В связи с
переходом на новую,
более совершенную и
мощную тракторную
базу, СКБ
«Газстроймашина»
разработаны
экскаваторы ЭТР-204,
ЭТР-223 и ЭТР-224, которые
являются дальнейшим
развитием конструкции
экскаваторов типа ЭР-7 и
предназначены
заменить
соответственно машины
ЭР7-АМ, ЭР-7Е и ЭР-7П.
Экскаваторы ЭТР-223 и
ЭТР-224 отличаются от
экскаватора ЭТР-204
размерами
разрабатываемой
траншеи и вызванными в
связи с этим
некоторыми
изменениями отдельных
узлов и механизмов.

Экскаватор
ЭТР-204 в
транспортном
положении |
Основой
тягача является
гусеничный ход
трактора Т-130.1Г,
который удлинен
(добавлено по
четырнадцать звеньев
в каждую гусеницу),
расширен по колее и
поставлен на раму
жесткой конструкции. В
гусеничной цепи
экскаватора ведущее
колесо установлено
впереди, а натяжное
колесо - сзади, т.е.
изменено расположение
колес по сравнению с
их установкой на
тракторе Т-130.1Г. При
этом двигатель вместе
с радиатором и муфтой
сцепления, КПП, корпус
бортовых фрикционов и
бортовые редукторы
вынесены вперед
относительно
гусеничной цепи, а
механизм натяжного
приспособления
установлен в задней
части этой цепи.
Экскаваторы имеют
навесной рабочий
орган, увеличенную
мощность первичного
двигателя, повышенную
вместимость ковшей (в
1,25 - 1,5 раза), объемный
гидропривод рабочего
хода, улучшенную общую
компоновку машины и
т.п. Применение
объемного
гидропривода рабочего
хода позволяет
бесступенчато
регулировать рабочие
скорости передвижения
в широком диапазоне
(от 10 до 300 м/ч),
наиболее полно
использовать мощность
двигателя, увеличить
(на 30%)
производительность
машины (600-650 м3/час).
Применение навесного
рабочего оборудования
позволило
совершенствовать
технологию
производства
траншейных работ,
повысить мобильность
и транспортабельность
экскаваторов,
расширить область их
применения в
стесненных условиях.
Как по удельной
мощности, так и по
удельной
металлоемкости все
новые экскаваторы
этих типоразмеров
превосходят старые
модели типа ЭР-7, но
уступают им по
удельному давлению на
грунт. Более высокие
показатели на новых
моделях этой группы
достигнуты благодаря
значительному
увеличению мощности
двигателя. Эти
экскаваторы способны
реализовать большие
силы резания на зубьях
ковшей, что особенно
важно при разработке
прочных, в том числе
мерзлых, грунтов.
Такие грунты, как
известно, обладают
более высокой несущей
способностью, а
поэтому допускают
большие удельные
давления. Поэтому
повышение значений
этого показателя для
экскаваторов средней
мощности новых
моделей по сравнению с
их предшественниками
нельзя рассматривать
как серьезный
недостаток
конструкции машин.
Экскаватор
ЭТР-204
предназначен для
рытья траншей шириной
1,2 м и глубиной до
2,0 м под
трубопроводы
диаметром до 800 мм.
В нем применены
гидравлический привод
рабочего хода, подъема
и опускания рабочего
органа, подъема и
опускания откидной
части транспортера и
механический привод
транспортного хода, а
также механизмов
рабочего органа.
Конструкция вала
привода ротора
идентична конструкции
такого же вала
экскаватора ЭР-7АМ.
Транспортер по
конструкции подобен
такому же
транспортеру
экскаватора ЭР-7Т. К
экскаватору
разработано
оборудование для
профилирования
основания и рытья
приямков МВ-1.

Экскаватор
ЭТР-223 является
модификацией
экскаватора ЭТР-204 и
предназначен для
рытья траншей шириной
1,5 м и глубиной 2,2 м
под трубопроводы
диаметром до 1000 мм.
В связи с увеличением
ширины и диаметра
ротора изменены
размеры валов и осей
рабочего органа и
соответственно
изменены размеры
верхней и нижней рам
ротора,
щита-ограничителя,
заднего зачистного
щита и откосников, а
также размеры
транспортера.
На роторе установлено
четырнадцать ковшей,
емкость которых по
отношению к ковшам
ЭТР-204 увеличена. Все
остальные детали и
узлы конструктивно не
изменены.

Экскаватор
ЭТР-224 является
модификацией
экскаватора ЭТР-204 и
предназначен для
рытья траншей шириной
0,85 м и глубиной 2,2 м
под трубопроводы
диаметром до 500 мм
(в первую очередь под
трубопроводы,
прокладываемые на
территории промыслов).
В связи с уменьшением
ширины ротора и
увеличением его
диаметра изменены
длины валов и осей
рабочего органа и
соответственно
изменены размеры
верхней и нижней рам
ротора,
щита-ограничителя,
заднего зачистного
щита и откосников, а
также размеры
транспортера.
На роторе установлено
шестнадцать ковшей,
емкость которых по
отношению к емкости
ковшей экскаватора
ЭТР-204 уменьшена. Все
остальные детали и
узлы конструктивно не
изменены.

Экскаваторы
ЭТР-204А, ЭТР-223А и
ЭТР-224А
модернизированные,
где в качестве тягача
использовались узлы
трактора Т-170МГ.
Экскаваторы
предназначены для
отрытия траншей и
каналов для прокладки
нефте-, газо- и
водопроводов и
коммуникаций
различного назначения
в грунтах I-IV категорий
на глубину до 2,2 м,
а также в мерзлых
грунтах сезонного
промерзания до 1 м
(ЭТР-223А) и до 1,2 м
(ЭТР-224А). Основные
конструктивные
различия - ширина
ротора,
соответственно и
разная ширина
отрываемых траншей: 1,5 м
у ЭТР-223А и 0,8 м у
ЭТР-224А. В остальном
они представляют
собой группу
максимально
унифицированных машин
с одинаковой
кинематической схемой
и механическим
приводом рабочего
органа.
Экскаваторы
ЭТР-224Б и ЭТР-224Б-1 предназначены
для рытья траншей (по
дну) шириной 0,8 м и
глубиной 2,2 м (+- 0,2 м).
Производительность 600 м3/час
в грунтах I категории.
Тягач выполнен на
узлах трактора Т-170М.01.
Значительно изменена
конструкция механизма
подъема-опускания
рабочего органа.
Выпуск
экскаваторов ЭТР-204,
ЭТР-223 и ЭТР-224 освоен в
первой половине 70-х
годов на Брянском
заводе ирригационных
машин (ныне ОАО
"Ирмаш"). Со
снятием с
производства трактора
Т-170 экскаваторы
ЭТР-223А и ЭТР-224А
продолжают выпускать
на узлах трактора Т-10М.
По данным, требующим
уточнения, экскаватор
ЭТР-224Б-1 выпускался
Радицким
машиностроительным
заводом, г.Брянск (ныне
ОАО "РаМЗ").
|