Железнодорожный
кран ПК-6
выпускался на
Машиностроительном
заводе им.1 мая в
г.Кирове с 1936 по 1956 гг.
Из заводских ворот все
краны выходили
паровыми, что отражено
в названии ПК-6 -
паровой кран
грузоподъемностью 6 т.
Привод механизмов
крана осуществлялся
от вертикального
парового котла с
дымогарными трубами.
Развиваемая мощность
45 л.с. Управление
рычажное. Кран
оснащался стрелой
длиной 10,3 м и мог
работать грейфером
объемом 1,5 м3.
Скорость передвижения
- 4 км/ч.
Железнодорожный кран
МК-6 (М -
моторный). В 60-е гг.
началась первая волна
модернизации паровых
кранов ПК-6.
Айвазовскими
железнодорожными
мастерскими МПС при
модернизации
заменялась
паросиловая установка
на бензиновые
двигатели
"Урал-ЗИС-355" или
"Урал ЗИС-353А".
Благодаря увеличенной
мощности двигателя,
почти вдвое,
значительно
повышалась
производительность
крана. Управление
механизмами
оставалось почти
таким же, как и при
работе от паровой
машины, с
незначительными
изменениями: например,
рычаг, который при
паровом приводе
включал свисток,
теперь использовался
для включения
стартера при пуске
двигателя.
Железнодорожный кран
ЭК-6 (Э -
электромотор). В
гораздо меньшем
количестве, по особому
заказу, при
модернизации
устанавливался
электродвигатель
мощностью 22 кВт.
Это краны, постоянно
работающие на
небольшом участке
пути на угольных
дворах, складах
предприятий и тп., где
имелась возможность
подключения к сети 380 В.
В 70-е годы началась
вторая волна
модернизации
шеститонников с
установкой дизельных
двигателей вместо
бензиновых, с
изменением марки на ДК-6
(Д - дизельный).
Стоит заметить, что
многие краны
модернизировались
самостоятельно силами
депо, при этом на кран
мог устанавливаться
любой мотор, который в
данный момент
оказался "под
рукой".
На некоторых кранах
увеличивали г/п до 7,5 т.
Краны ПК-6 оказались
исключительно
живучими и
ремонтопригодными,
хотя и не обладали
простой
кинематической
схемой: механизмы
крана имеют 12
цилиндрических и 8
конических зубчатых
колес, 4 звездочки
цепной передачи, что
не только усложняет
конструкцию, но и
приводит к
непроизводительным
потерям мощности на
преодоление
сопротивлений в
передачах. Из шести
муфт крана четыре
кулачковые, требующие
остановок в момент
включения, причем это
часто сопровождается
ударами. И наконец,
механизмы включаются
не независимо, а друг
через друга,
посредством длинных
кинематических цепей. |
|
 |
 |
 |
|
Железнодорожный
кран ПК-6. Фотография
из архива Кировского
машзавода "им.1
мая". |
Паровой
кран ПК-6 с грейфером. Фотография
сделана в музее
железнодорожной
техники г.Бреста,
Белоруссия. |
Последний
паровой кран ПК-6 в
г.Москве. Ст.Москва-III,
зима 1979 г. Фотография
из архива А.Шанина. |
|
 |
 |
 |
|
Паровой
кран ПК-6 в музее
железнодорожной
техники в
г.Санкт-Петербурге.
Фотографии сделаны
Д.Шаляпиным в 2006 г. |
|
Паровой
кран ПК-6. Фотография
сделана в музее
железнодорожной
техники в Барановичах,
Белоруссия.
Автор: Ю.Козлов. |
|
 |
 |
 |
|
Кран ПК-6
№1205 с двухчелюстным
грейфером. Фотография
сделана на
ст.Спас-Деменск в 1982 г.
Автор фото: station-master. |
Кран ПК-6
№406 с двухчелюстным
грейфером. Фотография
сделана в г.Полоцке,
Белорусской ССР в 1986 г.
А.Ликальтером. |
Кран ПК-6
№1911 с двухчелюстным
грейфером. Фотография
сделана на ст.Дно,
Псковской обл. в 1989 г.
В.Ворониным. |
|
 |
 |
 |
|
Паровой
кран ПК-6 №1158. Фотография
сделана в музее
железнодорожной
техники г.Бреста
С.Королевым в 2014 г. |
Железнодорожный
кран ПК-6. Установлен у
проходной кировского
машзаводада им.1 Мая.
Фотографии сделал
А.Литвиненко в 2014 г. |
|
|
 |
|
|
|
Железнодорожный
кран ПК6 №1160. Музей
железных дорог России
в г.Санкт-Петербурге.
Фотографию сделал
К.Островский в 2022 г. |
|
|
|
 |
 |
 |
|
Кран
МК-6 с захватом для
леса. Фотография
сделана В.Буракшаевым. |
Кран
МК-6 с двухчелюстным
грейфером. Фотографию
прислал А.Бошкарев. |
Железнодорожный
кран МК-6 1950 г.выпуска,
зав.№1811 в музее
железнодорожной
техники в
г.Калининграде.
Фотография сделана
Г.Киселевым;
предоставлена
администратором
проекта "Псковские
железные дороги"
Ю.Киселевым. |
|
 |
 |
 |
|
Три
крана МК-6 на
территории одного из
пром.передприятий.
Фотографии сделаны
В.Курусом в 2007 г. |
|
|
|
 |
 |
 |
|
Моторный
кран МК-6 инв.№3855 с
двухчелюстным
грейфером в депо
Раменское. Фотографии
сделаны А.Авериным в
2003 г. |
|
Моторный
кран МК-6 инв.№3855 с
двухчелюстным
грейфером в депо
Раменское. Фотографию
сделал А.Лисичкин. |
|
 |
 |
 |
|
Железнодорожный
кран МК-6. Фотография
сделана в Тульской
обл. О.Котовым в 2005 г. |
Моторный
железнодорожный кран
МК-6 с двухчелюстным
грейфером в Рижском
железнодорожном
музее. Фотографии
сделал Г.Левченко. |
|
|
 |
 |
 |
|
Железнодорожный
кран МК-6 с
двухчелюстным
грейфером. Фотография
сделана в Тульской
обл. А.Курсовым в 2005 г. |
Железнодорожный
кран МК-6 1930 г.выпуска
(!!??) с двухчелюстным
грейфером. Фотография
сделана в Ташкентском
железнодорожном музее
Д.Золотухиным в 2009 г. |
Железнодорожный
кран МК-6. Фотография
сделана на
территории
железнодорожного
музея в г.Хаапсалу,
Эстония в 2006 г.
Н.Харламовым. |
|
 |
 |
 |
|
Железнодорожный
кран ДК-6, сохраненный
в одном из
Подмосковных депо.
Фотографию сделал
А.Лисичкин. |
Дизельный
железнодорожный кран
ДК-6 на одном из
пром.предприятий в
г.Серпухова в
Московской обл.
Фотографию сделал
М.Ю.Гладкевич. |
Железнодорожный
кран ДК-6. Фотографию
сделал в депо
Подмосковная
К.Островский в 2010 году. |
|
 |
 |
|
|
Железнодорожный
кран ЭК-6 оснащенный
грейфером. Фотографии
сделаны на ст.Сборная
С.Мазовым. |
На
фотографии виден ввод
электрокабеля в кран -
через крышу. Система
характерна для
полноповоротных
машин, выпускавшихся в
послевоенный период. |
|