WWW.TECHSTORY.RU
Сайт о механических экскаваторах, старой строительной,
авто- и железнодорожной технике

 
Главная
От автора
Мой фотоархив
 
Новости
 
Фотогалереи:
Экскаваторы
Краны
Трактора
Автотехника
Другая техника (СДМ)
Специальная техника
Железнодорожная техника
Импортная техника
Промзона
 
Технические описания:
Экскаваторов
Кранов
Тракторов
Автотехники
Другой техники (СДМ)
 
Масштабные модели
 
Фотообзоры техники
 
Наши поиски
 
Статьи и литература
 
Ссылки
 
Спасибо за сотрудничество!
 

Тракторы СТЗ-15/30 и СТЗ-НАТИ
фотогалерея

17 июня 1930 г. с конвейера Сталинградского (СТЗ), ныне Волгоградского (ВгТЗ), тракторного завода сошел первый отечественный трактор массового производства - колесный сельскохозяйственный СТЗ-1 или СТЗ-15/30 (в литературе встречаются также его упоминания под маркой просто СТЗ и названием «Интернационал постройки СТЗ»). Этот день считается и днем рождения СТЗ/ВгТЗ - первого специализированного тракторного завода в СССР.
Трактор СТЗ-1 оказался весьма удачным: достаточно мощным для того времени, неприхотливым, простым в эксплуатации и ремонте, надежным и пользовался заслуженным признанием механизаторов. В колхозах и совхозах трактор использовался практически на всех видах работ: основной и поверхностной обработке почвы, севе, уборке зерновых, кормовых и технических культур, на приводе стационарных машин и на транспорте.

В 1937 г. на смену колесному СТЗ-1 пришел более мощный и производительный, больше подходящий к почвенно-климатическим и дорожным условиям нашей страны новый с.-х. трактор - гусеничный, полностью отечественной конструкции.
Чтобы подчеркнуть вклад сотрудников НАТИ в создание этой машины, ей была присвоена марка СТЗ-НАТИ (или СТЗ-3, СТЗ-НАТИ 1ТА). 15 мая с главного конвейера СТЗ был снят последний трактор СТЗ-1, зав. №207036, а 11 июля сошел первый серийный СТЗ-НАТИ.
При проектировании трактора СТЗ-НАТИ его создатели придерживались принципа «не изобретать, а конструировать» и закладывали в трактор передовые на тот период, проверенные технические решения. Машина получилась и оригинальной, и удачной, существенно превосходящей СТЗ-1 по эксплуатационно-технологическим показателям. При более мощном на 73% двигателе он развивал вдвое большие крюковые мощность, силу тяги и по расходу топлива на единицу выполненной работы (погектарному) был на 10-15% (а по некоторым сведениям даже на 25%) экономичнее. Удельная материалоемкость гусеничного СТЗ-НАТИ – 90,4 кг/л.с. – была всего на 2,8% выше, чем у колесного СТЗ-1.

О высоком техническом уровне трактора СТЗ-НАТИ говорит тот факт, что на международной выставке в Париже в 1938 г. он был заслуженно удостоен «Гран При». А руководитель работ по трактору со стороны НАТИ В.Я.Слонимский в 1941 г. был удостоен Сталинской премии. К сожалению, другой руководитель создания трактора - главный конструктор СТЗ В.Г.Станкевич - в 1938 г. был репрессирован.
СТЗ изготавливал эту машину в 1937-1942 и 1944-1949 гг. До появления и распространения
ДТ-54 это был основной пахотный трактор в СССР; он использовался в агрегате с различными орудиями и машинами на широком спектре работ, часто применялся на транспортных работах, особенно в весеннюю, осеннюю распутицу и зимой, был востребован в других отраслях народного хозяйства и любим механизаторами. В годы ВОВ сельскохозяйственный СТЗ-НАТИ широко использовался в армии наряду с транспортным СТЗ-5.
Всего было выпущено 191000 (по другим данным 210744) тракторов семейства АСХТЗ-НАТИ.

Более подробно ознакомиться с историей создания, конструкцией и тех.характеристикой тракторов, можно в нижеперечисленных статьях:
В.В.Косенко. СТЗ-1 - первый отечественный трактор массового производства
В.В.Косенко, В.В.Шаров, Е.О.Герасимов, А.И.Тюбаев. 80 лет СТЗ-НАТИ - первому гусеничному сельскохозяйственному трактору отечественной конструкции
Э.Котляр. Победы, тревоги и гибель гвардейцев индустриализации
В.В.Косенко. Первый главный конструктор СТЗ

СТЗ-15/30 (СТЗ-1)
Года выпуска: 1930 - 1937;
Мощность двигателя - 30 л.с.,
Число передач вперед - 3, назад - 1;
Эксплуатационная масса - 3000 кг
Колесный трактор СТЗ-1 Сталинградского тракторного завода на скашивании посева многолетних трав. С трактора снят капот. Предочиститель на воздухозаборной трубе двигателя установлен от трактора другой марки. Фотография из архива О.Чалкова. Трактор СТЗ-15/30 на постаменте. Памятник первым пахарям земли Тацинской. Ростовская обл. Фотография сделана А.Цымбалом в 2017 г.
 
  Колесный трактор СТЗ-1 (СТЗ-15/30) на дисковом лущении стерни. Фотографию для сайта предоставил В.В.Косенко. Трактор СТЗ-1 (на переднем плане) на севе зерновых колосовых. Фотографию для сайта предоставил В.В.Косенко. Трактор СТЗ-1 на уборке зерновых прямым комбайнированием в агрегате с прицепным комбайном «Коммунар». Фотографию для сайта предоставил В.В.Косенко.
СТЗ-НАТИ (СТЗ-3, СТЗ-НАТИ 1ТА)
Года выпуска: 1937 - 1949;
Мощность двигателя - 52 л.с.,
Число передач вперед - 4, назад - 1;
Эксплуатационная масса - 5100 кг
Гусеничный трактор СТЗ-НАТИ Сталинградского тракторного завода. Фотография из справочной литературы. Площадка готовой продукции Сталинградского завода. Трактора СТЗ-НАТИ, 1947 г. Фотография из журнала "Огонек" №5 за 1947 г. 10000-й гусеничный трактор СТЗ-НАТИ Сталинградского тракторного завода. Фото из журнала «Огонек», №8 за 1947 г.
Трактор СТЗ-НАТИ в агрегате с прицепным зерноуборочным комбайном. Фото из архива О.Чалкова. Трактор СТЗ-НАТИ в агрегате с прицепным силосоуборочным комбайном. Фотография из альбома «Советская Эстония». Гусеничный трактор СТЗ-НАТИ в агрегате с прицепным грейдером. Фотографию для сайта предоставил В.В.Косенко.
   
  Гусеничный трактор СТЗ-НАТИ в пахоте с прицепным 5-корпусным плугом. Фотографию для сайта предоставил В.В.Косенко. Гусеничный трактор СТЗ-НАТИ с экспериментальной жаткой для скашивания риса в валки. Фотография из архива С.В.Зленко (зам. Главного конструктора «Ростсельмаш»). Предоставил для сайта В.В.Косенко.  
   
  Фотография трактора СТЗ-НАТИ с площадки ликвидируемого СТЗ\ВГТЗ А.Бондаренко 2016 г. В данное время завода по выпуску тракторов (гражданской продукции) не существует физически.    

Назад на станицу фотогалерей тракторов СТЗ/ВгТЗ

Автор сайта будет признателен за любую информацию и фотографии. E-mail: Techstory@mail.ru


Copyright © 2002-2021 TechStory.ru

Главная