденьем
тракториста,
воздухоочистительной
охладительной
установкой,
калориферным
отопителем,
стеклоочистителями) и
соответствующий ей
капот. Тракторы с
новой кабиной
получили обозначения:
с дизелем СМД-14Н -
ДТ-75В, с дизелем А-41 -
ДТ-75МВ, болотоходный -
ДТ-75БВ.
Тракторы семейства
ДТ-75 постоянно
совершенствовались и
улучшались. Так, в
середине 1980-х гг.
вместо трактора ДТ-75В
начал выпускаться
трактор ДТ-75Н с
дизелем СМД-18 с
турбонаддувом
мощностью 95 л.с. Вместо
трактора ДТ-75МВ с
конвейера начал
сходить трактор ДТ-75Д
также с наддувным
дизелем Д-440 мощностью
сначала 95, а затем даже
110 л.с. (ДТ-75Д
комплектовался также
и дизелем А-41 без
турбонаддува). В конце
1990-х гг. тракторы ВгТЗ
стали выпускаться с
непосредственным
стартерным пуском
вместо пускового
двигателя.
Промышленными
партиями выпускались
модификации: торфяная
ДТ-75ДТ,
пахотно-пропашная
ДТ-75НП, тракторы ДТ-75Р
с дизелем РМ-80, ДТ-75МД
со словацким дизелем
«Мартин» Z8604 и др.
В феврале 1983 г. с
главного сборочного
конвейера ВгТЗ сошел
двухмиллионный
трактор.
ДТ-75 послужил базой
для создания
скоростного
энергонасыщенного
трактора ДТ-175С
«Волгарь» с дизелем
СМД-66 мощностью 170 л.с.
с автоматической
бесступенчатой
гидромеханической
трансмиссией, выпуск
которого был начат в
1986 г. В 1989 г. «Волгарь»
прошел модернизацию,
направленную на
повышение надежности,
в первую очередь
трансмиссии, и в
дальнейшем
производился под
маркой ДТ-175М.
Кроме серийно
выпускавшихся ДТ-175С и
ДТ-175М в семействе
«Волгарей» было много
экспериментальных
машин: болотоходный
ДТ-175СБ, торфяной
ДТ-175Т, рисоводческий
ДТ-175МР,
шарнирно-сочлененный
ГШСТ-8 (ВТ-400) и др.;
проводились работы по
установке на трактор
различных дизелей
(ЯМЗ-238, А-01Т, СМД-34,
СМД-86, чешский «Татра»
Т-3).
В 1994 г. на производство
был поставлен
тракторы нового
семейства: ВТ-100Н с
дизелем СМД-20Т и ВТ-100Д
с дизелем Д-442
мощностью сначала 120
л.с. (в тяговом режиме),
затем - 130 л.с.
В 2003 г. параллельно с
ВТ-100Д начат выпуск и
трактора ВТ-150Д
мощностью 150 л.с.
Тракторы нового
семейства, кроме
повышенной мощности
отличали
усовершенствованная
трансмиссия,
пневмосервирование
органов управления,
2-скоростной вал
отбора мощности, новая
каркасно-панельная
кабина, условия труда
в которой отвечали
всем требованиям
стандартов,
откидываемый капот
Производство ВТ-100 и
ВТ-150Д шло параллельно
с тракторами типа ДТ-75.
На базе тракторов
ВТ-100, ВТ-150 были
разработаны: пахотный
ВТ-200Д мощностью 200 л.с.
с такой же
трансмиссией, как на
ДТ-175М «Волгарь»
(выпущена
опытно-промышленная
партия) и несколько
модификаций
специального
назначения, в т.ч.
свекловодческая
ВТ-100ДС, рисоводческая
ВТ-100ДР, торфяная
ВТ-100ДТ. Велись работы
по адаптации к
тракторам этого
семейства различных
дизелей (ЯМЗ-236,
КамАЗ-740, американский
Камминз QSВ-5,9,
словацкий «Мартин» Z8604
и др), был разработан
пластиковый капот
современного дизайна.
В 2009 г. был разработан
новый дизайн и для
трактора типа ДТ-75Д с
использованием
унифицированной с
тракторами ВТ-100, ВТ-150
кабины, нового
пластикового капота,
пластмассового
топливного бака. Новый
трактор получил марку
ВТ-90Д, а после замены
волгоградской кабины
на кабину
унифицированную с
машинами
Владимирского
тракторного завода -
марку Агромаш-90ТГ. Его
производство началось
в 2010 г., но в силу ряда
причин оно
сокращалось, а вскоре
было вообще
прекращено.
26 ноября 2015 г. на ВгТЗ
собран последний
трактор. Это был
Агромаш-90ТГА с
заводским №1959. |
|