Грейдер
Д-241 предназначается
для профилирования
грунтовых дорог,
планировки земляных
обочин и тому подобных
работ. Грейдер
работает в сцепе с
трактором ДТ-54. Его
можно применять на
дорожном,
мелиоративно-ирригационном
строительстве,
сельскохозяйственных
работах (в том числе в
условиях склонов и
косогоров), устройстве
площадок под
лесонасаждения и на
других работах. Все
работы грейдером
выполняются основным
рабочим органом -
ножом,
приспособленным по
конструкции
управления к быстрой и
легкой смене
положений, в
зависимости от
изменении рельефа
местности и очертания
поперечного профиля
сооружаемого полотна. 
Грейдер
Д-241 состоит из тех же
частей, что и грейдер Д-20Б, но
отличается от него
меньшими размерами, а
также отсутствием
механизма перемещения
рамы грейдера вдоль
оси задних колес,
наклона передних
колес и механизма
поворота дышла.
Основная рама сварной
конструкции выполнена
из двух продольных
изогнутых швеллеров,
связанных между собой
косынками и
угольниками. В плане
рама имеет вид
равносторонней
трапеции,
суживающейся к
переднему концу. На
основной раме
смонтированы рабочие
органы, механизмы
управления и площадка
грейдериста.
На рабочей площадке
грейдериста впереди
расположен
инструментальный
ящик; под рабочей
площадкой имеется
бункер для закладки
груза (песок, щебень,
куски металла).
Для закладки груза в
бункер нужно на
рабочей площадке
отвернуть болты двух
досок, снять доски и в
образовавшийся проем
заложить груз, после
чего доски и болты
поставить на место.
Внизу бункера имеется
заслонка, при
открывании которой
груз вываливается
вниз.
В задней части рабочей
площадки, слева по
ходу машины,
установлено сиденье.
Рабочее оборудование
грейдера Д-241 делится
на основное и
дополнительное.
Основное рабочее
оборудование состоит
на отвала с ножом,
который кронштейнами
подвешивается к
поворотному кругу.
Отвал на тяговой раме
может быть установлен
и укреплен в трех
положениях: 1) среднее,
2) выдвинут влево, 3)
выдвинут вправо. Для
этого на отвале
имеются специальные
кронштейны. Для
изменения углов
резания предусмотрена
специальная
регулировка отвала
гребенчатыми
планками,
установленными с двух
сторон лап тяговой
рамы.
Нож имеет две режущие
кромки и два ряда
отверстий для
крепления его к отвалу
болтами с потайными
головками. Он состоит
из двух равных частей.
После износа одной
режущей кромки нож
переворачивается, и
работа ведется второй
режущей кромкой. На
конце отвала имеется
два боковых ножа,
назначение которых -
усилить отвал и
уменьшить износ углов
и ножей.
В дополнительное
рабочее оборудование
входит откосник
правый и удлинитель
левый, которые
полностью
используются от
тяжелого грейдера
Д-20Б.
Тяговым органом
является дышло
трубчатого сечения,
соединенное с
передним мостом литой
скобой. На переднем
конце дышла имеется
тяговый штырь и
прицепная серьга,
служащие упряжкой для
соединения с тягачом.
Для удобства сцепки
грейдера с трактором
передний конец дышла
устанавливается на
подставку. На конце
тягового штыря, внутри
трубы, имеется
предохранительная
шпилька, которая
работает на срез и
рассчитана на тяговое
усилие 3000 кг.
Для использования
грейдера Д-241
террасником нужно
отцепить дышло и
передний скат.
Передняя опора
грейдера крепится на
прицепной серьге
трактора. Такая сцепка
дает возможность
увеличивать
маневренность и
проходимость
грейдера.
Выпускался
Коростенским заводом
дорожных машин
"Октябрьская
кузница".
Модификация Д-241А. При
смене системы
индексации дорожных
машин получил марку
ДЗ-6.
|