После
освоения летом 1933 года
тяжелого гусеничного
С-60 на новом
Челябинском
тракторном заводе
(ЧТЗ) имени Сталина
также была
предпринята попытка
создания на его базе
скоростного
транспортного
трактора-тягача.
Однако, в отличие от
Сталинградского СТЗ-3,
тихоходный и
громоздкий С-60 с
полужесткой подвеской
практически не
подходил для это цели.
Ни один его агрегат не
мог быть использован в
скоростной
модификации без
радикальных переделок
или полной замены. Тем
не менее, в начале 1935
года коллектив НАТИ во
главе с начальником
тракторного отдела
В.Я.Слонимским и
ведущим конструктором
А.А.Крейслером взялся
за эту сложную и
неблагодарную работу
– слишком велико было
желание дать стране
еще одну транспортную
машину. На прототипе
транспортного
трактора
“Сталинец-1”(С-1 или
“Скоростной”) в
конструкцию машины, по
сравнению с базовой,
внесли кардинальные
изменения: подняли
мощность двигателя
путем увеличения
частоты вращения,
степени сжатия и
перевода его на
бензин, вместо
лигроина; добавили
четвертую ступень в
коробку передач и
расширили ее силовой
диапазон; применили
легкую мелкозвенчатую
гусеницу;
использовали
пневмоусилители
управления бортовых
фрикционов.
Компоновку изменил по
опыту СТЗ-5 –
двигатель сместили
вперед и заключили
внутрь кабины, сзади,
на освободившиеся
место установили
кузов, под ним –
лебедку от тягача
“Коминтерн”. С-1
построили осенью 1935
года в НАТИ, а 10
декабря после
прохождения испытаний
он был показан вместе
с новыми тракторами в
Кремле И.В.Сталину и
другим руководителям
государства.
В следующем году по
результатам испытаний
усилили подвеску,
мощность двигателя
довели до 120 л.с. при 1200
об/мин, т.е. она
увеличилась почти
вдвое по сравнению с
С-60, при это скорость
машины повысилась.
Зимой 1937 года С-1
проходил испытания
уже как
артиллерийский тягач
на Лужском полигоне и
показал не плохие
результаты: среднюю
скорость по шоссе без
прицепа – 22 км/ч, с
артсистемой массой 7,2
т. – до 17 км/ч, с массой
12 т – до 11 км/ч. Однако
в это время ЧТЗ уже
интенсивно готовился
к переходу на новый
базовый трактор С-65 с
дизелем НАТИ М-17 (75
л.с.), поэтому
бензиновый С-1
оказался
бесперспективным.
Новый транспортный
трактор с дизелем,
также форсированным
до требуемой, более
высокой мощности,
пришлось создавать
почти с нуля,
одновременно
существенно
дорабатывая подвеску
и ходовую часть.
Транспортный
модификацией
двигателя М-17 с конца
1936 года занимался
ведущий конструктор
НАТИ А.В.Лебедев, а
также инженеры
В.Н.Попов и А.С.Балаев.
Рабочий объем мотора
увеличили на 14,3% путем
доведения диаметра
цилиндров до 155 мм –
предела,
обусловленного
измененной
конструкцией блока и
поршневой группы;
частоту вращения
повысили на 35%;
расширили фазы
газораспределения;
применили новую
форкамеру. Весной 1937
года дизель МТ-17 был
построен в НАТИ.
Одновременно с ним
компоновался и новый
трактор “Сталинец-2”.
С-2 имел типичную для
транспортного
трактора плотную
схему размещения
агрегатов с предельно
сдвинутым вперед
двигателем и кабиной
на удлиненной
полураме, задняя часть
которой крепилась к
несущей главной
передаче. Ходовая
часть состояла из
сдвоенных
обрезиненных опорных
катков (6 на борт) в
двух каретках с
рессорно -балансирной
подвеской по типу
танка Т-26. Тормоза: c
двусторонним
серводействием,
по-танковому.
Двигатель: МТ-17 четырехцилиндровый,
4-тактный типа
"Катерпиллер"
мощностью 105 л.с.
позволял трактору
уверенно буксировать
тяжелые артсистемы Б-4
и А-19 как по шоссе, так
и по мягкому грунту,
преодолевая подъемы
свыше 15 градусов,
причем средняя
скорость составляла 15
км/ч по шоссе и 10 км/ч
по грунту. Кроме
дизтоплива, МТ-17
работал на смеси
автола с керосином,
легко заводился в
30-градусные морозы от
20-сильного пускового
движка, имевшего
ручной и
автомобильный
электростартеры.
Одновременно с
прокручиванием дизеля
прогревалась его
система охлаждения и
всасывающий тракт. В
1940 году на ЧТЗ под
руководством М.Ф.Балжи
разработали более
перспективный вариант
дизеля С-3 (159,8 л.с.) с
перспективой
доведения его
мощности до 185 л.с.
Конструкция
транспортного
трактора по узлам и
агрегатам в
значительной степени
унифицирована с
трактором общего
назначения С-65 (что
позволяло собирать их
на одном конвейере),
однако компоновка его
типична для
артиллерийских
тягачей: двигатель и
двухместная кабина
расположены впереди, а
грузовая платформа –
сзади.
Четырехцилиндровый
дизель МТ-17 через
четырехступенчатую
коробку передач
тракторного типа
приводил в движение
ведущие колеса,
расположенные сзади.
Двигатель МТ-17 работал
как на дизельном
топливе, так и на смеси
автола с керосином.
Для его запуска
использовался
бензиновый пусковой
двигатель, снабженный
ручным и
автомобильным
электростартером.
Двигатель легко
запускался и в
30-градусные морозы,
при запуске
прогревались также
системы охлаждения и
всасывающий тракт.
Ходовая часть
трактора состоит из
сдвоенных
обрезиненных опорных
катков (на борт) в двух
каретках с
рессорно-балансирной
подвеской по типу
легкого танка Т-26.
Трактор С-2 обладал
хорошей проходимостью
по пересеченной
местности, с прицепом
он преодолевал
подъемы до 15°, средняя
скорость с прицепом по
шоссе составляла 15
км/ч, по грунту 10 км/ч.
Развиваемое трактором
тяговое усилие до 6200
кгс позволяло
использовать его для
транспортировки
артиллерийских орудий
среднего и большого
калибра (вплоть до
280-мм мортир), а также
для буксировки
поврежденной
бронетанковой
техники.Технические
характеристики
трактора С-2
Число
мест в кабине |
2 |
Число
мест в кузове |
6 |
Мощность
двигателя при 1350
об/мин., л.с. |
105 |
Максимальная
скорость, км/час |
26,5 |
Грузоподъемность
платформы, кг |
1500 |
Масса
буксируемого
прицепа, кг |
10000 |
Масса
тягача в
снаряженном
состоянии, кг |
12000 |
Источник:
Е.Прочко
“Артиллерийские
тягачи Красной Армии”
|