Экскаваторным
отделом
конструкторского бюро
Уральского завода
тяжелого
машиностроения (УЗТМ)
в 1940 г. спроектирован,
а в 1947 г. изготовлен
экскаватор Э-3 -
значительно
усовершенствованный
довоенный карьерный
экскаватор М-IV-Э (IV-Э-3). За
работу при создании
экскаватора
конструкторам
Сатовскому, Вернику,
Борисову, профессору
Домбровскому и
технологу Егошиной
присуждена Сталинская
премия, а фамилия
главного конструктора
Бориса Ивановича
Сатовского
впоследствие вошла в
марку нового
экскаватора - СЭ-3.
Государственные
испытания первый
образец экскаватора
СЭ-3 проходил на
Первоуральском
титано-магнетитовым
руднике, где
впоследствии
отработал свыше 30 лет
(более двух
нормативных срока
эксплуатации).
Экскаватор
СЭ-3 (тип ЭЛГ-3)
принадлежит к группе
полууниверсальных
карьерных
экскаваторов. Имеет
ковш 3 м3,
предназначенный для
тяжелых условий
работы. В более легких
условиях может
работать с ковшом 4 м3
и 5 м3 - запаса
прочности хватало
применять ковши
увеличенной емкости
без каких либо
конструктивных
изменений.
Рабочее оборудование -
двухбалочная внешняя
рукоять с
бесполиспастной
подвеской ковша к
барабану подъемной
лебедки,
индивидуальный привод
главных механизмов
подъема, напора,
поворота и хода. К
числу особенностей
машины относятся
также механизм
поворота с двумя
редукторамис
двигателями
вертикального типа;
опорно-поворотное
устройство с открытым
роликовым кругом и
центральной цапфой;
электропривод
постоянного тока по
системе Г-Д с
трехобмоточными
генераторами.
В конструкции
экскаватора широко
применены сварные
комбинированные
конструкции -
поворотная платформа,
нижняя рама и др.узлы.
Шестерни, оси, ролики,
опорные колеса и
другие основные узлы
механизмов
изготовлены из
хромистых, никелевых и
молибденовых сталей.
Детали, подверженные
абразивному износу, -
передняя стенка ковша,
петли днища, коромысло
и зубья ковша, траки -
изготовлены из
высокомарганцовистой
стали. Балки рукояти
изготовлены из
низколегорованной
стали, обладающей
высокой ударной
вязкостью при низких
температурах.
Для вскрышных работ
(выемка в отвал или
транспорт) создан
экскаватор СЭ-3у
(упоминался в
технической
литературе еще как
СЭ-3В "Вскрышной")
с удлиненными стрелой
и рукоятью (17 и 10 м,
в отличие от базовых
10,5 и 7,2 м) и
объемом ковша 2 м3.
Экскаватор СЭ-3
выпускался до 1956 г.,
непрерывно
совершенствуясь на
основе накопленного
опыта эксплуатации и
экспериментальных
испытаний.
Дальнейшее развитие
модели - экскаватор
карьерный гусеничный ЭКГ-4
(маркировка согласно
принятому новому
ГОСТу) с ковшом
емкостью 4 м3.
|