Снегоочистители
представляют собой
прицепные машины
вагонного типа,
оборудованные
отвальными
снегоочистительными
устройствами в форме
плуга. Перемещаются
снегоочистители
локомотивом, который
обеспечивает также
сжатым воздухом
пневматическую
систему управления
рабочими органами
машин.
Снегоочистители
двухпутные плужные
предназначаются для
очистки путей от
снежных заносов на
двух- и многопутных
линиях железных дорог.
Они могут
использоваться и на
однопутных участках.
Снег при движении
двухпутного плужного
снегоочистителя
отбрасывается в одну
сторону, как правило, в
правую по направлению
движения.Однопутный
плужный
снегоочиститель ЦУМЗ
предназначен для
очистки путей от снега
высотой до 0,6 м на
однопутных участках с
отбрасыванием снега
на обе стороны пути.
Снегоочистительное
устройство имеет
форму клина с шириной
захвата 3,2 м без
крыльев и 4,5 м с
крыльями.
Двухпутный
снегоочиститель ЦУМЗ
очищает путь от
заносов глубиной до 0,6 м,
шириной от 3,2 до 5,1 м
при рабочей скорости
до 40 км/ч.
Оснащены деревянным
кузовом. Управление
механизмами
пневматическое, с
помощью кранов.
Выпускались в
послевоенный период
на заводе МПС в г.Туле.
Снегоочистители
СДП и СДП-М
предназначены для
очистки
железнодорожных путей
от снега толщиной 1,0 ...
1,5 м, используются
главным образом на
перегонах, могут
применяться также и
для очистки
станционных путей.
Конструкция
снегоочистителя типа
СДП разработана
коллективом
конструкторов ПКБ ЦП
МПС - инженерами
В.Е.Гора, Н.Н.Гуленко,
Л.Л.Трухмановым,
В.С.Рожковым,
В.Д.Капитановым и др.
на основе изучения
опыта эксплуатации
различных плуговых
снегоочистителей,
выявления их
недостатков и учета
современных
требований.
Конструкция
снегоочистителей СДП
и СДП-М почти
одинаковая,
отличаются формой
плужных отвалов.
Снегоочистители
представляют собой
специальный
цельнометаллический
четырехосный вагон,
оборудованный по
концам отвальными
плоскостями. Ширина
захвата составляет 3,18 м
при закрытых крыльях и
4,95 м при открытых.
На снегоочистителях
СДП лобовой щит -
жесткая пирамидальная
конструкция - подвижно
прикреплен к
торцовому листу рамы
вертикальными
направляющими, по
которым он
перемещается (подъем и
опускание щита)
механизмом подъема.
Механизм подъема
состоит из двух
пневматических
цилиндров. Цилиндры
смонтированы на
торцовом листе рамы
шарнирно (на цапфах) .
Подъем щита облегчают
два чугунных
противовеса,
связанные с подъемным
щитом цепями,
перекинутыми через
блоки. В нижней части
лобового щита к
основному листу
болтами прикреплены
съемные ножи.
В рабочем положении
нижняя кромка ножей
опускается на 50 мм
ниже уровня головки
рельса. Над рельсами
вместо ножей
установлены тросовые
щетки. Ход щита
регулируется
переставными упорами.
Положение лобового
щита контролируется
по указателю
(расположен в середине
стола управления) или
по электрической
контрольной лампочке.
В средней части
лобового щита
расположен люк с
крышкой для прохода
выдвижной автосцепки.
Над лобовым щитом на
раме машины закреплен
передний козырек
закругленной формы -
он направляет поток
снега, перемещающийся
по отвалу, и защищает
торцовые окна кузова
от снега.
У
модернизированного
снегоочистителя СДП-М
конструкция лобового
щита отличается от
щита снегоочистителя
СДП. Щит приводится в
рабочее и
транспортное
положение поворотом
вокруг горизонтальной
оси, закрепленной в
кронштейнах,
приваренных к
торцовому листу.
Поднимается и
опускается лобовой
щит пневматическими
цилиндрами, штоки
которых шарнирно
связаны с
кронштейнами,
приваренными к задней
стенке щита. Для
облегчения подъема
щита на рычагах
смонтированы чугунные
грузы-противовесы. Из
рабочего в
транспортное
положение щит
переводится при
повороте его вперед по
ходу снегоочистителя.
Щит в рабочем и
транспортном
положении находится
ниже балки выдвижной
автосцепки, поэтому
путь можно очищать при
расположении
локомотива впереди
снегоочистителя. Это
целесообразно при
неглубоком снеге или
при очистке станций.
Лобовой щит машины
СДП-М (как и у СДП)
оборудован рычажным и
световым указателями
положения. В
транспортном
положении лобовые
щиты закрепляются
винтовыми стяжками.
Подъемные
подкрылки угловых и
боковых крыльев на
снегоочистителях СДП
и СДП-М отличаются
только формой
отвальных
поверхностей. Кроме
того, верхний козырек
на снегоочистителях
СДП закруглен и
установлен на крыле
неподвижно; на
снегоочистителях
СДП-М верхние козырьки
крыльев шарнирные,
прикреплены к
подъемным подкрылкам.
При открытии крыла
козырьки
автоматически
разворачиваются
вперед, при закрытии
занимают вертикальное
положение,
обеспечивая
вписывание крыльев в
габарит подвижного
состава. Козырьки
поворачиваются
регулируемой тягой.
В транспортном
положении подкрылки
закрепляются
винтовыми стяжками. В
рабочем положении
крылья удерживаются
пневматическими
цилиндрами. Усилие,
действующее по штоку
цилиндра, рассчитано
так, что при больших
высоте снега или его
плотности,
превышающих
расчетные, крылья
прикрываются, это
увеличивает
устойчивость
снегоочистителя. На
балке установлены
амортизаторы с
резиновыми шайбами
для смягчения ударов
крыла о балку рамы при
закрывании.
У снегоочистителя
кузов состоит из
металлического
каркаса, выполненного
из уголковой стали,
наружной
металлической
обшивки, приваренной к
каркасу, и внутренней
деревянной обшивки.
Стены, крыша и пол
утеплены
теплоизоляционными
плитами. В торцовых и
боковых стенках
расположены окна.
Боковые окна у постов
управления выдвижные.
Лобовые окна
оборудованы
стеклоочистителями с
ручным приводом.
Помещение
вентилируется через 2
дефлектора,
установленных в крыше
кузова. Отапливается
кузов угольной печью.
У обоих торцовых
концов кузова
установлены
одинаковые по
конструкции столы
управления.
Масса
снегоочистителей СДП,
СДП-М до № 2205 - 75 т; СДП-М с
№ 2206 и СДП-2М - 84 т.
Снегоочиститель СДП
серийно выпускался с
1956 г. Покровским
механическим заводом
(г.Энгельс,
Саратовской обл.; с 1965
г. - Энгельсский завод
транспортного
машиностроения),
впоследствии заменен
модернизированной
моделью СДП-М; СДП-М2
современная модель,
выпускается ОАО
"Трансмаш" (бывш.
ЭМЗ).
Снегоочистители
СДП, СДП-М, а также
системы ЦУМЗ имеют ряд
конструктивных
недостатков, основные
из которых следующие:
нельзя изменять
направление
отбрасывания снега;
при повороте
«угловое» крыло
занимает ряд
положений, при которых
засекает габарит
смежного пути, что не
позволяет работать
«угловым» крылом без
закрытия движения по
соседнему пути.
Модель универсального
плужного
снегоочистителя СПУ
не имеет этих
недостатков.
Предполагалось
заменить этой моделью
снегоочиститель СДП-М.
Кроме возможности
изменять направление
отбрасывания снега и
работать угловым
крылом, на закрывая
движения по соседнему
пути, снегоочиститель
СПУ обладает большой
рабочей и
транспортной
скоростью; повышена
безопасность работ.
Снегоочиститель СПУ -
унифицированная
базовая модель: на ее
основе могут быть
изготовлены
снегоочистители для
железных дорог
различной ширины
колеи (СПУ-Н для колеи
1520 мм и СПУ-У для
1067 мм).
Снегоочиститель
однопутный плужный
самоходный ТГМ-40С
создан на базе
маневрового тепловоза
ТГМ-40 и предназначен
для очистки
железнодорожного пути
от снега высотой до 1,0 м
при рабочей скорости
до 40 км/ч.
Снегоочистительное
устройство состоит из
главной рамы с
отвалами плужного
типа, передних и
задних ножей и
открывающихся боковых
крыльев, шарнирно
соединенных с главной
рамой. Крылья служат
для увеличения ширины
очищаемой полосы. В
рабочем положении их
раскрывают и они
являются продолжением
отвалов, в
транспортном -
убирают. Опускание и
подъем ножей в рабочее
и транспортное
положения
осуществляется с
помощью
пневмоцилиндров через
систему рычагов.
Обслуживающий
персонал
снегоочистителя
ТГМ-40С - штатная
бригада тепловоза
ТГМ-40.
|