В
создание путевого
машиностороения
внесли существенный
вклад отечественные
инженеры и
изобретатели. В числе
первых путевых машин,
созданных на заре
развития
железнодорожного
трнспорта, плуг на
конной тяге для
механизированной
очистки пути от снега.
В 1879 г. инж. С.С.Гендель
сконструировал и
применил
снегоочиститель-таран.
В это же время
машинист Беренс
изготовил модель
роторного
снегоочистителя. В 1887
г. инж. И.Н.Ливчак
создал
вагон-путеизмеритель,
а в 1910 г. инж.
А.Н.Шумилов - первую
снегоуборочную машину
с погрузкой снега в
состав. В 1913 г. инж.
Н.Е.Долгов разработал
путеизмерительную
тележку и более
совершенный
вагон-путеизмеритель.
В 30-е годы были созданы
путевые машинные
станции (ПМС), которые
стали получать новые
высокопроизводительные
путевые машины -
путевые струги и
балластеры с
пневмоуправлением,
звеньевые
путеукладчики. Тогда
же машинист
Гавриченко разработал
снегоуборочную
машину.
После Великой
отечественной войны
железнодорожное
машиностроение
поднялось на новую
ступень развития. Уже
в 1947 г. путевое
хозяйство СССР
получило
электробалластеры
ЭЛБ-1, землеуборочные
машины системы
Балашенко,
автодрезины АГМу.
В 50-х годах созданы
путеукладочные краны
УК-25/9 и УК 25/21,
щебнеочистительная
машина ЩОМ-Д,
балластные
хопперы-дозаторы БХД,
шпалоподбивочные
машины ШПМ-02,
снегоуборочные машины
СМ-2, электро- и
гидроинструмент,
средства рельсовой
дефектоскопии.
В 60-е годы началось
внедрение таких
высокопроизводительных
машин, как
выправочно-подбивочно-отделочная
ВПО-3000,
балластоочистительная
БМС, дрезина грузовая
крановая ДГКу,
путеукладочный кран
УК-25/9-18, путевая
рельсосварочная
машина ПРМС-3,
звеносборочные и
звеноразборочные
машины.
В 70-е годы началось
оснащение путевого
хозяйства
выправочно-подбивочно-рихтовочными
машинами ВПР-1200 и
ВПРС-500 (для стрелок),
рихтовочной Р-2000 и
щебнеочистительной
ЩОМ-4, разработаны
моторные гайковерты
ПМГ, универсальная
балласто-распределительная
машина УБРМ-1,
балластоуплотнительная
машина БУМ и др.
Большой вклад в
развитие путевых
машин внесли
коллективы
Проектно-технологическо-конструкторского
бюро Главного
управления пути МПС
(ПТКБ ЦП МПС),
Всесоюзного
научно-исследовательского
института
железнодорожного
транспорта (ВНИИЖТ),
Калужского,
Кировского,
Тихорецкого и др.
заводов, транспортных
вузов,
Проектно-конструкторского
бюро
Главстроймеханизации
Министерства
транспортного
строительства (ПКБ
Главстроймеханизации
Минтрансстроя) и
Всесоюзного
научно-исследовательского
института
транспортного
строительства.Обходить
внимание путевые
машины считаю крайне
неверным шагом: если
сравнивать
железнодорожные
путевые машины со
строительными и
дорожными машинами по
назначению, то
обнаруживается много
сходного: путевые
струги-снегоочистители
- это те же бульдозеры
и грейдеры в "одном
лице", в
щебнеочистительных
машинах и
вертикальных
каналокопателях
заложен принцип
экскаваторов
непрерывного
действия, а так же
различные дрезины с
крановыми
установками, с
подъемниками и тд.
Что характерно, в
эксплуатации
находится еще
довольно много
путевых
машин-"ветеранов",
включая послевоенные
образцы с деревянными
кабинами и кузовами!
Призываю всех
любителей техники
внимательней
относиться к путевым
железнодорожным
машинам.
Автодрезины,
автомоторисы и
мотовозы |
Снегоочистительные
и путеуборочные
машины |
Машины
для строительства
и обслуживания
путей |
|