WWW.TECHSTORY.RU
Сайт о механических экскаваторах, старой строительной,
авто- и железнодорожной технике

 
Главная
От автора
Мой фотоархив
 
Новости
 
Фотогалереи:
Экскаваторы
Краны
Трактора
Автотехника
Другая техника (СДМ)
Специальная техника
Железнодорожная техника
Импортная техника
Промзона
 
Технические описания:
Экскаваторов
Кранов
Тракторов
Автотехники
Другой техники (СДМ)
 
Масштабные модели
 
Фотообзоры техники
 
Наши поиски
 
Статьи и литература
 
Ссылки
 
Спасибо за сотрудничество!
 

 

Трактор С-2
описание и технические характеристики
После освоения летом 1933 года тяжелого гусеничного С-60 на новом Челябинском тракторном заводе (ЧТЗ) имени Сталина также была предпринята попытка создания на его базе скоростного транспортного трактора-тягача.
Однако, в отличие от Сталинградского СТЗ-3, тихоходный и громоздкий С-60 с полужесткой подвеской практически не подходил для это цели. Ни один его агрегат не мог быть использован в скоростной модификации без радикальных переделок или полной замены. Тем не менее, в начале 1935 года коллектив НАТИ во главе с начальником тракторного отдела В.Я.Слонимским и ведущим конструктором А.А.Крейслером взялся за эту сложную и неблагодарную работу – слишком велико было желание дать стране еще одну транспортную машину. На прототипе транспортного трактора “Сталинец-1”(С-1 или “Скоростной”) в конструкцию машины, по сравнению с базовой, внесли кардинальные изменения: подняли мощность двигателя путем увеличения частоты вращения, степени сжатия и перевода его на бензин, вместо лигроина; добавили четвертую ступень в коробку передач и расширили ее силовой диапазон; применили легкую мелкозвенчатую гусеницу; использовали пневмоусилители управления бортовых фрикционов. Компоновку изменил по опыту СТЗ-5 – двигатель сместили вперед и заключили внутрь кабины, сзади, на освободившиеся место установили кузов, под ним – лебедку от тягача “Коминтерн”. С-1 построили осенью 1935 года в НАТИ, а 10 декабря после прохождения испытаний он был показан вместе с новыми тракторами в Кремле И.В.Сталину и другим руководителям государства.
В следующем году по результатам испытаний усилили подвеску, мощность двигателя довели до 120 л.с. при 1200 об/мин, т.е. она увеличилась почти вдвое по сравнению с С-60, при это скорость машины повысилась. Зимой 1937 года С-1 проходил испытания уже как артиллерийский тягач на Лужском полигоне и показал не плохие результаты: среднюю скорость по шоссе без прицепа – 22 км/ч, с артсистемой массой 7,2 т. – до 17 км/ч, с массой 12 т – до 11 км/ч. Однако в это время ЧТЗ уже интенсивно готовился к переходу на новый базовый трактор С-65 с дизелем НАТИ М-17 (75 л.с.), поэтому бензиновый С-1 оказался бесперспективным.
Новый транспортный трактор с дизелем, также форсированным до требуемой, более высокой мощности, пришлось создавать почти с нуля, одновременно существенно дорабатывая подвеску и ходовую часть.
Транспортный модификацией двигателя М-17 с конца 1936 года занимался ведущий конструктор НАТИ А.В.Лебедев, а также инженеры В.Н.Попов и А.С.Балаев. Рабочий объем мотора увеличили на 14,3% путем доведения диаметра цилиндров до 155 мм – предела, обусловленного измененной конструкцией блока и поршневой группы; частоту вращения повысили на 35%; расширили фазы газораспределения; применили новую форкамеру. Весной 1937 года дизель МТ-17 был построен в НАТИ. Одновременно с ним компоновался и новый трактор “Сталинец-2”.
С-2 имел типичную для транспортного трактора плотную схему размещения агрегатов с предельно сдвинутым вперед двигателем и кабиной на удлиненной полураме, задняя часть которой крепилась к несущей главной передаче. Ходовая часть состояла из сдвоенных обрезиненных опорных катков (6 на борт) в двух каретках с рессорно -балансирной подвеской по типу танка Т-26. Тормоза: c двусторонним серводействием, по-танковому. Двигатель: МТ-17 четырехцилиндровый, 4-тактный типа "Катерпиллер" мощностью 105 л.с. позволял трактору уверенно буксировать тяжелые артсистемы Б-4 и А-19 как по шоссе, так и по мягкому грунту, преодолевая подъемы свыше 15 градусов, причем средняя скорость составляла 15 км/ч по шоссе и 10 км/ч по грунту. Кроме дизтоплива, МТ-17 работал на смеси автола с керосином, легко заводился в 30-градусные морозы от 20-сильного пускового движка, имевшего ручной и автомобильный электростартеры. Одновременно с прокручиванием дизеля прогревалась его система охлаждения и всасывающий тракт. В 1940 году на ЧТЗ под руководством М.Ф.Балжи разработали более перспективный вариант дизеля С-3 (159,8 л.с.) с перспективой доведения его мощности до 185 л.с.
Конструкция транспортного трактора по узлам и агрегатам в значительной степени унифицирована с трактором общего назначения С-65 (что позволяло собирать их на одном конвейере), однако компоновка его типична для артиллерийских тягачей: двигатель и двухместная кабина расположены впереди, а грузовая платформа – сзади. Четырехцилиндровый дизель МТ-17 через четырехступенчатую коробку передач тракторного типа приводил в движение ведущие колеса, расположенные сзади. Двигатель МТ-17 работал как на дизельном топливе, так и на смеси автола с керосином. Для его запуска использовался бензиновый пусковой двигатель, снабженный ручным и автомобильным электростартером. Двигатель легко запускался и в 30-градусные морозы, при запуске прогревались также системы охлаждения и всасывающий тракт.
Ходовая часть трактора состоит из сдвоенных обрезиненных опорных катков (на борт) в двух каретках с рессорно-балансирной подвеской по типу легкого танка Т-26.
Трактор С-2 обладал хорошей проходимостью по пересеченной местности, с прицепом он преодолевал подъемы до 15°, средняя скорость с прицепом по шоссе составляла 15 км/ч, по грунту 10 км/ч. Развиваемое трактором тяговое усилие до 6200 кгс позволяло использовать его для транспортировки артиллерийских орудий среднего и большого калибра (вплоть до 280-мм мортир), а также для буксировки поврежденной бронетанковой техники.

Технические характеристики трактора С-2

Число мест в кабине 2
Число мест в кузове 6
Мощность двигателя при 1350 об/мин., л.с. 105
Максимальная скорость, км/час 26,5
Грузоподъемность платформы, кг 1500
Масса буксируемого прицепа, кг 10000
Масса тягача в снаряженном состоянии, кг 12000

Источник: Е.Прочко “Артиллерийские тягачи Красной Армии”

Фотогалерея трактора Сталинец-2  

Автор сайта будет признателен за любую информацию и за фотографии этого трактора. E-mail: Techstory@mail.ru


Copyright © 2002-2011 TechStory.ru

Главная